Слайд 1Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в процессе урочной и внеурочной деятельности
Слайд 2Социализация – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя процесс усвоения социального
опыта, системы социальных связей и отношений.
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Но на формирование личности ребенка большое влияние оказывают процессы, которые происходят в окружающей жизни. Особенно значимы саморазвитие и социализация для школьников с ОВЗ. Поэтому школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, становится личностью.
Слайд 3Адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Биологическая адаптация предполагает приспособление организма к устойчивым
и изменяющимся условиям среды.
Социальная адаптация предполагает активное участие самого школьника в формировании умении и навыков, необходимых для реализации. Суть социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как саморазвитие, самореализация, интеграция, адаптация.
Слайд 4Социализация детей с интеллектуальными нарушениями нуждается в определении социально-психологических и психолого-педагогических
факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию данной категории детей. Выявить структуру социализации, пути, способы, организационные формы и педагогические условия их реализации – это значит позволить ребенку с ОВЗ включиться в социальные отношения общества.
Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый социум.
Слайд 5В силу своеобразие психики учащиеся с интеллектуальным недоразвитием их учебная деятельность
отличается своеобразием, но развитие происходит по одним и тем же законам, что и у здоровых сверстников. Особенности деятельности проявляются в неустойчивости мотивации, неадекватности отношения к выполняемым действиям и получаемым результатам. Если задача не находит отклика, она оказывается непонятной и недоступной.
Слайд 6Процесс саморазвития и социализации детей с ОВЗ всегда актуален, так как
требует специальных приемов и методов, форм работы со стороны педагога и взрослых. Для ребенка с ОВЗ восприятие жизни вырабатывается на собственном опыте, при решении различных определенных ситуаций. В учебной деятельности средствами саморазвития и социальной адаптации являются: проблемные ситуации, дидактические игры, разные трудовые задания, игровые ситуации.
Слайд 7Поэтому цель педагога состоит в том, чтобы научить детей получать знания об окружающем
мире, развивать наблюдательность детей, обучать получать опыт практических действий, учить самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, познавать окружающий мир, адаптироваться в нем, помочь найти свое призвание и развивать профессиональные навыки и умения, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.
Слайд 8География, как учебный предмет, может способствовать более успешному саморазвитию и адаптации
детей с ОВЗ, способной интегрироваться в социум, также обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности – это внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, мыслить, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности. Обогащается словарный запас учащихся. У детей формируются элементарные представления и понятия, которые нужны при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление об окружающем мире.
Слайд 9Роль географии, как учебного, предмета имеет большое значение в воспитании и
обучении учащихся с ОВЗ, так как содержание при правильном его отборе и последовательности изучения, целенаправленном формировании навыков учебной работы может стать эффективным средством для социализации учащихся. Основной формой обучения детей в школе является урок, реже – экскурсии и практические занятия. Часто используются комбинированные уроки, которые позволяют осуществлять взаимосвязь изучаемого материала.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке
Слайд 10Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы
и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе во время экскурсий расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Роль географии, как учебного предмета, имеет большое значение в воспитании и обучении учащихся с ОВЗ, так как его содержание и последовательность изучения, тем, формирование навыков учебной работы может стать эффективным средством для саморазвития и социализации учащихся, даёт возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определённые правила и нормы поведения.
Слайд 11Для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказываются недостаточными программные
знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится создание максимально возможных условий для развития детского творчества. Значительную роль в коррекции и позитивном формировании личности, в социализации ребенка играют внеучебные занятия.
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Слайд 12Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из
окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития, учащиеся с ОВЗ отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, они подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
Слайд 13Оптимальные условия для социализации на уроках географии можно создать благодаря широкому
исполнению межпредметных связей. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, письмом и развитием речи, математикой, ИЗО, социально - бытовой ориентировкой и другими предметами. Формирование субъективной позиции учащихся на уроке географии должно быть обязательно. Для этого необходимы на уроке активные методы, соответствующие системно – деятельностному подходу.
Слайд 14Литература
Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об
адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Сирин, 2002. – 156 с.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с.
Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21–29.
Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1
Лодатко Е.А. Методологические основы моделирования социокультурных процессов // RELGA: науч.-культурологический сетевой журн. – 2007. – № 15(160)
Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах Западной Европы. – Псков: ПОИПКРО, 2000. – 47 с
Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
https://infourok.ru/user/busigina-elena-sergeevna