Слайд 1Емельянова Г.Д., учитель
МБОУ «Далёковская СШ»
Системно-деятельностный подход к обучению курса «Географии»
в условиях перехода на ФГОС
Слайд 2Источники:
Системно-деятельностный подход
в обучении географии
Реализация системно-деятельностного
подхода
Слайд 5«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести
к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А. Дистервег
Слайд 6Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Системно-деятельностный подход
Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности
Слайд 7Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
Слайд 8Системно-деятельностный подход предполагает:
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся
в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
Слайд 9Системно-деятельностный подход предполагает:
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие
на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Слайд 10Системно-деятельностный подход предполагает:
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности
и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
Слайд 11Системно-деятельностный подход предполагает:
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли,
значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
Слайд 12Системно-деятельностный подход предполагает:
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося,
в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Примерная основная образовательная программа ОУ – С.8-9.
Слайд 13Главный тезис деятельностного подхода к обучению:
Научить учиться
Такой подход в обучении предполагает,
что:
1) знания приобретаются и проявляются только в деятельности;
2) за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Слайд 14Деятельность — это
форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим
миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо
(С.Л. Рубинштейн)
Слайд 18Основные этапы
урока с использованием деятельностного метода обучения:
Постановка учебной задачи;
Открытие
детьми нового знания;
Первичное закрепление (комментирование);
Самостоятельная работа с проверкой в классе;
Рефлексия
Слайд 19Критерии оценки урока в контексте системно-деятельностного обучения:
1.Цели урока соответствуют системно-деятельностному подходу
(ученик превращается в субъекта, на уроке ученик и учитель взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности).
2.Систематическое развитие рефлексии обучающихся (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Использование эффективных форм, методов и приемов обучения.
4. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся через использование педагогом технологии диалога.
5. Эффективное (адекватно цели урока) сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения.
Слайд 20Критерии оценки урока в контексте системно-деятельностного обучения:
6. формирование контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся.
( На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки).
7. Осмысление и усвоение учебного материала всеми обучающимися.
8. Создание ситуации комфорта для каждого ученика.
9. Доброжелательный стиль отношений на уроке, атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Слайд 21Начинаем урок….
“Нестандартный вход в урок”
Приём
“Фантастическая добавка”
Таблица «Знаю – Хочу узнать –
Узнал»
Корзина идей
Слайд 22Сегодня мы будем изучать….
Приём
“Я беру тебя с собой»
Приём “Ложная альтернатива”
Приём “Да-нет”
Мозговая
атака (штурм)
Слайд 23Приём
“Я беру тебя с собой»
Педагог загадывает признак, по которому
собирается множество
объектов и называет
первый объект. Ученики пытаются угадать
этот признак и по очереди называют
объекты, обладающие, по их мнению, тем
же значением признака. Учитель отвечает,
берет он этот объект или нет. Игра
продолжается до тех пор, пока кто-то из
детей не определит, по какому признаку
собирается множество.
Слайд 24"Открытие" детьми нового знания
Следующий этап работы над понятием - решение проблемы,
которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.
Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.
Слайд 25Первичное закрепление
осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных
алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).
Слайд 26Итак, слушайте внимательно…
Приём Пинг-понг
«Имя – Значение»
Приём “Хорошо-плохо”
Приём “Лови ошибку”
Приём
«Связи»
Ромашка Блума
Слайд 28"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип
вопроса.
Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 29Организация фронтальной работы
(вопросы учителя, ответы ученика)
Выполните задание из учебника, карточки….
Кластер
Фишбоун
Приём
“Морфологический ящик”
Приём “Создай паспорт”
Слайд 30Прием «Фишбоун»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 31Самостоятельная работа с проверкой в классе
Задача четвертого этапа - самоконтроль
и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.
В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.
Слайд 32Дома выучи перескажи, напиши…..
Синквейн
Таблица ПМИ
(Плюс – Минус – Интересно)
Приём “Рюкзак”
Приём
«Хочу спросить»
«Оценочное окно»
Слайд 33Синквейн
Первая строка – существительное, тема синквейна.
Вторая строка – два прилагательных,
описывающих тему.
Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Слайд 34Приём “Рюкзак”
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после
изучения большого
раздела. Суть - зафиксировать свои
продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с
другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому.
Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный
пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать
"пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем паводок отличается от половодья и т.д.
Слайд 35Приём «Хочу спросить»
Рефлексивный прием, способствующий
организации эмоционального отклика на уроке..
Формирует:
умение задавать вопросы;
умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу
спросить…».
На полученный ответ сообщает свое эмоциональное
отношение: «Я удовлетворен….» или «Я
неудовлетворен, потому что …»
Слайд 36Тренировочные упражнения
На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала,
выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение - его освоение, действие -саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы)
Слайд 37Отсроченный контроль знаний
Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на
основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.
Слайд 38«Оценочное окно»
Сразу
могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
Слайд 39В ходе «открытия нового знания» на уроке обучающиеся:
находят ответы на
вопросы тетради на печатной основе с помощью:
ресурсов сети интернет,
дополнительной литературы,
просмотра фрагментов фильма «Всё о мире»;
создают:
- презентации,
- буклеты,
- рекламные проспекты,
- эссе,
- стенгазеты.
Слайд 41Историческое наследие региона Восточный Крым
(Керчь, Ленинский район)
Слайд 42Восточный Крым — уникальный регион Крымского полуострова и всего юга России.
Его территория — удивительное разнообразие природных ландшафтов и выдающихся памятников археологии: они исчисляются многими тысячами. Это эталонные стоянки каменного века, поселения эпохи бронзы и раннего железа, монументальные скифские курганы и курганные группы, античные сельские поселения, древнегреческие города и их обширные некрополи.
Слайд 43Крепость Ени-Кале, в переводе с турецкого языка означает «Новая крепость», расположена в
10-ти километрах от Керчи.
После того как Петр I подписал в 1700 году мирный договор с Турцией и Азов отошел к России, с 1701 – 1703 года турки построили крепость Ени-Кале, которая имела важное стратегическое значение. Благодаря выгодному географическому положению — крепость находилась в самой узкой части пролива — Ени-Кале контролировала проход кораблей между Черным и Азовским морями. Помимо этого здесь находилась резиденция турецкого паши и главный штаб обороны.
Слайд 44Ца́рский курга́н — памятник погребальной архитектуры IV века до н. э., усыпальница одного из членов династии Спартокидов,
правивших Боспорским царством в 438—109 гг. до н. э. Расположен в пригороде Керчи в посёлке Аджимушкай недалеко от входа в Аджимушкайские каменоломни. Входит в состав Керченского историко-культурного заповедника .Объект культурного наследия федерального значения
Склеп был полностью разграблен ещё в древности, сохранились только остатки деревянного саркофага.
Слайд 45Пантикапей[1] (др.-греч. Παντικάπαιον, от др.-иран. *panti-kapa- «рыбный путь») — древнегреческий город, основанный в
конце VII века до н. э. выходцами из Милета на месте современной Керчи; в пору расцвета занимал около 100 га.
Над гладью бухты, на берегу Керченского пролива, именовавшегося в древности Боспором Киммерийским, возвышается гора Митридат. Это наименование закрепилось за холмом, расположенном в историческом центре современного города Керчи (Республика Крым), в конце XVIII века, когда, после победы Российской империи над Османской Турцией, Крым вошел в состав России.
Слайд 46Опу́к (укр. Опук, крымско-тат. Opuk, Опук) — гора высотой 183 м, расположенная на одноимённом мысе, на южной оконечности
Керченского полуострова, в Крыму, наивысшая точка в данной местности. Массив Опук в 1998 году объявлен Опукским заповедником Склоны горы Опук представляют сочетание ступенчатых уступов и крутых обрывов, расщелин и каменных россыпей.
В V в. до н. э. у подошвы горы находилось греческое поселение —Киммерик, входившее в состав Боспорского царства. Здесь сохранились остатки строений, фундаменты домов и стены. На вершине горы также есть остатки сооружений.
Слайд 47Керченская крепость (форт Тотлебен) — крепость в Крыму. Расположена на мысе Ак-Бурун на
берегу Керченского пролива в самой узкой его части. Крепость была построена в XIX веке для охраны южных рубежей Российской империи.
Крепость является уникальным памятником фортификационного строительства XIX века. В настоящее время она охраняется государством и является достопримечательностью Керчи и Крыма. По территории крепости проводятся туристические экскурсии. Некоторые подземелья до сих пор мало исследованы.
До недавнего времени, в некоторых помещениях хранились боеприпасы еще со времен ВОВ, а некоторые помещения были заминированы. До 2003 года в северной части крепости размещался гарнизон украинских вооруженных сил. В настоящее время на территории крепости организован музей.
Слайд 48Це́рковь Иоа́нна Предтечи — православный храм в центре Керчи, старейший на территории Крыма.
Памятник византийского зодчества.
Расположена в центре города возле площади Таврической (в прошлом — площади Ленина). Церковь хорошо сохранилась и является одним из самых древних православных храмов Крыма.
Предполагают, что церковь была построена в VIII-IX веках. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод церкви: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX веков, которые использовали в качестве голосников.
В настоящее время она действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.
Слайд 49Спасибо за внимание!!!
Вислоушкина Анастасия 7-Б класс
Слайд 50Севастополь – морской город на юге России. Находится в юго-западной части
Крыма.
Слайд 51На территории насчитывается 1800 памятников истории. До недавнего времени Севастополь имел
статус закрытого города – ведь именно тут располагаются флот России, который во времена Советского Союза представлял собой стратегическую военно-морскую базу.
Слайд 52Севастополь пережил много войн и одна из них Крымская война 1853-1856
гг. Она унесла много жизней, но всё же город выстоял перед врагом.
В Севастополе много достопримечательностей, связанных с этим событием и несколько из них мы с вами сегодня посетим.
Слайд 53Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг."
Слайд 54В Крымской войне 1853-1856 гг. видное место занимает героическая оборона Севастополя.
Автор панорамы - основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." была открыта 14 мая 1905 г., в ознаменование 50-летия славной эпопеи.
Слайд 55Панорама рассказывает об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя -
отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г.