Презентация, доклад на тему Роль проблемного обучения на уроках географии

Содержание

Пирамида познания показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими. Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я

Слайд 1РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Хаустова Ольга Александровна, МБОУ

ПСОШ №1
РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИХаустова Ольга Александровна,  МБОУ ПСОШ №1

Слайд 2Пирамида познания показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе

познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.

Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь.
(Древнекитайская мудрость)

Пирамида познания показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков

Слайд 3Цель работы: изучение и внедрение технологий проблемного обучения на уроках географии

в условиях введения новых образовательных стандартов.
Задачи:
-найти и обобщить методическую литературу о технологии проблемного обучения;
-показать примеры внедрения технологии проблемного обучения на своих уроках;
-выявить влияние данной технологии на процесс обучения;
-поделиться своим педагогическим опытом.

Цель работы: изучение и внедрение технологий проблемного обучения на уроках географии в условиях введения новых образовательных стандартов.Задачи:-найти

Слайд 4
«Проблемное обучение – это тип развивающего

обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
М. И. Махмутов
«Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая

Слайд 5Функции проблемного обучения:
-глубокое усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической

деятельности;
 -развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
-овладение методами познания и научного мышления;
 -воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
 -формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Функции проблемного обучения:-глубокое усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; -развитие познавательной деятельности и творческих способностей

Слайд 6КРИТЕРИИ
ПОСТАНОВКИ
ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
НАСТРОЙ
ЛИЧНОСТНАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ
ДЛЯ УЧЕНИКА
ВОЗРАСТНЫЕ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОДХОД К ПОСТАНОВКЕ
ПРОБЛЕМЫ
ОПЫТ УЧЕНИКА

КРИТЕРИИПОСТАНОВКИПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИЭМОЦИОНАЛЬНЫЙНАСТРОЙЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬДЛЯ УЧЕНИКАВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИУЧАЩИХСЯТВОРЧЕСКИЙПОДХОД  К ПОСТАНОВКЕПРОБЛЕМЫОПЫТ УЧЕНИКА

Слайд 7факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина)
1. Метод проблемизации.
2.Самостоятельное выдвижение

гипотез по решению проблемы.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.

4. Методы проблемного обсуждения.

факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина)1. Метод проблемизации. 2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.  3.

Слайд 8Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной

деятельности: – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа); – исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами:
урок-лекция;
урок-семинар;
урок- практическая работа;
урок-конференция;
урок-экскурсия;
урок-консультация;
урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
урок-аукцион;
рок-пресс-конференция;
урок-защита диссертации;
урок-суд;
урок-посвящение;
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной деятельности:  – семинары (индивидуальная

Слайд 9 Условия повышения эффективности проблемного обучения
Первое условие заключается в необходимости
разнообразия заданий

в рамках проблемной ситуации одного вида.

Втрое условие. Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения.

Третье условие. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках.

Условия повышения эффективности проблемного обучения Первое условие заключается в необходимости разнообразия заданий в рамках проблемной

Слайд 10Четвертое условие. Одна проблема (на каждом уроке они разные) должна решаться

письменно.
(Учителя нередко проявляют особую осторожность по отношению к письменным проблемным заданиям. Учителя высказывали возражения относительно того, что письменные задания занимают много учебного времени. Эксперименты опровергли такое опасение. на первых уроках проблемного обучения (10-15 мин.). Уже через 8-10 уроков это время составляет 6-8 мин.)

Пятое условие. Усвоение школьниками программного материала.(При отсутствии знаний учебного материала появляется необходимость обращаться к учебникам или другим источникам знаний. Время выполнения задания значительно увеличивается, что снижает уровень оптимальности работы.)










































Шестое условие. Учет индивидуальных
особенностей учащихся в процессе выполнения
проблемных заданий.

Шестое условие. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения проблемных заданий.

Четвертое условие. Одна проблема (на каждом уроке они разные) должна решаться письменно. (Учителя нередко проявляют особую осторожность

Слайд 11


Седьмое условие. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них

новое, неизвестное.

С.Л. Рубинштейн писал: «Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний, умений видеть проблему – функция знаний»

Седьмое условие. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное. С.Л. Рубинштейн писал: «Каждый

Слайд 12Основой моей работы на уроке является стимулирование учащихся к творчеству и

познавательной деятельности, а также поддержка инициативы учащихся. В ходе работы на уроке учащихся сами делают «открытия».
На своих уроках я:
1) ставлю учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных факторов, событий и явлений;
2) стимулирую учащихся к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
3) поддерживаю ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Основой моей работы на уроке является стимулирование учащихся к творчеству и познавательной деятельности, а также поддержка инициативы

Слайд 13Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на

территории Амазонии, если вырубят сельву).
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на территории Амазонии, если вырубят сельву).

Слайд 14Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или

уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных

Слайд 15 Результаты использования проблемного обучения:
Предметные

результаты:
-понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
-умение работать с разными источниками географической информации;
-картографическая грамотность
-владение элементарными практическими умениями и т. д.
Метапредметные результаты:
- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике;
-формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений и т. д. Личностные результаты:
- осознания себя как члена общества на разных уровнях; - осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, районов и т.д.; - осознания единства географического пространства как среды обитания людей.

Результаты использования проблемного обучения:Предметные результаты: -понимание роли и места географической

Слайд 16РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 17 Список литературы:
1.   Андреева

Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе, 1999, № 7.
2.   Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –  
      М.: Просвещение,1983.
3.   Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –
М.: Просвещение, 1991.
4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
5. Матюшкин А. М.  Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М, 1972.
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. –
М.: Педагогика, 1975
7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение, истоки, сущность, перспективы // Педагогика и психология. — 1991. — № 4.
8. Лернер И Я. Проблемное обучение // Педагогика и психология. — 1974. - № 7.
9. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
10. Проблемы методики преподавания географии в условиях перехода на ФГОС ООО: материалы «круглого стола» / сост.: Ганичева С.В.; МО РМ, МРИО. - Саранск, 2013. – 60 с.
Интернет-источники:
http://geo.metodist.ru/
http://schoolcollection.edu.ru;
http://metodist.edu54.ru/node/34329.
Список литературы:1.   Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии //

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть