Слайд 1Рефлексия
(самоанализ и самооценка)
Слайд 2САМОРЕФЛЕКСИЯ
Самооценка ученика должна сформироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по
целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ученик прослеживает динамику успешности относительно его самого.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Пример: учитель, перед проверкой работы, напоминает ученикам критерии оценивания и предлагает проверить свою работу самостоятельно.
Слайд 3Рефлексия по вопросам
Реализация рефлексии представляет собой организацию на итоговых этапах практически
каждого занятия и в обязательном порядке на итоговых занятиях обсуждения следующих вопросов:
«самое удачное в работе», «самое неудачное в работе»;
«пожелания учителю-организатору и консультантам» (если работа была большая, и в ней участвовало несколько учителей);
«пожелания себе»;
«пожелания товарищам по классу»;
«самое трудное в работе»;
«самое интересное»;
«чему я научился в процессе работы»;
«что понравилось», «что не понравилось».
Слайд 4Приём «Что, если…?
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов,
которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).
Слайд 5Рефлексия на оценку
В течение 3 минут вы рассказываете, что нового вы
узнали на сегодняшнем уроке.
Повторяться нельзя.
Последний получает «5»
Слайд 6По кругу
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь
я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 7«Плюс-минус-интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в
зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 8Анкета
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости
от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ
Слайд 9Мои ответы
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» -
ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
Слайд 10Комплимент
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором
учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Слайд 11Синквейн
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного
материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Слайд 12Рефлексивная мишень
На листке рисуется мишень, которая делится на сектора. В
каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Слайд 13Оценочный лист
Рефлексия
Выполнил ли я то, что задумал?
____________________________________________________________
Получилось ли сделать то,
что я записал как главный результат проекта?
____________________________________________________________
Всё ли получилось так, как я задумывал?
____________________________________________________________
Что было сделано хорошо?
____________________________________________________________
Что было сделано плохо?
____________________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
_______________________________________________________
Слайд 14Акрослово
Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.
М-манящая
О –огненно-купольная, отвергнутая Петром
С
– святая
К – колокольная, краснокупольная
В – возвеличенная, вольная
А – алтарная.