Слайд 1Практико-значимая работа по теме «Проектная и исследовательская деятельность, как один из
эффективных методов работы с обучающимися».
Выполнила учитель географии
МОУ «СОШ «20»
Лебедева Наталья Ивановна
Слайд 2Цель работы:
исследование методических основ организации проектной и исследовательской
деятельности учащихся и работа над проектом по географии.
Задачи работы:
- изучение основ проектной и исследовательской деятельности в школе;
- анализ видов проектной и исследовательской деятельности;
- создание проекта по географии.
Слайд 3Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в
готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях
Актуальность работы:
Слайд 4 Гипотеза:
данная работа даст возможность убедиться в
том, что в процессе использования проектной деятельности, повысится эффективность обучения по предмету.
Методы исследования:
– теоретический (изучение литературы);
– эмпирический (исследование форм и методов).
Слайд 5 Глава 1. Методические основы организации проектной и исследовательской
деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Слайд 6К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении
задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Слайд 7 Формирование УУД в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся:
личностных
коммуникативных
регулятивных
познавательных
Слайд 8Вывод:
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является
деятельностный подход, который позволяет реализовать проектно-исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандартах.
Слайд 9Глава 2. Виды проектных и исследовательских работ:
По уровню интеграции:
Монопредметные
(выполняются на
материале географии)
Межпредметные
(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)
Надпредметные
(выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)
Слайд 10По продолжительности выполнения:
Мини-проект
(несколько недель)
Средней продолжительности
(несколько месяцев)
Долгосрочные
(в течение года)
Слайд 11По количеству участников:
Индивидуальные
учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах
выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии
Групповые
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения.
Коллективные
у участников формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Слайд 12 По способу преобладающей деятельности:
Познавательные
направлены на сбор
информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях,
Творческие
требующие творческого подхода, хотя в этом смысле любой проект
можно назвать творческим
Игровые
учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта
Практико-ориентированные
проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся
Исследовательские
логика полностью подчинена логике исследования, имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием
Слайд 13По использованию средств обучения:
Классические традиционные средства обучения
(печатные, наглядные, технические)
Информационные и
коммуникативные (компьютерные) средства
Слайд 14По включенности в тематический план:
Текущие
(на проектную деятельность выносится часть содержания)
Итоговые
(по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
Слайд 15Вывод:
проектная и исследовательская деятельность - это гибкая модель
организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов.
Слайд 16Глава 3. Основные этапы организации проектной деятельности учащихся.
Постановка проблемы;
Оценка возможностей для
решения проблемы;
Формулирование цели и задач;
Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта;
Организация и выполнение проекта;
Обобщение результатов в виде конечного продукта;
Презентация проекта;
Анализ: что получилось, что не получилось и почему?
Итоги выполнения проекта, подготовка материалов проекта- портфолио проекта
Слайд 17Глава 4. Создание проекта по географии «Глобальное потепление. Причины, последствия и
пути решения».
Актуальность выбранной темы
заключалась в том, что глобальное потепление климата может привести к смещению зон обитания растительных и животных видов к полярным зона, что увеличит вероятность вымирания малочисленных видов-обитателей прибрежных зон и островов, чье существование в настоящее время находится под угрозой исчезновения.
Слайд 18Цель работы:
исследовать глобальное потепление и найти пути решения этой проблемы.
Задачи
исследования:
Изучить различные теории глобального потепления;
Оценить последствия данного процесса;
Предложить меры по предотвращению глобального потепления.
Слайд 19Содержание работы
1. Изменение климата на Земле.
2. Причины глобального потепления.
3. Результаты исследований глобального потепления.
4. Глобальное потепление иногда приводит к похолоданию.
5. Последствия глобального потепления.
6. Районы изменения климата.
7. Меры по предотвращению глобального потепления
Слайд 20
Выводы:
При исследовании глобального потепления мы пришли к выводу, что за последние
150 лет происходит изменение термического режима атмосферы примерно на 1-1,5 градуса. Оно имеет свои региональные и временные масштабы.
Многие ученые считают, что основной причиной, которая, возможно, приводит к этим процессам, является увеличение СО2 (углекислого газа) в атмосфере. Его называют "парниковым газом». Увеличение содержания в атмосфере таких газов, как фреон и целого ряда галогенных газов считается также следствием хозяйственной деятельности человека и причиной возникновения озоновых дыр.
Исследования показали: чтобы избежать глобальной катастрофы, необходимо уменьшить выбросы углерода в атмосферу.
Слайд 21Заключение.
В результате выполнения исследовательской работы у учащихся
формируются и отрабатываются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; умения выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умения работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
Слайд 22Список используемой литературы.
География: уроки с использованием информационных технологий / авт. –
сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека) и др.