Слайд 1
Рысева Галина Ивановна
учитель
г. Н. Новгород
2015 г.
МКОУ «Санаторно-лесная школа
Проектная деятельность на
уроках географии
(из опыта работы)
Слайд 2
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню. Дай мне
действовать самому,
И я научусь.
Конфуций
Слайд 3
В ФГОС НОО ООО второго поколения проектная деятельность является основной структурной
единицей процесса обучения
Слайд 4Что понимают под методом проектов
Проект (от лат. cлова projectus, брошенный вперед)
– план, замысел, а проектировать- это значит предполагать сделать что-либо, намечать план)
Метод проекта - это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ученику проявить творческую самостоятельность в планировании, организации своей деятельности
Слайд 5Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие,
ролевые;
по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
по количеству участников – индивидуальные и групповые;
по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
Слайд 6Классификация проектов
Проблемно-реферативные — проекты, созданные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление
данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные — проекты, созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
Натуралистические и описательные— проекты, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.
Исследовательские— проекты, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Слайд 7Основные проектные работы
6 класс – “Времена года”, “Оболочки Земли в будущем”
7
класса - “Влияние природных условий на черты народа материка”, “Современные исследования Арктики и Антарктиды”, “Вклад отечественных экспедиций в изучение Мирового океана”, “Климат будущего Земли”, “Стихийные природные явления в России”, “Заповедные территории, зачем они нужны?”, “География литературного произведения” и т.д.
9 класс- “Народные промыслы регионов России”
Слайд 8
Актуальность применения проектной технологии
Проектная технология дает возможность:
Реализовать деятельностный поход
в обучении географии
Формирования у школьников информационной компетентности
Овладения школьниками методами географического прогнозирования
Слайд 9Проектная деятельность
в 8-ом классе
Одним из приемов работы на
уроках географии в 8 классе является работа по созданию проектов. Учащиеся овладевают такими приемами работы как:
1. Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
2. Проведение исследования.
3. Подготовка иллюстративного материала.
4. Оформление материала для презентации (сильные ученики) или доклада.
Слайд 10Задачи проектной деятельности :
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить
цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Слайд 11Деятельность учителя
Составить план работы.
Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки
по этому вопросу.
Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
Составить нормы и требования по оформлению работы.
Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Слайд 12План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для
чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Слайд 13Правила успешной проектной деятельности учащихся
В команде нет лидеров. Все члены команды
равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
Слайд 14Тематическое планирование раздела «Природные комплексы России»
1 урок. «Русская (Восточно -
Европейская) равнина»
2 урок. «Природные комплексы Русской равнины.
3 урок. «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.
4 урок «Северный Кавказ».
5 урок. «Природные комплексы Северного Кавказа».
6 урок. «Урал».
7 урок. «Своеобразие природы Урала.
8 урок. «Природные уникумы. Экологические проблемы урока».
9 урок. «Западно - Сибирская равнина».
10 урок. «Природные ресурсы Западно -Сибирской равнины и условия их освоения».
11 урок. «Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири».
12 урок. «Восточная Сибирь. Природные комплексы».
13.урок. «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»
14урок.. «Пояс гор Южной Сибири»
15.урок. «Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения»
16. урок.«Дальний Восток: край контрастов»
17. урок.«Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
18.урок «Природные ресурсы Дальнего Востока»
19.урок «Природные комплексы России»
20. урок« Повторение по теме: Природа регионов России»
Слайд 15Проекты учащихся 8 класса
Тема: Ильменский заповедник
МКООУ санаторно-лесная школа , Г. Нижний Новгород
Першин Александр
8 класс
Цели проекта
изучить характеристику природных условий и природных ресурсов Ильменского заповедника;
показать природную уникальность Урала на примере отдельно взятого природного объекта;
выявить экологические проблемы Ильменского заповедника, предложить свой прогноз его охраны в ХХI в;
расширение кругозора по данной теме;
закрепление на практике навыков работы с компьютерными технологиями и образовательными электронными ресурсами
Слайд 16
Задачи проекта
1. Дать характеристику природных условий и природных ресурсов
Ильменского заповедника;
2.Предложить меры по решению проблем заповедника;
3.Создать портрет заповедника в виде реферата и электронной презентации.
Слайд 17Пути решения экологических проблем Урала и Ильменского заповедника:
Обоснованная
стратегия и планомерная организация во взаимодействиях общества с природной средой – новый этап природопользования;
Применение безотходных технологий;
Рациональный, научно-обоснованный подход к использованию уникумов Урала;
Совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, комплексная добыча ископаемых;
Строительство очистных сооружений на заводах и фабриках;
Реконструкция естественной среды памятников Урала;
Создание системы природоохранных мер;
Развитие системы экологического воспитания;
Совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.
Слайд 18Проекты учащихся 8 класса
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Познакомиться с рекой Чусовая.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение и анализ научной и справочной литературы по теме исследования;
работа с Интернет - ресурсами;
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Река Чусовая является ценной частью природы и требует бережного к себе отношения.
Тема: «Река Чусовая»
МКООУ санаторно-лесная школа, г. Нижний Новгород
Морозов Иван
8 класс
Слайд 19Решение проблем
1. Необходимо позаботиться об очистке воды в реке!
2. Собирать мусор
по берегам рек (а лучше не бросать его)
3. Привлечь внимание, чтобы заводы не сбрасывали отходы в реку
Чусовая – ценная часть природы!
Слайд 20Проекты учащихся 8 класса
Цели:
1. Понять, как
образуются пещеры.
2. В чём преимущества
Кунгурской ледяной
пещеры
Задачи:
1. Роль Уральских гор в геологии Земли .
2. Роль воды в образовании пещер
Тема : «Кунгурская ледяная пещера»
МКООУ санаторно-лесная школа,
г. Нижний Новгород
Ермолина Валерия 8 класс
Результат
В ходе исследования было установлено, что Уральские горы повлияли на геологические процессы Земли. На месте древнего моря появились горы, которые под действие факторов внешней среды претерпели видоизменения. Под действием воды часть горных пород разрушалась, вымывалась с образованием пустот – образовывались пещеры. Под действием температуры, растворенных солей и самой воды в пещерах образовывались самые причудливые отложения.
Слайд 22Проекты учащихся 8 класса
Тема : «Экосистема Озера Байкал»
МКООУ санаторно-лесная школа,
г. Нижний
Новгород
Петров Алексей
8 класс
Цели и задачи:
Раскрыть уникальность озера Байкал.
По знакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.
Рассмотреть экологические проблемы озера и пути решения.
Слайд 23
Антропогенное воздействие
Лесозаготовки –молевой сплав;
Целлюлозно-бумажный комбинат
Восточный нефтепровод
Туризм
.
Слайд 24
Пути решения.
Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озера;
Запретить рубку
леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу;
Запретить молевой сплав древесины по рекам;
Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегу озера и рек, впадающих в Байкал;
Поднять экологическую культуру населения;
Создать базы отдыха с организационным посещением озера туристами.
Слайд 25Образовательный потенциал проектной деятельности:
создание у учащихся образа цельного знания;
повышение
мотивации учащихся в получении дополнительных знаний;
изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
интерпретация результатов.
Слайд 26Образовательный потенциал проектной деятельности:
Воспитывает:
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины;
способности к самоорганизации;
желания делать свою работу качественно.