Презентация, доклад на тему Призентация по географии на тему Применение технологии дифференцированного обучения на уроках географии

Содержание

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Слайд 1


Обобщение опыта работы учителя географии Уксусниковой В.В. по теме «Применение технологии

дифференцированного обучения на уроках географии»
Обобщение опыта работы учителя географии  Уксусниковой В.В.  по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках

Слайд 2

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с

разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий

Слайд 3

Дифференциация обучения предполагает учитывать комплекс различных особенностей
1) уровень умственного развития,

т.е. сформированные предпосылки к учению (обучаемость), приобретенные знания (обученность), способность достигать в более короткие сроки более высокого уровня усвоения;
2) скорость усвоения учебного материала ― комплексное явление, существенный показатель которого ― не столько скорость запоминания, сколько темп обобщений;
3) общие умственные способности ― способность запоминать, выполнять логические операции, творчески мыслить, т.е. интеллигентность, которая трактуется в психологии как способность абстрактного мышления;
4) специальные способности и одаренность детей ― способность к музыке, языкам, литературе и др., их диагностика ведется так же, как и диагностика общих способностей (тесты, обучающий эксперимент).
Дифференциация обучения предполагает учитывать комплекс различных особенностей1) уровень умственного развития, т.е. сформированные предпосылки к учению (обучаемость),

Слайд 4

Цели
Обучающая цель дифференциации ― усовершенствовать знания, умения и навыки обучаемых, содействовать

реализации учебных программ, повышению уровня знаний, умений, навыков каждого обучаемого, углублять и расширять знания, исходя из интересов и специальных способностей детей.
Развивающая цель дифференциации ― формирование и развитие логического мышления и умений учебного труда.

Третья специфическая цель дифференциации обучения охватывает воспитание личности, создает предпосылки для развития специальных способностей, новых познавательных интересов обучаемых.

.
ЦелиОбучающая цель дифференциации ― усовершенствовать знания, умения и навыки обучаемых, содействовать реализации учебных программ, повышению уровня знаний,

Слайд 5

Деление обучающихся на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на

разных уровнях

Первый уровень – минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования)
Второй – базовый
Третий – вариативный (творческий)

Деление обучающихся на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на разных уровнях Первый уровень – минимальный

Слайд 6 Таким образом, учитель географии в первую группу объединяет обучающихся, которые

различают и запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению. Однако они не владеют простейшими навыками анализа, не умеют строить схему рассуждений. Поставленная перед классом задача для этой группы обучающихся оказывается невыполнимой, так как и содержание её, и средства выполнения представляются недоступными. Доступность может рассматриваться учителем как один из основополагающих принципов, но она должна опираться в каждый момент обучения на максимально высокий уровень, заставляющий включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний (пусть небольшой), все интеллектуальные возможности (пусть ограниченные).
Таким образом, учитель географии в первую группу объединяет обучающихся, которые различают и запоминают содержание учебного материала

Слайд 7Во вторую группу объединяются обучающиеся с репродуктивным характером мышления и действий

при решении той же задачи. Они запоминают учебный материал, понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод их работы – опора на прошлый опыт; ясно просматривается желание перенести его в качестве шаблона на новую ситуацию. Эту группу отличают организованность и целенаправленность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить анализ, но сравнительно слабое владение методами географии.

Во вторую группу объединяются обучающиеся с репродуктивным характером мышления и действий при решении той же задачи. Они

Слайд 8 В третью группу входят обучающиеся, характеризующиеся в определённой мере творческим

подходом к решению поставленной задачи. Они понимают учебный материал, умеют его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуации и выполнять самостоятельные работы творческого характера. Их объединяют высокая степень активности и многогранность вариантов усвоения и воспроизведения, поиск наиболее рациональных приёмов решения для задачи данного типа. Обучающиеся этой группы способны воспринимать материал и шире, и глубже по сравнению с обучающимися первой и второй групп.
В третью группу входят обучающиеся, характеризующиеся в определённой мере творческим подходом к решению поставленной задачи. Они

Слайд 9«Всех учить одинаково хорошо, но с учётом духовных, физических, учебных возможностей

ребёнка»
«Всех учить одинаково хорошо, но с учётом духовных, физических, учебных возможностей ребёнка»

Слайд 10Уровни проявления активности
Нулевой уровень. Обучающимся с данным уровнем познавательной активности не

свойственны агрессия или демонстрационный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычной помощи со стороны учителя
Уровни проявления активностиНулевой уровень. Обучающимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстрационный отказ от

Слайд 11Относительно-активный уровень познавательной активности. Для обучающихся данного уровня характерна заинтересованность только

в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой или необычными приёмами преподавания. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями

Относительно-активный уровень познавательной активности. Для обучающихся данного уровня характерна заинтересованность только в определённых учебных ситуациях, связанных с

Слайд 12Исполнительно-активный уровень познания. Обучающиеся данного уровня систематически выполняют домашние задания, с

готовностью включаются в те формы работы, которые им предлагает учитель. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно

Исполнительно-активный уровень познания. Обучающиеся данного уровня систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы,

Слайд 13Творческий уровень. Основная стратегия учителя в работе с обучающимися с высокой

познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самостоятельности и творчеству.

Творческий уровень. Основная стратегия учителя в работе с обучающимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы

Слайд 14 Способы дифференциации учебных заданий.
1.Дифференциация учебных заданий по уровню познавательной деятельности
В

зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:
первый уровень- объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках;
второй уровень- репродуктивный. Обучающиеся применяют знания и умения по образцу;
третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Обучающиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации.

Способы дифференциации учебных заданий.1.Дифференциация учебных заданий по уровню познавательной деятельностиВ зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся:

Слайд 15Например, в 6 классе при изучении темы «План местности» на этапе

закрепления можно предложить такие задания: 1 группа читает рассказ с использованием условных знаков.


В решили организовать поход. Из ___по мы вышли

на . Она привела нас в . Оттуда по мы
пересекли

и вышли на .Перед нашим взором предстала .Мы
подошли к (___ , перешли на другой берег. Здесь мы побывали

в (___ и увидели (____ , напились студеной воды из (___\ . К вечеру мы вернулись в школу.

(____ .

Например, в 6 классе при изучении темы «План местности» на этапе закрепления можно предложить такие задания: 1

Слайд 162 группа- читает рассказ, заменяя слова условными знаками;
Недавно мы поселились в

лиственном лесу у лесника. Его избушка стоит левее грунтовой дороги, которая пересекает лес. На опушке леса дорога переходит в тропинку. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере.

3 группа- самостоятельно составляет рассказ, используя условные знаки.

2 группа- читает рассказ, заменяя слова условными знаками;Недавно мы поселились в лиственном лесу у лесника. Его избушка

Слайд 17При изучении тем "Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:
1 группа -выделить

главные термины изученных тем;
2 группа- дать характеристику явлениям, найти упомянутые в тексте параграфа географические объекты на карте;
3группа- сравнить физическую карту с климатической и объяснить, почему река Амазонка-самая многоводная река мира.
При изучении тем

Слайд 18В 7 классе:
Дать характеристику физико-географического положения материка по плану ( 1

уровень).
ФГП материка — положение материка относительно экватора, начального меридиана, других материков, морей и океанов, климатических поясов
Дать сравнительную характеристику двух материков по тому же плану ( 2 уровень).
Дать сранительную характеристику двух стран по плану: 1)S, 2)столица, 3)ФГП, 4)рельеф, 5)климат, 6)внутренние воды, 7) природные зоны, 8)население

В 7 классе:Дать характеристику физико-географического положения материка по плану ( 1 уровень).ФГП материка — положение материка относительно

Слайд 19В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира" предлагаю

следующие задания:
1) Назвать крайние точки России (1 уровень);
2) Найти крайние точки и определить их координаты (2 уровень)
3) Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласа (3 уровень)

В 8 классе при изучении темы

Слайд 20В 10 классе, при изучении темы "Состав населения мира", предлагаю разноуровневые

задания:
1).Рассмотреть половозрастные пирамиды развитых и развивающихся стран. Найти различия. (1 уровень).
2).Сравнить половозрастные пирамиды развитых и развивающихся стран; сделать вывод о типе воспроизводства населения этих стран (2 уровень).
3).Проанализировать изменения в структуре занятости населения в развитых и развивающихся странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые могут произойти в ближайшие годы (3уровень).

В 10 классе, при изучении темы

Слайд 21Положительные аспекты дифференциации:
-появляется уровень мотивации учения;
-появляется возможность более эффективно работать с

обучающимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
-исключается уравниловка и усреднение обучающихся.

Положительные аспекты дифференциации:-появляется уровень мотивации учения;-появляется возможность более эффективно работать с обучающимися, плохо ориентированными к процессу обучения;-реализуется

Слайд 22Отрицательные аспекты дифференциации:
-слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;
-перевод в слабые

группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
-несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;
-понижается уровень Я–концепции, в одних группах - возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс (звёздная болезнь), в других группах – снижается уровень самооценки.

Отрицательные аспекты дифференциации:-слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;-перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их

Слайд 23Учитель испытывает трудности:
- изучение интеллектуальных и психологических особенностей каждого ученика;
-умение составлять

с учётом индивидуальных особенностей обучающихся задания, чтобы они были интересными и не повторяли материал предыдущих уроков;
-умение анализировать учебный материал, выделять возможные проблемы, с которыми встретятся разные по уровню знаний обучающиеся;
-умение развивать способность обучающихся свободно выражать свои мысли в любой ситуации;
- для меня эта работа показалась достаточно сложной
Учитель испытывает трудности:- изучение интеллектуальных и психологических особенностей каждого ученика;-умение составлять с учётом индивидуальных особенностей обучающихся задания,

Слайд 24 Выводы
1. Достигнуть высоких результатов качества обучения можно только при условии

учета индивидуально-психологических особенностей и способностей детей.
2. Важным в индивидуальной работе является воспитание в них положительного отношения к учению и привитие интереса к предмету
3. Задача учителя - найти подход к каждому ученику
4.Требования к обучающимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабо успевающих обучающихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных- углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи обучающимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
5.Условия реализации дифференцированного обучения: -достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п); -систематический контроль учителя и оценка им учебного труда обучающихся.

Выводы1. Достигнуть высоких результатов качества обучения можно только при условии учета индивидуально-психологических особенностей и способностей детей.2.

Слайд 25


«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы». (Т.Картейль)
Именно мы,

учителя, должны сберечь это произведение на протяжении обучения в школе. Поэтому весь учебный процесс в нашей школе строится по принципу: «Учёба – ради здоровья, а не за его счёт».

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы». (Т.Картейль)Именно мы, учителя, должны сберечь это произведение на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть