Слайд 1
Обобщение опыта работы учителя географии
Уксусниковой В.В.
по теме «Применение технологии
дифференцированного обучения на уроках географии»
Слайд 2
Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с
разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Слайд 3
Дифференциация обучения предполагает учитывать комплекс различных особенностей
1) уровень умственного развития,
т.е. сформированные предпосылки к учению (обучаемость), приобретенные знания (обученность), способность достигать в более короткие сроки более высокого уровня усвоения;
2) скорость усвоения учебного материала ― комплексное явление, существенный показатель которого ― не столько скорость запоминания, сколько темп обобщений;
3) общие умственные способности ― способность запоминать, выполнять логические операции, творчески мыслить, т.е. интеллигентность, которая трактуется в психологии как способность абстрактного мышления;
4) специальные способности и одаренность детей ― способность к музыке, языкам, литературе и др., их диагностика ведется так же, как и диагностика общих способностей (тесты, обучающий эксперимент).
Слайд 4
Цели
Обучающая цель дифференциации ― усовершенствовать знания, умения и навыки обучаемых, содействовать
реализации учебных программ, повышению уровня знаний, умений, навыков каждого обучаемого, углублять и расширять знания, исходя из интересов и специальных способностей детей.
Развивающая цель дифференциации ― формирование и развитие логического мышления и умений учебного труда.
Третья специфическая цель дифференциации обучения охватывает воспитание личности, создает предпосылки для развития специальных способностей, новых познавательных интересов обучаемых.
.
Слайд 5
Деление обучающихся на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на
разных уровнях
Первый уровень – минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования)
Второй – базовый
Третий – вариативный (творческий)
Слайд 6 Таким образом, учитель географии в первую группу объединяет обучающихся, которые
различают и запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению. Однако они не владеют простейшими навыками анализа, не умеют строить схему рассуждений. Поставленная перед классом задача для этой группы обучающихся оказывается невыполнимой, так как и содержание её, и средства выполнения представляются недоступными. Доступность может рассматриваться учителем как один из основополагающих принципов, но она должна опираться в каждый момент обучения на максимально высокий уровень, заставляющий включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний (пусть небольшой), все интеллектуальные возможности (пусть ограниченные).
Слайд 7Во вторую группу объединяются обучающиеся с репродуктивным характером мышления и действий
при решении той же задачи. Они запоминают учебный материал, понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод их работы – опора на прошлый опыт; ясно просматривается желание перенести его в качестве шаблона на новую ситуацию. Эту группу отличают организованность и целенаправленность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить анализ, но сравнительно слабое владение методами географии.
Слайд 8 В третью группу входят обучающиеся, характеризующиеся в определённой мере творческим
подходом к решению поставленной задачи. Они понимают учебный материал, умеют его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуации и выполнять самостоятельные работы творческого характера. Их объединяют высокая степень активности и многогранность вариантов усвоения и воспроизведения, поиск наиболее рациональных приёмов решения для задачи данного типа. Обучающиеся этой группы способны воспринимать материал и шире, и глубже по сравнению с обучающимися первой и второй групп.
Слайд 9«Всех учить одинаково хорошо, но с учётом духовных, физических, учебных возможностей
ребёнка»
Слайд 10Уровни проявления активности
Нулевой уровень. Обучающимся с данным уровнем познавательной активности не
свойственны агрессия или демонстрационный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычной помощи со стороны учителя
Слайд 11Относительно-активный уровень познавательной активности. Для обучающихся данного уровня характерна заинтересованность только
в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой или необычными приёмами преподавания. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями
Слайд 12Исполнительно-активный уровень познания. Обучающиеся данного уровня систематически выполняют домашние задания, с
готовностью включаются в те формы работы, которые им предлагает учитель. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно
Слайд 13Творческий уровень. Основная стратегия учителя в работе с обучающимися с высокой
познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самостоятельности и творчеству.
Слайд 14 Способы дифференциации учебных заданий.
1.Дифференциация учебных заданий по уровню познавательной деятельности
В
зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:
первый уровень- объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках;
второй уровень- репродуктивный. Обучающиеся применяют знания и умения по образцу;
третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Обучающиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации.
Слайд 15Например, в 6 классе при изучении темы «План местности» на этапе
закрепления можно предложить такие задания: 1 группа читает рассказ с использованием условных знаков.
В решили организовать поход. Из ___по мы вышли
на . Она привела нас в . Оттуда по мы
пересекли
и вышли на .Перед нашим взором предстала .Мы
подошли к (___ , перешли на другой берег. Здесь мы побывали
в (___ и увидели (____ , напились студеной воды из (___\ . К вечеру мы вернулись в школу.
(____ .
Слайд 162 группа- читает рассказ, заменяя слова условными знаками;
Недавно мы поселились в
лиственном лесу у лесника. Его избушка стоит левее грунтовой дороги, которая пересекает лес. На опушке леса дорога переходит в тропинку. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере.
3 группа- самостоятельно составляет рассказ, используя условные знаки.
Слайд 17При изучении тем "Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:
1 группа -выделить
главные термины изученных тем;
2 группа- дать характеристику явлениям, найти упомянутые в тексте параграфа географические объекты на карте;
3группа- сравнить физическую карту с климатической и объяснить, почему река Амазонка-самая многоводная река мира.
Слайд 18В 7 классе:
Дать характеристику физико-географического положения материка по плану ( 1
уровень).
ФГП материка — положение материка относительно экватора, начального меридиана, других материков, морей и океанов, климатических поясов
Дать сравнительную характеристику двух материков по тому же плану ( 2 уровень).
Дать сранительную характеристику двух стран по плану: 1)S, 2)столица, 3)ФГП, 4)рельеф, 5)климат, 6)внутренние воды, 7) природные зоны, 8)население
Слайд 19В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира" предлагаю
следующие задания:
1) Назвать крайние точки России (1 уровень);
2) Найти крайние точки и определить их координаты (2 уровень)
3) Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласа (3 уровень)
Слайд 20В 10 классе, при изучении темы "Состав населения мира", предлагаю разноуровневые
задания:
1).Рассмотреть половозрастные пирамиды развитых и развивающихся стран. Найти различия. (1 уровень).
2).Сравнить половозрастные пирамиды развитых и развивающихся стран; сделать вывод о типе воспроизводства населения этих стран (2 уровень).
3).Проанализировать изменения в структуре занятости населения в развитых и развивающихся странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые могут произойти в ближайшие годы (3уровень).
Слайд 21Положительные аспекты дифференциации:
-появляется уровень мотивации учения;
-появляется возможность более эффективно работать с
обучающимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
-исключается уравниловка и усреднение обучающихся.
Слайд 22Отрицательные аспекты дифференциации:
-слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;
-перевод в слабые
группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
-несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;
-понижается уровень Я–концепции, в одних группах - возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс (звёздная болезнь), в других группах – снижается уровень самооценки.
Слайд 23Учитель испытывает трудности:
- изучение интеллектуальных и психологических особенностей каждого ученика;
-умение составлять
с учётом индивидуальных особенностей обучающихся задания, чтобы они были интересными и не повторяли материал предыдущих уроков;
-умение анализировать учебный материал, выделять возможные проблемы, с которыми встретятся разные по уровню знаний обучающиеся;
-умение развивать способность обучающихся свободно выражать свои мысли в любой ситуации;
- для меня эта работа показалась достаточно сложной
Слайд 24 Выводы
1. Достигнуть высоких результатов качества обучения можно только при условии
учета индивидуально-психологических особенностей и способностей детей.
2. Важным в индивидуальной работе является воспитание в них положительного отношения к учению и привитие интереса к предмету
3. Задача учителя - найти подход к каждому ученику
4.Требования к обучающимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабо успевающих обучающихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных- углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи обучающимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
5.Условия реализации дифференцированного обучения: -достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п); -систематический контроль учителя и оценка им учебного труда обучающихся.
Слайд 25
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы». (Т.Картейль)
Именно мы,
учителя, должны сберечь это произведение на протяжении обучения в школе. Поэтому весь учебный процесс в нашей школе строится по принципу: «Учёба – ради здоровья, а не за его счёт».