Презентация, доклад на тему Применение исследовательского метода при изучении географии в школе

Содержание

      Главная задача исследовательской деятельности ― перенести нагрузку с памяти ученика на мышление. При исследовательском подходе учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности, а имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

Слайд 1 Применение исследовательского метода обучения при изучении географии
Учитель географии
МАОУ Вахтанская

СОШ
Людмила Николаевна Шабалина
Применение исследовательского метода обучения при изучении географии Учитель географии МАОУ Вахтанская СОШ Людмила Николаевна Шабалина

Слайд 2      Главная задача исследовательской деятельности ― перенести нагрузку с памяти ученика

на мышление. При исследовательском подходе учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности, а имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.
      Главная задача исследовательской деятельности ― перенести нагрузку с памяти ученика на мышление. При исследовательском подходе учащиеся

Слайд 3       В усвоении нового материала обучающиеся мало действуют самостоятельно. Самостоятельная работа

выражается в выполнении практических работ, которые имеют четкий план действий и какие-либо поиски не требуются.

Освоить опыт творческой деятельности можно, лишь пройдя через исполнительскую стадию, за которой следуют другие ― репродуктивно-творческая и творческая стадии. Нельзя перейти на более высокий уровень, не овладев первым, начальным уровнем усвоения. Его следует рассматривать как исходный, за которым следует деятельность поисково-исследовательских уровней, чаще всего проблемных.

       В усвоении нового материала обучающиеся мало действуют самостоятельно. Самостоятельная работа выражается в выполнении практических работ, которые

Слайд 4Проблемные и исследовательские задания имеют

личностно-развивающий характер и возникают

из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Проблемные и исследовательские задания имеют  личностно-развивающий характер и возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив

Слайд 5Выдвижение гипотезы-
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои

варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
Выдвижение гипотезы-На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать

Слайд 6        
Так изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить

на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»

        Так изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины

Слайд 7ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.
1.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между

ранее усвоенными знаниями и требованием вопроса.
Так в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ. 1.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием

Слайд 8Задания на установле ние многозначных причинно-следствен ных связей.
При этом учащиеся

должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания на установле ние многозначных причинно-следствен ных связей. При этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному

Слайд 9Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие

ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений

         например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных

Слайд 10Задания, в основе которых лежит научная гипотеза,
например о происхождении вечной

мерзлоты,
Об изменении климатов на Земле и др.
раскрывая эту гипотезу , учащиеся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты, Об изменении климатов на Земле

Слайд 11Урок  -практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки». (работа в группах

)
Урок  -практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки». (работа в группах )

Слайд 12Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и

постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы),
а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или

Слайд 13Проектно-исследователь- ская деят-сть
Можно говорить об исследовательском подходе в обучении, если он включает

проектирование и практическую реализацию поисковой, исследовательской идеи.

Исследовательская деятельность, как правило, базируется на межпредметной интеграции, так как требует комплексного подхода в изучении объекта.
Работа над проектом проходит в несколько этапов: подготовительный, плановые работы, исследовательский, аналитический, отчетный, информационный.

Проектно-исследователь- ская деят-стьМожно говорить об исследовательском подходе в обучении, если он включает проектирование и практическую реализацию поисковой,

Слайд 14«Речки и ручейки с. Харсаим».
Актуальность:
1.       Загрязнение

водоемов.
2.     Влияние хозяйственной деятельности человека на небольшие водотоки. Цель проекта: изучить проблемы водоемов с. Харсаим, предложить возможные  пути их  решения.
Задачи проекта: изучить современное состояние водоемов, выявить причины изменений происходящих с ним во времени; привлечь внимание школьников к экологическим проблемам; расширить и углубить знания, полученные обучающимися на уроках географии, биологии, химии; развивать умение комплексного изучения объекта, на основе имеющихся знаний; воспитывать активную жизненную позицию.
Методы исследования:  наблюдение, анализ, эксперимент, анкетирование.
Объект исследования: 2 водоема, ручья, впадающие в р.Обь. на территории с. Харсаим..


«Речки и ручейки с. Харсаим».    Актуальность: 1.       Загрязнение водоемов.2.     Влияние хозяйственной деятельности человека на

Слайд 15Предмет исследования: вода ручьев, растительный и животный мир. Формирование исследовательских групп: биологическая,

географическая, химическая, экологическая

  План исследования.                                             
Данная исследовательская работа объединяет знания, полученные обучающимися на уроках географии,биологии, химии.
(используется интернет и дополнительную литература, консультации учителей – предметников).

Предмет исследования: вода ручьев, растительный и животный мир. Формирование исследовательских групп: биологическая, географическая, химическая, экологическая  План исследования.                                             

Слайд 16Географическая группа.
Анализ карт, дополнительной литературы, экскурсии и опрос старожилов села, выяснить:

где эти ручьи берут начало, куда впадают; определить урез воды в верхнем и нижнем течении ручейков; определить абсолютную высоту местности, выяснить среднюю ширину ручьев.
Географическая группа. Анализ карт, дополнительной литературы, экскурсии и опрос старожилов села, выяснить: где эти ручьи берут начало,

Слайд 17Биологическая группа.
Используя справочную литературу и знания, полученные на уроках, выяснить: видовой

состав растительности (околоводной, водной); видовой состав животных, птиц; видовой состав рыб, моллюсков.
Биологическая группа. Используя справочную литературу и знания, полученные на уроках, выяснить: видовой состав растительности (околоводной, водной); видовой

Слайд 18Химическая группа.
Сравнить химический состав воды реки обь и ручьёв, впадающих в

обь. В условиях школы произвести анализ воды невозможно, так как не хватает специального оборудования, по – этому определить: прозрачность; запах; количество взвесей. , выяснить, отличается ли состав воды в ручьях от воды в реке обь:
( слив бытовых сточных вод и гниющие кучи твердых бытовых отходов по берегам водоема, тоже меняют химический состав воды). 


Химическая группа. Сравнить химический состав воды реки обь и ручьёв, впадающих в обь. В условиях школы произвести

Слайд 19Исследовательские элементы : Соединение информации, взятой из карты и текста учебника;

анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.  

. После отчетов группы формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Выяснить:
- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)
- Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)
группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:
- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?
- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?
- Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Исследовательские элементы : Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на

Слайд 20Экологическая группа.
Данный предмет в школьной программе отсутствует. в исследовательской работе,  используя

справочную и специальную литературу, выяснить: что такое стратификация; определили температурную стратификацию водоемов;
провести  анкетирование, выяснить, как местные жители относятся к водоему.  опросить местное население.
хотели бы жители села сохранить водоемы, за или против очищения берегов, воды,  готовы ли жители предпринять меры по сохранению водоемов.
какими путями это можно сделать?

Экологическая группа. Данный предмет в школьной программе отсутствует. в исследовательской работе,  используя справочную и специальную литературу, выяснить:

Слайд 21Подведение итогов проекта.
мероприятия по сохранению водоема: очищение берегов от мусора и

установка мусорных контейнеров, повышение экологической грамотности населения.

Подведение итогов проекта.мероприятия по сохранению водоема: очищение берегов от мусора и установка мусорных контейнеров, повышение экологической грамотности

Слайд 22Литература.
1.     Захаров А.Г. использование метода проекта в обучении географии.
      География

и экология в школе 21 века. № 4, 2007

2.     Угаркина А.А. Метод проектов как одно из условий гуманизации школьной географии. География и экология № 3, 2007.
 
 
3.Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.
4.Павловская Т.В. Исследовательская работа на уроках географии / Т. В. Павловская // География в школе. - 2005. - N 5. - С. 64-67.
5.Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

Литература. 1.     Захаров А.Г. использование метода проекта в обучении географии.       География и экология в школе 21

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть