Слайд 1Воспитание
модернизация
в условиях меняющейся
социально-культурной реальности
Слайд 2Особенности
социокультурной ситуации
Научно-технический прогресс - смещение акцентов в сторону материальной культуры
- равнодушие к проблемам других людей.
Расширение информационного поля культуры - противоречивая информация - выбор необычайно труден.
Открытость современного общекультурного пространства – увеличение числа межнациональных конфликтов.
Слайд 3Проблемы образования
отчуждение старших поколений от младших (ученика – от учителя):
итог этого – агрессия, жестокость;
перенасыщенность образования содержанием, информацией: итог – школофобия у детей, утрата здоровья;
гиперболизация развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной, нравственной сфер личности: итог – дисгармония личности, чрезмерный прагматизм, безнравственность, холодный расчет во всем;
доминирование обучения над воспитанием: итог – разорванность традиций, культуры, падение духовно-нравственной культуры личности; утрата человека культуры – возникновение человека-потребителя, человека рынка;
Слайд 4Особенности
социокультурной ситуации
Образование
и
Культура
р а з о ш л
и с ь
Слайд 5Проблемы образования
размывание классической, народной культуры массовой, кич-культурой: итог – утрата вкуса,
умения отличать красоту от красивости, гармонию от хаоса, эклектики;
манипулирование педагогом и ребенком под видом не всегда правильно понятой на местах модернизации и проведения якобы необходимых радикальных экспериментов, поспешного внедрения нового, прогрессивного: итог – неверие педагогов в образовательные реформы, отчуждение детей и родителей от образования, неприятие инноваций;
падение креативности и учителя, и ребенка приводит к низкому уровню обученности и обучаемости; падению качества образования.
Слайд 6Противоречия
современного образования
Противоречие 1.
Мы должны научить детей жить в мире, которого
мы не знаем сами.
То есть – в мире будущего. Это противоречие возникло исторически недавно – когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение жизни одного поколения.
Слайд 7Противоречия
современного образования
Противоречие 2.
Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное».
Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.
Слайд 8Противоречия
современного образования
Противоречие 3.
Обучение должно быть предметным, так как оно копирует,
повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира.
Противоречие 4.
Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками
Слайд 9Противоречия
современного образования
Противоречие 5.
Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и
должно быть дешевым, чтобы быть доступным.
Противоречие 6.
Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.
Противоречие 7.
Жить хорошо хочется сейчас, сегодня. А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.
Слайд 10PISA
Programme for International Student Assessement
Международная программа
оценки достижений учащихся
Слайд 11Международная программа
оценки достижений учащихся
«Функциональная грамотность»
умение
компетентно
применять
школьные знания
в повседневной жизни.
Слайд 12Международная программа
оценки достижений учащихся
1982 год
на всех
международных конкурсах советские школьники
заняли
1-е места
Слайд 13Международная программа
оценки достижений учащихся
1995 год
8-9
места
Слайд 14Международная программа
оценки достижений учащихся
21 век (65 стран мира)
школьники РФ заняли
50-55-е места
по качеству образования
Россия в середине
третьей ― худшей ― группы
обследованных стран
Слайд 15Международная программа
оценки достижений учащихся
Современное российское образование обеспечивает репродуктивный
уровень мышления и деятельности
Не обеспечивает становление более сложные уровни развития компетентности школьников
Слайд 16Международная программа
оценки достижений учащихся
Высокий уровень компетентности
Способность решать
задачи, характеризующиеся
неопределенностью
неоднозначностью
противоречивостью
недостаточной надежностью информации
наличием альтернативных точек зрения
Слайд 18Особенности
социокультурной ситуации
Культура
полезности
Исполнитель
Функция
Объект
Культура достоинства
Созидатель
Творец
Субъект
Слайд 19Новые ориентиры
в сфере образования
Школа – стратегический ресурс общества.
Молодой
человек должен уметь самостоятельно работать с «любым» будущим.
Слайд 20МЫСЛИ ПО ПОВОДУ…
Когда людей станут учить
не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать , то тогда исчезнут все недоразумения.
Г.Лихтенберг
Слайд 21
Основные направления
развития общего образования
Проект
"Наша новая школа"
Слайд 22
Наша новая школа
Стратегия национального развития Российской
Федерации до 2020 года - основа построения воспитательной деятельности в образовательном учреждении
Слайд 23Наша новая школа
1. Переход на новые
образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 24 Наша новая школа
Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Концепция ФГОС2
Национальная доктрина образования
Конвенция о правах ребенка
Слайд 25Новые ориентиры в сфере образования
НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Компетентность
Компетентность к освоению
новых компетенций
Слайд 26Модель качества образования
Несводимость
понятие качества образования только к уровню обученности человека.
Осознание кризиса
современной цивилизации как этического кризиса
Слайд 27Новые ориентиры в сфере образования
Совокупность личностных, предметных и метапредметных результатов образования,
которые определяют способность личности к решению значимых для нее познавательных и практических задач.
Слайд 28Новые ориентиры в сфере образования - компетентность
П А Р А Д
О К С
Вне школьного контекста,
В задачах, не похожих на упражнения из школьных учебников,
В личностно значимых задачах
Слайд 29Смена
парадигм образования
«Знаниевая»
парадигма образования
«Деятельностная»
парадигма образования
Слайд 30Основная
дидактическая проблема
В «Знаниевой»
парадигме образования:
Отбор
«содержания образования»
= Учебного материала
= Предметов учебной деятельности
В «Деятельностной»
парадигме образования:
Отбор
« содержания образования»
= Средств учебной деятельности
= Способов деятельности
Слайд 31Проектирование образовательного процесса в разных парадигмах
«Знаниевая»
«Деятельностная»
Слайд 32Основной методический вопрос
В «Знаниевой»
парадигме образования:
В какой деятельности проверить
«знание» предмета?
В «Деятельностной»
парадигме образования:
На каком предмете проверить «знание» деятельности?
Слайд 33Учебная деятельность как проект
Завершенный цикл продуктивной деятельности, ограниченный по времени и
другим ресурсам.
Деятельность, в результате которой получается «продукт»
Не репродуктивная Деятельность
Слайд 34Новые ориентиры в сфере образования
Учебная деятельность = Проектная деятельность, продуктом которой
выступает самоизменение субъекта
= Деятельность, направленная на освоение всех других видов деятельности
Умение учиться – ключевая / базовая компетентность образованного человека
Слайд 35Воспитание
в процессе обучения
Факторы воспитания в процессе обучения
Содержание учебного
материала
Формы, методы, средства.
Дидактический (учебный) материал.
Отношения
Личность учителя
Слайд 36Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция является методологической
основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта
общего образования.
Слайд 37Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Концепция –
один из
вариантов
построения
«желаемого будущего»
Слайд 38Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Идеологическая
основа
развития
общества
Слайд 39Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Поликультурность –
равенство
всех
наций и этнических групп
в рамках большой российской культуры
Слайд 40Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Методологическая основа
Духовность
не
есть
религиозность
Слайд 41Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Философская и методологическая
основа
учебных программ,
программ
внеурочной деятельности
Слайд 42Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Техническое задание школе
Ключевая цель
образования и результат деятельности ОУ
формирование
личности
гражданина России
Слайд 43Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Система
базовых
национальных
российских
ценностей
Слайд 44Базовые
национальные российские
ценности
Патриотизм
Любовь к России,
Любовь к своему
народу,
Любовь к своей "малой Родине«,
Служение Отечеству
(ратное, духовное, трудовое).
Слайд 45Базовые
национальные российские
ценности
Социальная солидарность
Свобода личная и национальная,
Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
Справедливость,
Милосердие,
Доброта,
Честь,
Честность,
Достоинство.
Слайд 46Базовые
национальные российские
ценности
Гражданственность
Правовое государство,
Гражданское общество,
Долг перед Отечеством, старшими
поколениями, семьей,
Закон и правопорядок,
Межэтнический мир,
Свобода совести и вероисповедания.
Слайд 47Базовые
национальные российские
ценности
Семья
Любовь и верность,
Здоровье,
Достаток,
Почитание родителей,
Забота о старших и младших,
Продолжение рода.
Слайд 48Базовые
национальные российские
ценности
Труд и творчество
Творчество и созидание,
Целеустремленность и настойчивость,
Трудолюбие,
Бережливость.
Слайд 49Базовые
национальные российские
ценности
Наука
Познание,
Истина,
Научная картина мира,
Экологическое сознание.
Слайд 50Базовые
национальные российские
ценности
Традиционные российские религии
представления о Вере,
Духовности,
Религиозной
жизни человека и общества,
Религиозной картине мира.
Слайд 51Базовые
национальные российские
ценности
Искусство и литература
Красота,
Гармония,
Духовный мир человека,
Нравственный
выбор,
Смысл жизни,
Эстетическое развитие.
Слайд 52Базовые
национальные российские
ценности
Природа
Жизнь,
Родная земля,
Заповедная природа,
Планета Земля.
Слайд 53Базовые
национальные российские
ценности
Человечество
Мир во всем мире,
Многообразие культур и народов,
Прогресс
человечества,
Международное сотрудничество.
Слайд 54Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Национальный воспитательный
идеал
Слайд 55Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Школа должна
оградить растущего человека
от соблазна влиться в ряды
легко манипулируемой толпы социальных адаптантов,
должна дать ему шанс вырасти свободным гражданином…
Слайд 56Национальный
воспитательный
идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Слайд 57Национальный
воспитательный
идеал
Основная цель духовного развития личности заключается в определении смысла ее бытия
и формулировании соответствующих смыслу этих целей.
Слайд 58Концепция
духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛЖНА
р е
а л и з о в а т ь
СТРАТЕГИЮ
НАКОПЛЕНИЯ
СОГЛАСИЯ
Слайд 59Новые ориентиры
в сфере образования
Формы
Методы
Средства
Слайд 60ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Системные
Модульные
Локальные
Интегративно-интенсивное обучение
Обучение в триедином образовательном
пространстве
Обучение в эколого-информационном
педагогическом
пространстве урока
Проблемно-модульное обучение
Студийное обучение
«Сквозное» обучение
Обучение по индивидуальным траекториям
образовательного
маршрута
Развитие критического мышления
Ситуационное обучение (кейс-стади)
Down-Top-Teaching
Дебаты
«Ку-Ку»
Игровые технологии
«Мастерская»
Технология педагогического общения.
Технология этико-половой дифференциации детей в педагогическом общении.
Технология этической защиты в педагогическом общении.
Технология создания ситуации успеха.
Технология «Социально-психологический климат в группе».
Технология предъявления педагогического требования.
Технология разрешения конфликта.
Технология реализации принципа субъектности в педагогическом взаимодействии.
Технология реализации принципа ценностной ориентации в работе педагога.
Технология информативно-речевого воздействия педагога.
Технология работы с наглядным материалом.
Информационные технологии
ТОП
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Системные
Модульные
Локальные
Интегративно-интенсивное обучение
Обучение в триедином образовательном
пространстве
Обучение в эколого-информационном
педагогическом
пространстве урока
Проблемно-модульное обучение
Студийное обучение
«Сквозное» обучение
Обучение по индивидуальным траекториям
образовательного
маршрута
Развитие критического мышления
Ситуационное обучение (кейс-стади)
Down-Top-Teaching
Дебаты
«Ку-Ку»
Игровые технологии
«Мастерская»
Технология педагогического общения.
Технология этико-половой дифференциации детей в педагогическом общении.
Технология этической защиты в педагогическом общении.
Технология создания ситуации успеха.
Технология «Социально-психологический климат в группе».
Технология предъявления педагогического требования.
Технология разрешения конфликта.
Технология реализации принципа субъектности в педагогическом взаимодействии.
Технология реализации принципа ценностной ориентации в работе педагога.
Технология информативно-речевого воздействия педагога.
Технология работы с наглядным материалом.
Информационные технологии
ТОП
Слайд 61Новые ориентиры
в сфере образования
ОТНОШЕНИЯ
Слайд 63Воспитание в процессе обучения ОТНОШЕНИЯ
Слайд 64ОТНОШЕНИЯ
Использование разнообразных форм и методов, приёмов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать
субъектный опыт учащихся.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Слайд 65Организация
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ,
осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Виды рефлексии, отражающие четыре сферы человеческой сущности:
Физическая (успел – не успел).
Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно).
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 66Приемы рефлексии
Наш день (урок, мероприятие,
игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
А особенно удалось…
Что я получила от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Что думал?
Что чувствовал?
Что приобрел?
Что меня удивило?
Как строил отношения?
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
Для меня было открытием то, что…
Что, на ваш, взгляд удалось?
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).
Зачем нам был нужен этот урок?
Отследите состояние своей души.
Мои достижения на уроке…
Слайд 67РЕФЛЕКСИЯ
Урок:
Привлек меня тем…
Показался интересным…
Взволновал…
Заставил задуматься…
Навел меня на размышления…
Что на вас произвело
наибольшее впечатление?
Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем еще надо поработать?
Своей работой на уроке я:
Доволен;
Не совсем доволен;
Я недоволен потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
Они мне нравятся больше остальных;
Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
Они легче остальных заданий;
Затрудняюсь ответить.
Слайд 69Личность
ЛИЧНОСТЬ
ЛИЧ- (лицо, личный – индивидуальный, мне принадлежащий…)
НОС- (носить,
нести).
…носителем чего является учитель? Что есть в нем такого, что может быть интересно ученикам? …
Слайд 70Профессионал
… умеет работать в сложной обстановке, справляться с неожиданными проблемами;
принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и эффективно реализовать принятые решения.
…представляет преподавание как сложную область деятельности, где база знаний не завершена, подвержена изменениям и всегда открыта для совершенства.
…обладает умственным багажом и инструментарием для решения профессиональных задач на основе восприимчивости, интереса, критичности, изобретательности, творчества и самооценки…
Слайд 71Ученик
… в жизни учителя, как и любого человека, много близкого
и далекого, понятного и не совсем, известного и неизвестного, необходимого и бесполезного, приятного и не очень.
И все это здесь и теперь.
…можно ли стать профессионалом, не прожив состояние «ученик», не удерживая состояние «ученик»?…
Слайд 72Исследователь
Приказано стать исследователем!...
Где написано, что я должен это делать?
Каждый ли учитель
может быть исследователем?
Готов ли учитель проводить исследования бесплатно в свободное от основной работы время?
Стоит ли игра свеч? …
Слайд 73Гражданин
публично представленная личность …
Слайд 74Учитель
образ жизни,
который
проживается и переживается…
Слайд 75Исследователь
Воспитатель
Предметник
Слайд 76Новые ориентиры в деятельности школы
Воспитательная среда –условие
реализации
стандартов
второго поколения
Слайд 77Новые ориентиры
в деятельности школы
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
От «мероприятийной» педагогики к педагогике «отношений».
От
«простецкой» педагогики к «мыследеятельностной».
Слайд 82Воспитательная система школы
целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных
отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система школы проявляет свою целостность.
Уклад школы
Слайд 83 Меняется
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦПП.
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ.
УПРАВЛЕНИЕ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА.
Полноценное развитие личности
Слайд 84Новые ориентиры в деятельности школы
восПИТАНИЕ
ОБРАЗование
Слайд 87Школа здравого смысла
новые модели
Школа полного дня
Школа продленного дня
Школа-пансион
Летняя школа
Воскресная школа
Слайд 88Школа здравого смысла
новые модели
Физико-математическая (химико-биологическая..)
Спортивно-техническая
Туристско-экологическая
Художественная (музыкальная…)
Ботаническая исследовательская школа-сад
Школа современных профессий
Слайд 89Школа здравого смысла
новые модели
Школа современных профессий и технического изобретательства
Школа-студия литературного творчества и журналистики
Школа историко-дипломатического творчества
Школа театрального мастерства
Школа правовых знаний
Школа психологических знаний
Слайд 90Школа здравого смысла
новые модели
Школа-производство
Школа-студия изобразительных искусств
Школа иностранных языков и культуры
Школа искусство
Школа здоровья
Школа –лаборатория
Школа-лагерь
Слайд 91Школа здравого смысла
новые модели
Школа в школе –
как наполнение образовательной программы
Слайд 92Школа здравого смысла
новые подходы
Дидактический театр
Интеллектуальные игры, марафоны, конкурсы
Межвозрастные уроки
Безотметочное обучение
Декады свободного посещения
Вечерние факультеты
Школа домашних заданий
Малая академия наук
Слайд 93Школа здравого смысла
новые формы
Гайд-парк
Правовой театр
Тематические перемены
Языковой театр (хор)
Школьные нравственные проповеди
Тумба свободных объявлений
Коммуна риска
Радиоспектакли
Пресс-клуб
Слайд 94Школа здравого смысла
новое пространство
«Говорящие стены»
Деловые зоны и зоны хаоса
Зоны релаксации
«Зеленые» зоны
Школьный магазин
Афиша-расписание
Слайд 95Школа здравого смысла
территория здоровья
факультет здоровья
школа выживания
индивидуальная диета
фито-бар
кислородные коктейли
шведские стенки
Слайд 96Школа здравого смысла
новые отношения
НЕ формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
НЕ давать знания по конкретному предмету или теме, а предоставлять возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
НЕ контролировать и оценивать сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
НЕ формировать умение, а помогать выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество
Слайд 97Школа здравого смысла
новые отношения
Ценностно-смысловое равенство всех членов школьного сообщества
Предоставление свободы в рамках принятых правил: право выбора, право самостоятельности действий, право не участвовать…
Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Слайд 98Благодарю за внимание!
Профессиональных успехов!!!