Слайд 1МОО СОШ С УИОП № 7
Учитель географии Шаталкина Т.А.
Программа внеурочной деятельности
«Карта – второй язык географии»
Слайд 2Программа внеурочной деятельности
«Карта – второй язык географии»
Слайд 3Программа внеурочной деятельности
«Карта – второй язык географии»
Целью рабочей программы является
создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.
Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.
Слайд 4Программа внеурочной деятельности
«Карта – второй язык географии»
Целесообразность курса. На изучение
географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами. В 7-9 классах время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот почему введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.
Слайд 5Актуальность курса. Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с
картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.
Слайд 6Практическая значимость курса
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в
общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения).
Слайд 7Практическая значимость курса
Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой
аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.
Слайд 8Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса.
География – единственный школьный предмет,
который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Слайд 9Место курса в системе географического образования в школе
Содержание курса в основной
школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “Карта – второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращением количества часов в основных курсах географии.
Слайд 10Форма организации:
Форма организации занятий: кружок.
Формы подведения итогов:
программой предусмотрены диагностические работы
в конце учебного года (защита проектов, метапредметные викторины, олимпиада).
Слайд 11Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности в рамках сотрудничества с научными учреждениями города.
Слайд 12Этапы реализации программы:
5-6 классы. Курс “Карта – второй язык географии. Географические
модели Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.
Слайд 13При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование интереса к географии;
формирование знаний
об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
формирование умений внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту;
формирование умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о топонимике и происхождении географических названий;
формирования представлений о странах мира.
Слайд 14Этапы реализации программы:
7 класс. В курсе “Карта – второй язык географии.
География Земли” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.
Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование минимума знаний о странах и народах мира.
Слайд 15При изучении курса решаются следующие задачи:
расширение представлений о природе Земли;
создание
образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;
развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
формирование представления о странах и народах мира.
Слайд 16Этапы реализации программы:
8 класс. Курс “Карта – второй язык географии. География
России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.
Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Слайд 17При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование умения работы с картами
различного содержания;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;
формирование представления об изменениях административной карты РФ;
формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;
развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;
предпрофильная ориентация.
Слайд 18Этапы реализации программы:
9 класс. Курс “Карта – второй язык географии. GIS-технологии.”
способствует всестороннему развитию личности, успешной социализации выпускников и овладению важным средством анализа информации.
Цель: дать представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами (ГИС)).
Слайд 19При изучении курса решаются следующие задачи:
показать основные отличия бумажных и
электронных карт;
познакомить с особенностями электронных карт и ГИС;
показать возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами;
формировать практические навыки работы с электронными картами и ГИС при работе над проектами;
предпрофильная ориентация.