Слайд 1Психология и орфография на уроке географии
СЕКЦИЯ №3 гуманитарные науки
Автор работы:
Мельникова Полина Сергеевна
7 класс
Научный руководитель – учитель географии МБОУ «Лицей» Сухих Ольга Александровна
Образовательное учреждение: МБОУ «Лицей» г.Протвино
Слайд 2Наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление
связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем.
В русском языке насчитывается примерно 250 000 - 300 000 слов. Но около 90 тысяч не подходят под правила орфографии.
Как запомнить?
Проблема !
Слайд 3цель: найти оптимальный способ запоминания словарных слов для повышения уровня грамотности
учащихся
задачи:
Выявить уровень усвоения учащимися 6 и 8 классов словарных слов.
Познакомится с научной литературой по психологии по теме «Память и её виды».
Изучить метод Эйдетизма.
Разработать словарь «Граф Орфограф», основанный на методе Эйдетизма;
Внедрить в процесс правописания Граф орфограф и провести контрольные измерения, сравнить полученные результаты.
Методы работы:
1. Теоретический (информационно-поисковый).
2. Статистический (статистическая обработка экспериментальных данных).
3. Эмпирический (диагностический письменный опрос).
4. Компьютерная технология: работа с программой Paint.
5. Метод сравнительного анализа.
Объект исследования:
эйдетическая память детей 12-13 лет.
Слайд 4Что такое память?
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы,
выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слайд 5У человека преобладающим является зрительное восприятие. У китайцев и у русских
есть одинаковая пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».
Слайд 6Виды памяти по характеру психической активности
Слуховая память - это хорошее запоминание
и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Слайд 7 Ассоциации
Один из способов запомнить
факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал.
Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: «Что это напоминает?», «На что это похоже?», «Почему это так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?», «Где так бывает?», «Кто сказал, что это так?
Слайд 8Законы памяти.
То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.
Нужно получить глубокое,
точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить.
Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.
Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее .
Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.
Слайд 9Выводы
Исследования психологов показывают, что большая часть детей 8-9 , 13-14 и
16-17 лет, не справляющихся со школьной программой, обнаруживают трудности в протекании процессов памяти.
Наибольшие трудности формирования и развития у детей обнаруживаются в механической модальности памяти.
Воспроизведение как вербального, так и зрительного материала, идет успешней, если решаемые на каждом этапе деятельности задачи были сложными, но решаемыми для ребенка.
Слайд 10Эйдетическая память
эйдетическая память - неразрывно связана с запечатлением в мозге не
непосредственно предмета, а некого его образа. Эйдетическая память - это способность памяти запоминать рисунки в мельчайших подробностях.
Феномен эйдетизма состоит в том, что его обладатель может видеть на пустом экране то изображение, которое ранее ему было показано.
В «чистом виде» эйдетическая память наблюдается у детей и подростков в период их роста и развития – в ряде случаев данный феномен наблюдается и у представителей старшей возрастной группы.
Слайд 11
Одно из первых описаний Эйдетизма дал русский исследователь Урбанчич (1907). Фундаментальные
исследования данного понятия были выполнены в 1920-х гг. немецким психологом Эрихом Йеншем и его учениками.
Слайд 12 Л. С. Выготский
В эйдетических образах, по Л. С. Выготскому,
в нерасчлененном виде заключены зачатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, и нельзя провести точной границы между тремя процессами. Л. С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что "образные представления являются как бы переходной ступенью от восприятий к представлениям. Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой - входя составными элементами в восприятие". "Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя таким образом свою основную психологическую функцию".
Слайд 13У школьников запоминание текстов происходит не в результате зубрежки, вследствие формирования
в мозге наглядных образов, которые при необходимости возможно извлечь из хранилища памяти.
Слайд 14Практическая часть – географический диктант.
6 класс:
Атмосфера, азимут, архипелаг, антрацит, азот, айсберг,
бассейн, болото, водоём, водохранилище, гейзер, горизонт, дельта, жёлоб, заморозки, заповедник, известняк, испарение, календарь, канал, континент, климат, муссон, меридиан, минерал, погода, сейсмограф, терраса, течение, экватор.
8 класс:
Администрация, алеут, алюминий, амплитуда, ассимиляция, атлас, баланс, барельеф, бахча, бедуин, бизон, бумеранг, возвышенность, возраст, долгота, диссидент, залежь, землетрясение, иждивенец, излучина, ирригация, иммиграция, индустриализация, водоросль, половодье, плотина, поколение, раса, республика, саванна, супесчаный, суперфосфат, циклон, эвакуация, экспедиция.
Слайд 15Результаты диктанта
6 класс: на «5» - 1 работа, на «4» -
5 работ, «3» - 6 работ, на «2»- 3 работы
8 класс: на «3»-7 работ, на «2»- 7 работ, на «4» - 3 работы.
данные №1 (6 класс) данные №2 (8 класс)
Успеваемость – 58,8%
Качество – 38.8 %
Средний балл: 2,8
Коэф.знаний:14,1%
Успеваемость: 80,0%
Качество: 40,0%
Средний балл: 3,3
Коэф. знаний: 33,3%
Слайд 16Эйдосы или поразительная сила образов.
Г ризонт
экват р
Д льта
Зап ведник
Извес няк
К лендарь
Слайд 17Граф «орфограф»
В словарных словах непроверяемые буквы заменяются картинкой, ассоциирующейся с этой
буквой и словом.
Слайд 18Контрольное измерение.
Результаты контрольного диктанта, написанного после просмотра учениками моего графа
«орфографа»
на 65% улучшились
Слайд 19Заключение:
Я пыталась найти оптимальный способ запоминания словарных слов для повышения уровня
грамотности учащихся. Результаты моей работы показали, что использование приемов эйдетики, направленных на изучение слов, которые не объясняются правилами русской орфографии, действительно повышает качество знаний. Цель достигнута.
Моя работа имеет методическую ценность, так как ее можно использовать в практической деятельности учителям начальной школы и среднего звена, а также самим детям. Изучая различные основы наук: психологии, орфографии и географии, и используя их методы для повышения собственного общекультурного уровня, могу констатировать практическую значимость моей работы.
Спасибо за внимание !
Слайд 20Список использованной литературы:
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С., Эйдетика, в сборнике: Основные течения современной психологии. [Сб. ст.], М.— Л., 1930 (сокр. изд. и кн.: ) 2. Лурия А. Р., Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968; Haber R. N., Hershenson М., The psychology of visual perception, N. Y., 1973 3. Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой. –М.: Просвещение,1976 4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.