Слайд 1Развитие познавательной деятельности на уроках.
Методический семинар
МОУ Михайловская СОШ
Юринская И.В.
Слайд 2
Активизация познавательной деятельности учащихся- это создание такой атмосферы учения, при которой
учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, подают новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Слайд 3Составляющие познавательной активности:
1. Эмоционально-волевая, сенсорная, когнитивная.
2. Активность обучающихся при выполнении учебно-познавательных
задач.
3. Положительная мотивация к обучению.
4. Использование современных педагогических технологий.
Слайд 4Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся
Принцип самостоятельной активности обучающихся
Принцип осознанности познания
Принцип целенаправленной
и систематической работы над общим развитием всех обучающихся
Слайд 5Методы активизации познавательной деятельности обучающихся
Поворот от обучения в условиях класса к
обучению в малых группах
Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий
Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми обучающимися
Контроль знаний, базирующийся на тестировании
Поворот от овладения всеми обучающимися одного и того же материала к овладению разными обучающимися разного материала
Поворот к обучению в творческой деятельности
Слайд 6
Эвристический метод обучения
Метод эмпатии
Метод многомерных матриц
Проблемное обучение
Обучение в диалоге
Метод проектов
Метод открытий
Поворот
от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока
Слайд 7ИКТ- средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Применение средств ИКТ вносит определённую специфику
в известные общедидактические методы обучения.
Применение средств ИКТ на уроках- эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности.
Применение средств ИКТ позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени учителя, мотивировать обучающихся на получение знаний.
Слайд 8Способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, биологии, химии
Дидактические игры
Проблемные
ситуации
География, биология и литература
Домашний эксперимент
Разминки
Слайд 9Дидактические игры
Учебная игра выполняет несколько функций:
Оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая
его мышление, расширяя кругозор
Учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи
Мотивирует и стимулирует познавательную деятельность обучающихся, способствует развитию познавательного интереса
Слайд 10Примеры познавательных игр
«Свиток»
«Третий лишний»
«Продолжи ряд»
«Цепочка»
«Путешествие»
Слайд 11Проблемные ситуации
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
При изучении
материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
При закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
При контроле знаний (творческое применение знаний)
Слайд 12
Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний
или фактов
На уроках для развития познавательного интереса обучающихся возможно использование биологических задач
Слайд 13На уроках возможно использование следующих типов задач:
Задачи, способствующие развитию логического мышления
Задачи
на распознавание натуральных объектов
Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы
Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков
Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими
Задачи, связанные с самонаблюдением
Задачи, содержащие новую для обучающихся информацию
Слайд 14Примеры задач
1. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их
в две пробирки с водой. В одной семена проросли, а в другой нет. Как это можно объяснить?
2. У каких растений- болотных, луговых или пустынных- корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?
Слайд 15Уроки географии, биологии и литература
Средством развития познавательного интереса к уроку является
и литература, при помощи которой возможно создание проблемной ситуации.
На уроках можно использовать стихи, стихи-загадки, пословицы, сказки.
Эффект их применения всегда ощутим, они снижают усталость на любых этапах урока.
Слайд 16Примеры стихотворений, используемых на уроках
1. Ветер, ветер- ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
2. Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово красной кожей?
Слайд 17Домашний эксперимент
(мини-проект по изучаемой теме)
Это небольшой самостоятельный научный проект каждого
ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети могут делать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов.
Слайд 18Примеры мини-проектов
«Растущие малютки»
«Испарение воды листьями»
«Раскрашенные яблоки»
«Там стоит побывать»
Слайд 19Разминки
Разминки- короткие, ёмкие и информативные задания- упражнения, расширяющие кругозор учащихся.
Они
позволяют заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.
Слайд 20Примеры разминок
1. Вырази свою мысль другими словами
2. Дуэль
3. Ключевые слова
4. Верю-
не верю
5. Да-нетка
6. Кроссвординки
Слайд 21Активизация познавательной деятельности в обучении географии и биологии позволяет достигать определённых
результатов:
Активизируется познавательная деятельность;
Возникают новые мотивы, растёт интерес к предмету;
Формируется творческое мышление;
Развиваются коммуникативные способности;
Выполняются задания исследовательского характера;
Применяются полученные знания в жизни;
Работают с дополнительной литературой.
Слайд 22Выводы
Только стимулируя познавательную деятельность обучающихся и повышая их собственные усилия в
овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к урокам географии и биологии.
2. В обучении надо активно работать над развитием всех обучающихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.
3. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по географии и биологии.
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.