Слайд 1
Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения географии
Районный семинар географов
Мы не
учим их; мы создаем условия, в которых они учатся.
С. Паперт
Слайд 2
Современный период развития общества характеризуется изменениями, затрагивающими все сферы человеческой
жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие нового подхода к решению более сложных задач. В связи с этим возрастают потребности общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы.
Слайд 3Заученных знаний недостаточно, чтобы учить людей, — непременно надо прислушиваться к
тому, что они спрашивают.
Мо-цзы
Слайд 4
Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на
формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Слайд 5Творчество рассматривается нами как способ познания. Обучение же учащихся способам познания
представляет собой одно из направлений гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.
Слайд 6
Опыт учебного научного творчества.
Большинство
исследователей проблемы отмечают, что овладение опытом творческой деятельности происходит при активном использовании методов проблемного обучения. Проблемный подход в обучении разработанный в 60-70-е годы XX века (ИЛ.Лернер, В.Оконь, МИ.Махмутов, А.М.Матюшкин, М.Н.Скаткин и др.), получил свое развитие в частных методиках. Так, в методике обучения географии в школе данным вопросом занимались Л.М.Панчешникова, Г.А.Понурова, В.А.Щенев и другие. Исследования методистов - географов затронули ряд аспектов проблемы развивающего обучения, дифференцированного подхода к школьникам, формирования опыта творческой деятельности, применения новых педагогических технологий в процессе обучения географии, направленных на развитие творческого мышления учащихся.
Слайд 7
Из опыта работы
Учебник - География. Базовый уровень. 10-11 классы, А.П.
Кузнецов, Э.В. Ким. Москва, Дрофа, 2012г.
Слайд 8
«Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на
формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности»
«Цель- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран»
Рабочая программа по географии
Слайд 9Проектная деятельность
Как будет выглядеть человек будущего? Составить прогноз на основе анализа
современных тенденций естественного и механического движения населения мира.
Составить проект развития экономики одной из отстающих стран Африки, Азии или Латинской Америки, не связанный с эксплуатацией ее природно-ресурсного потенциала.
Предложить проект решения глобальной продовольственной проблемы.
Провести исследование демографической проблемы в одном из регионов мира.
Слайд 10
Требования к современному проекту
На выполнение проекта, как правило, дается большой
отрезок времени (от нескольких недель до месяца и более, в зависимости от объема работы), поэтому количество проектов не должно быть большим (2—4 проекта в течение учебного года).
Слайд 11Выбор проектной деятельности
Считаю, что проектная деятельность – один из интенсивных методов
включения юных граждан России в общественную жизнь.
Проектный метод обучения, несомненно, является инновационным. Организация исследовательских работ требует больших временных затрат. Но разве все это может сравниться с тем положительным эффектом, который он дает – развитием максимальной самостоятельности и творческой активности обучающихся
Слайд 12 «… Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика
фундаментальными знаниями(большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию…»
(А.М. Кондаков)
Слайд 13 Творческая работа в контурных картах
Слайд 14
Современный мир - это
полифония миров – полифония людского поведения
-
нет стандартных ситуаций, стандартных решений –
необходимость изменения подходов к преподаванию
Слайд 15Творчество (деятельность по созданию нового продукта)
Слайд 16Путешествия по странам
Развития творчества и воображения (творческая атмосфера на уроке,
развитие пространственных представлений на основе схем, карт и т.д., построение аналогий, активизация фантазии …)
Слайд 17Примеры заданий
Соберите и оформите в виде реферата информацию
Напишите учебно-исследовательскую работу
Представьте информацию
в виде диаграммы, графика
Составьте тест, кроссворд
Составьте терминологический словарь
Сформулируйте проблему и пути её решения
Слайд 18Конференция на тему «Природные условия и природные ресурсы –основа экономического развития»
Слайд 19Урок-сказка «Как Иван –Царевич ключ земли искал»
Слайд 20Примеры заданий
Конкурс на более точное и оригинальное определение понятия
Сделайте сборник (дайджест)
фрагментов публицистических статей, видеофрагментов
Сделайте презентацию на тему
Составьте сравнительную таблицу
Составьте схему, структуру
Напишите авторский текст и др.
Слайд 23Примеры заданий
Игра
-сценка по заранее расписанным ролям;
-спонтанная игра по определенной ситуации или
теме;
-игра с непонятными правилами
Документ
-письма, листовки, воззвания;
-интервью или статьи в газете;
-выступления известных политиков или ученых;
-статистические данные;
Слайд 24Выступление пограничника
о положении России на карте мира
Слайд 25Примеры заданий
Понятийный ряд
-ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом;
-несколько определений одного
понятия;
-назвать пропущенные понятия в определениях или текстах;
-придумать свои ассоциации к тому или иному понятию
Графическое изображение
-картина (любой рисунок);
-фотография;
-карикатура;
-схема (диаграмма)
Слайд 26На экскурсиях изучаем творчество природы родного края
Слайд 27Эмблема клуба любителей природы, созданная участниками экологической конференции
Слайд 28Изучаем природный комплекс родного края
Слайд 29Вперед, к новым творческим успехам!
Слайд 30
Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать
мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.
Ч. Темпл