Презентация, доклад по теме самообразования Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях ФГОС

Содержание

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Китайская мудрость.

Слайд 1Тема самообразования «Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством предмета «Географии»
МКОУ «Тимская

СОШ им.Н.В.Черных»
Учитель географии – Ильницкая Светлана Ивановна
Тема самообразования  «Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством предмета «Географии»МКОУ «Тимская СОШ им.Н.В.Черных»Учитель географии – Ильницкая

Слайд 2«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,


я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость.
«Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Слайд 3Актуальность.
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих

компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Актуальность.Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только

Слайд 4Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные).

Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные).

Слайд 5Учебные действия.
Предметные, географические умения
   Умения работать  с географическими  картами  и моделями

Земли;
Умения  ориентироваться  на     местности;
  Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
  Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.

Универсальные учебные действия

Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

Учебные действия.Предметные, географические умения   Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;Умения  ориентироваться  на     местности;  Умения давать

Слайд 6Личностные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями

и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.

Личностные действияПозволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание,

Слайд 7Личностные действия
2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение

к ценностям культур других народов;

7 класс

Личностные действия2.  Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;7 класс

Слайд 8Личностные действия
Тема урока в 7 классе «Народы Африки»
- Для чего женщины

племени мурси так себя уродуют?

3. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания:
4. Удивление рождает желание больше узнать;
«Познание начинается с удивления». Аристотель

Личностные действияТема урока в 7 классе «Народы Африки»- Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?3.

Слайд 9Регулятивные действия

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и

учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.

В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.

В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи

В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России. И т.д.

Регулятивные действияОбеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,

Слайд 101. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники,

статистические таблицы, Интернет т.д.)

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания

1.   Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)Для диагностики и

Слайд 112. Задания на упорядочивание и группировку

- Сгруппируйте географические

объекты по смыслу:

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.

реки

горы

города

штаты

2.   Задания на упорядочивание и группировку-  Сгруппируйте географические объекты по смыслу:География 7 класс. Тема:

Слайд 12 3. Задание “Найди ошибки в тексте”.


В состав

Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф.
Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.

География 9 класс. Тема: «Центральная Россия»

3.   Задание “Найди ошибки в тексте”. В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный,

Слайд 13География 7 класс Тема: «Южная Америка»
ЮА можно разделить на ………… Восток и

………….. Запад.
Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….
…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………… океан.
Амазонка …………. в течение всего года.
На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
Самая высокая вершина Анд - ……………

4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

География 7 класс Тема: «Южная Америка»ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись

Слайд 14Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование

изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:

Работа с картой.
Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.

Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Познавательные действияВключают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.Формирование познавательных универсальных учебных действий

Слайд 15 Работа с картами
1
2
- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной

географичес-кой широте имеют разную степень увлажнения?

7 класс

Работа с картами12- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географичес-кой широте имеют разную степень увлажнения?7

Слайд 167 класс
смерч
1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?

7 класссмерч1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?

Слайд 177 класс
2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии?
Гималаи

7 класс2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии?Гималаи

Слайд 18Работа в контурных картах
9 класс
11 класс
7 класс
5 класс
 
1.     В процессе выполнения заданий

учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2.     Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3.     У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

Работа в контурных картах9 класс11 класс7 класс5 класс 1.     В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая

Слайд 196 класс
Работа в тетрадях на печатной основе
Работа с географической картой
Построение диаграмм
Анализ

статистических данных

9 класс

Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Ориентирование в географическом
пространстве

6 классРабота в тетрадях на печатной основеРабота с географической картойПостроение диаграммАнализ статистических данных9 классЗадания в тетрадях носят

Слайд 20Практические работы
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение практических

работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами
Практические работыПрактические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические

Слайд 216 класс
В результате использования разнообразных видов практических работ,
формируется

навык составления и распознавания диаграмм,
6 класс В результате использования разнообразных видов практических работ,  формируется навык составления и распознавания диаграмм,

Слайд 226 класс
построения графиков,

6 класспостроения графиков,

Слайд 23Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и

Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам. (Ответы занести в таблицу).

Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны»

умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.

Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и

Слайд 24Приём №3 «Верно – неверно»
1) На доске написаны верные и не

правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Приём №3 «Верно – неверно»1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;2) Учащиеся

Слайд 25Верно – неверно Урок 9 класс «Транспорт России»
Автомобильный транспорт самый быстрый и

дорогостоящий вид транспорта
Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны
Метро относится к наземным видам транспорта
Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт
В России очень много незамерзающих портов
В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной
Верно – неверно Урок 9 класс «Транспорт России»Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспортаКаботажными называются перевозки

Слайд 269 класс

9 класс

Слайд 27Коммуникативные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать

и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Игровые уроки

Коммуникативные действияОбеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять

Слайд 28Обобщающие уроки

Обобщающие уроки

Слайд 29Создание проектов
Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и

метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапред-метных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Создание проектов Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных

Слайд 30Этапы формирования учебных действий на уроках географии.
Формирование универсальных умений предполагает системный

подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты. 
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
Этапы формирования учебных действий на уроках географии.Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса

Слайд 31Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий считаю правильно

поставленную цель выполнения каждого задания на уроке.

География 7 класс
Тема: «Тихий океан»

Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий считаю правильно поставленную цель выполнения каждого задания на

Слайд 32
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на

уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть