Слайд 1РЕМЕСЛА ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Автор-составитель
Булычева Г.И., учитель
географии МБОУ СОШ №30
Г.Озёрск
Челябинская область
Слайд 2Принято считать, что кустарное ремесло на Южном Урале связано только с
«уральскими самоцветами».
На самом деле, это не так. Самые разные изделия изготавливали и изготавливают сегодня местные ремесленники.
Сундуки, игрушки, мебель, инструмент, кухонная утварь и многое другое.
Слайд 3БОНДАРНОЕ РЕМЕСЛО
Можете ли Вы отличить бочку от кадушки?
В современном обиходе различия
между двумя этими предметами не делают – чаще бочкой называют кадушку, но не наоборот. Но эти два вида бондарной посуды отличаются друг от друга так же, как ведро от чайника.
Слайд 4Однако не только в городе, но и в деревне путают названия,
не имея представления о всем многообразии бондарной посуды, без которой нельзя было обойтись в недалеком прошлом.
Бочка
Слайд 6На протяжении нескольких веков усилиями многих поколений бочаров были выработаны рациональные
приемы изготовления бондарных изделий, изобретены простые и остроумные инструменты и приспособления, обеспечивающие при умелом использовании необходимый успех.
Слайд 7Хотя основные «секреты» ремесла известны каждому бочару, но, кроме знания приемов
работы специальными бондарными инструментами, настоящий бочар должен чувствовать дерево, знать все его тончайшие свойства, всегда учитывая их в практике.
Слайд 8От выбора материала зависит и прочность бондарной посуды. Приступая к изготовлению
бочки, бочар в первую очередь обратится к дубовой древесине или лиственничной.
Бочки, сделанные из древесины этих пород, выдерживают самые невероятные нагрузки, особенно при перевозке и перекатывании с места на место.
Слайд 9Бондарная посуда — это не только бочка для кваса или кадка
для квашеной капусты, но и изумительные по красоте лагуны, кружки, барильца, жбаны.
лагуна
барильца
Слайд 12Из лозы и бересты плетут много различных изделий. Корзинки для сбора
овощей семян, грибов, мебель. Из бересты получаются легкие и удобные корзиночки для ягод, коробки.
Корзинки и другие изделия чаще всего плетут из молодых побегов ивы, растущей по берегам рек и озер. Самые гибкие и удобные для работы — побеги ивы, срезанные ранней весной, как только сойдет снег.
Слайд 14Прутья укладывают в корыто или в бочку и заливают водой. Вымачивание
продолжается от 5 до 15 дней — в зависимости от того, как долго хранились срезанные побеги и насколько они высохли.
Воду в корыте или бочке время от времени меняют.
Слайд 15Береста — это наружные слои коры березы, которые легко отделяются и
сдираются со ствола.
Бересту можно заготовлять в любое время года, но наиболее прочная и гибкая береста бывает в начале лета на стволах березы диаметром от 20 сантиметров и больше.
Слайд 20Во все времена объемную резьбу народные мастера применяли для украшения жилищ;
мебели, посуды, хозяйственной утвари.
Скульптурное изображение, коня или птицы венчало гребень тесовой кровли. Делали резные ставни.
Миниатюрные речные коники украшали ручки ковшей, навершия швеек и даже служили деталями ткацкого станка.
Слайд 21Обычный столярный рубанок вырезался зачастую в виде экзотического льва. А традиционная
посуда — скопкари, ендовы, ковши и солонки — в большинстве случаев обретала форму утиц.
Между делом мастерил крестьянин для детей всевозможные игрушки.
Слайд 26Прясть и ткать женщины должны были только в свободное от домашней
и полевой работы время, такие свободные часы находились, в основном, зимой, а летом нужно было сделать заготовки.
Происходило это примерно так. В положенный срок лен косили, связывали снопами и вымачивали в ближайшем водоеме, потом хорошенько просушивали на солнце, мяли, отделяли волокна от грубой оболочки.
Слайд 28Теперь стебли нужно было хорошенько размять и даже растолочь. После всех
этих обработок вес льна уменьшался почти в пять раз.
Приготовленный лен оставляли до поздней осени, когда уже вся женская половина семьи садилась за прялки и брала в руки веретена.
Но прежде, чем прикрепить лен к прялке, его нужно было расчесать, чтобы отделить грубые волокна и оставить только самые мягкие и тонкие.
Слайд 29Когда льняные нити были готовы и смотаны в клубки, то женщины
начинали ткать. Ткацкие станки стояли почти в каждом доме.
Устройство было достаточно простым: на деревянную раму равномерно натягивались нити, которые назывались нити основы, а между ними определенным образом пропускалась поперечная нить, уток.
Слайд 30Так, ряд за рядом полотно становилось длиннее.
Готовые холсты шли на
женские платья и мужские рубахи. Из отбеленной ткани шили белье, полотенца, скатерти, из самой грубой, которую называли дерюга или мешковина, – мешки, рыбацкие сети, полотна для покрова лошадей.
Со временем научились ткань полотна с рисунком, делали сложные орнаменты, изображающие фигурки людей, животных и растений
Слайд 31Еще в древности славяне использовали натуральные красители, чтобы окрасить ткани или
одежду в различные цвета. Например, если дубовую кору залить кипятком и дать настояться, то можно получить краску желто-оливкового или черного (в зависимости от консистенции) цвета.
Сок ольхи позволял выкрасить ткани в различные оттенки песочного, светло-коричневого и темно-коричневого цветов.
Слайд 32Желтый цвет можно было получить с помощью отвара корней конского щавеля
с винным камнем.
Синий цвет получался при отмачивании корней девясила в моче.
Водная вытяжка из цветов зверобоя окрашивала ткани в желтый или зеленый цвет, а горячий отвар зверобоя – в красный и розовый цвета.