Презентация, доклад по геологии Исследование суглинков Егорлыкского Западного месторождения

Содержание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7 им. О. Казанского

Слайд 1Секция: «Полезные ископаемые и методика ГРР»
Научно-исследовательская работа
«Исследование суглинков Егорлыкского Западного месторождения»
Выполнил:

ученик 11»А» класса
Сандалов Федор Дмитриевич

Руководитель: учитель географии Фурдуй Валентина Николаевна


Ст Егорлыкская
Ростовскоая область
Секция: «Полезные ископаемые и методика ГРР»Научно-исследовательская работа«Исследование суглинков Егорлыкского Западного месторождения»Выполнил: ученик 11»А» классаСандалов Федор ДмитриевичРуководитель: учитель

Слайд 2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7 им.

О. Казанского
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7 им. О. Казанского

Слайд 3Работу выполнил обучающийся 11 «А» класса Сандалов Федор
Учитель химии
Занина О.И.
Руководитель:
Фурдуй В.Н.

Работу выполнил  обучающийся 11 «А» класса  Сандалов ФедорУчитель химииЗанина О.И.Руководитель:Фурдуй В.Н.

Слайд 4Актуальность выбранной темы
Глина принадлежит к числу важнейших полезных ископаемых и широко

используется в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Наша местность небогата полезными ископаемыми. Это суглинки, пески.
Издавна их использовали в нашей местности для строительства саманных домов . Зимой такие дома хорошо сохраняют тепло, а летом в таком доме всегда прохлада. Со временем саманные дома все более заменяют кирпичные . Но строительный материал один и тот же – это суглинки. Для нашей станицы развитие производства на основе использования суглинков очень важно, т.к. есть производство строительных материалов из суглинков.
Актуальность выбранной темыГлина принадлежит к числу важнейших полезных ископаемых и широко используется в различных отраслях промышленности и

Слайд 5Егорлыкское Западное месторождение суглинков

Цель проекта: Основываясь на данных исследования местных суглинков,

сделать выводы о возможности их использования в различных видах деятельности.

Проделана работа:
по сбору информации о географическом положении, рельефе, строении территории, полезных ископаемых Егорлыкского района, о происхождении, их разнообразии, свойствах применении в хозяйстве глин, суглинков.

В процессе выполнения работы проведены:
Экскурсия на месторождение суглинков, с целью изучения вскрытого разреза и взятия образцов для исследования
Экскурсия на местное предприятие по производству кирпича
Проведены лабораторные исследования суглинков с целью выяснения их свойств и перспектив их дальнейшего использования.

Егорлыкское Западное месторождение суглинков  Цель проекта: Основываясь на данных исследования местных суглинков, сделать выводы о возможности

Слайд 6Географическое положение Егорлыкского района
Егорпыкский район на карте Ростовской области
Станица Егорлыкская на

карте Егорлыкского района

Станица Егорлыкская на карте Егорлыкского района

Географическое положение Егорлыкского районаЕгорпыкский район на карте Ростовской областиСтаница Егорлыкская на карте Егорлыкского районаСтаница Егорлыкская на карте

Слайд 7Егорлыкское Западное месторождение суглинков на карте станицы Егорлыкской

Егорлыкское Западное месторождение суглинков на карте станицы Егорлыкской

Слайд 8Егорлыкское Западное месторождение суглинков

Егорлыкское Западное месторождение суглинков

Слайд 9Егорлыкское Западное месторождение.

Егорлыкское Западное месторождение.

Слайд 10Экспериментальная часть Цель исследовательской части проекта: освоение методик и экспериментальное исследование химического

и физико-химического свойства суглинков нашей местности.

внешних качеств суглинков: цвета, пластичности, рыхлости.

кислотно-основных свойств

«жирности»

Изучение химического состава суглинков
(открытие ионов алюминия, железа, карбонат-иона, наличие силикат –ионов)

плотности

содержания песчаных примесей

Проведены исследования по определению:

адсорбционных свойств.

Экспериментальная часть Цель исследовательской части проекта: освоение методик и экспериментальное исследование химического и физико-химического свойства суглинков нашей

Слайд 11Отбор проб для исследования
Отбор проб суглинков (5 образцов) был осуществлен в

карьере в полезной толще, который заключался в выемке определенного количества суглинков поперек пласта на расстоянии 1- 0, 5 метра друг от друга. Масса взятой пробы составляла 1-1,5 кг.

Образцы упаковали в пакеты и пронумеровали, указав глубины взятых проб.


Отбор проб для исследованияОтбор проб суглинков (5 образцов) был осуществлен в карьере в полезной толще, который заключался

Слайд 12Экскурсия с целью взятия образцов для исследования.

Экскурсия с целью взятия образцов для исследования.

Слайд 131. Определение содержания песчаных примесей и карбонатов.
Взвесили на электронных весах по

8, 5 гр. Суглинка каждого образца.
Поместили в стаканы на 100 мл. Добавили воды, размешали, дали отстояться 5 мин.
Слили мутную жидкость , снова добавили воды, перемешали и слили мутную жидкость.
Повторяли эти действия до тех пор , пока раствор не стал совершенно прозрачным.
Подсушили осевший песок в фарфоровой выпарительной чашке на горелке с сухим горючим.
Взвесили песок на весах
Рассчитали содержание песчаных примесей в образцах по формуле
С песка=м(песка) : м (глины)*100%











Результат исследования: В образцах № 4, № 5 содержание песчаных примесей минимальное, почти нет. На глубине 2-3 м. встречается песок с примесью извести. Наблюдали реакцию вскипания.

1. Определение содержания песчаных примесей и карбонатов.Взвесили на электронных весах по 8, 5 гр. Суглинка каждого образца.Поместили

Слайд 14Определение содержания песчаных примесей в суглинках

Определение содержания песчаных примесей в суглинках

Слайд 15 Песчаные примеси в суглинках (увеличено)

Песчаные примеси в суглинках  (увеличено)

Слайд 162. Определение «жирности» суглинков
Взвесили на электронных весах образцы №1, № 2,

№ 3, № 4, № 5 массой 8,5 гр., поместили суглинки в химические стаканы на 100 мл., добавили 50 мл. воды.
Расположили стаканы по порядку номеров, тщательно перемешали стеклянной палочкой.
Записали время начала эксперимента.
Степень осаждения наблюдали до полной прозрачности раствора.
Время осаждения образцов составило:

Вывод по степени осаждения:
Образец № 5 имеет наибольшую «жирность» т.е. содержание органических примесей (так как степень осаждения наибольшая
Жирные суглинки обладают гидрофобными свойствами, то есть отталкивают воду, следовательно находятся во взвешенном состоянии очень долго.

2. Определение «жирности» суглинковВзвесили на электронных весах образцы №1, № 2, № 3, № 4, № 5

Слайд 17Определение «жирности» суглинков

Определение «жирности» суглинков

Слайд 183. Исследование адсорбционных свойств

Помещаем образец подсушенного суглинка массой 10 г. В

ступку и тщательно измельчаем его.
Измельченный образец помещаем в фарфоровую чашку и в сушильном шкафу прокаливаем при температуре 150-180 градусов в течение10-12 мин.для увеличения поглотительной способности.
Просеяли прокаленный образец через крупное сито.
В стеклянную трубку(диаметром 0,5 см) помещаем кусочек ваты и насыпаем слой суглинка высотой 4 см. . Слегка утрамбовали. Закрепили трубку вертикально над химическим стаканом( на штативе).
Наливаем в трубку небольшими порциями раствор перманганата калия бледно-розового цвета и ждем пока фильтрат соберется в стакане.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Адсорбционные свойства лучше у суглинков с большим содержание песчаных примесей и карбонатов (образцы № 2, № 3), у жирных ниже
( № 4, № 5)

3. Исследование адсорбционных свойствПомещаем образец подсушенного суглинка массой 10 г. В ступку и тщательно измельчаем его.Измельченный образец

Слайд 19 Исследование адсорбционных свойств глины.

Исследование адсорбционных свойств глины.

Слайд 204. Определение плотности
Определили на весах массы химических стаканов на 100 мл.
Насыпали

в стаканы образцы суглинков № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 до отметки50 мл., уплотняя в стаканах, постукиванием стакана о ладонь.
Взвесили все стаканы с суглинком .
Рассчитали массы по формуле:
m (глины) = m (стакана с глиной) – m (стакана)
Рассчитали массы суглинков по формуле: p = m ( глины) \ V

Вывод.
Наиболее высокой плотностью обладает образец под № 1 (слой суглинка, залегающий ближе всего к поверхности.

4. Определение плотностиОпределили на весах массы химических стаканов на 100 мл.Насыпали в стаканы образцы суглинков № 1,

Слайд 21Определение плотности глины

Определение плотности глины

Слайд 225. Определение кислотно-основных свойств
Для определения кислотности суглинков мы воспользовались специальной индикаторной

бумагой, с помощью которой можно узнать ph- среду раствора.
В заранее подготовленные растворы, содержащие 50 гр. Воды на 8, 5 гр. Суглинков разных образцов, окунули индикаторную бумагу.
Пронаблюдали изменение цвета индикаторов и сравнили их с эталонной цветовой шкалой определения водородного показателя (ph)
В результате опыта получили следующие данные.








Вывод: все образцы суглинков имеют кислотную среду ( ph меньше 7).
Наиболее кислотную среду (наименьший показатель ph) имеет образец № 3, что подтверждает большое наличие в нем карбонат-ионов ( CO3)

5. Определение кислотно-основных свойствДля определения кислотности суглинков мы воспользовались специальной индикаторной бумагой, с помощью которой можно узнать

Слайд 23 Определение кислотно-основных свойств суглинков.

Определение кислотно-основных свойств суглинков.

Слайд 24Исследование антимикробных свойств
Налили в три химических стакана (объемом 700 мл.) свежее

молоко (нестерилизованное) до отметки 300 мл.
В первый стакан поместили образец влажного суглинка (№ 4) массой 10 гр.
Во второй стакан прокаленного суглинка этого же образца.
Третий стакан со свежим молоком отметили как контрольный образец
Оставили три стакана в тени и контролировали состояние молока несколько раз в день на протяжении двух дней. Определили, когда появились первые признаки скисания молока в 1 и 2 стаканах.

Вывод.
Относительно лучшими антимикробными свойствами обладает образец № 2 (прокаленный суглинок). Это объясняется тем, что при термической обработке уничтожаются органические вещества, которые находятся в свежем суглинке и ускоряют процесс скисания

Исследование антимикробных свойствНалили в три химических стакана (объемом 700 мл.) свежее молоко (нестерилизованное) до отметки 300 мл.

Слайд 25Определение химического состава суглинков.
Взятые для исследования образцы суглинков отличаются своей плотностью

и структурой. Более глубокие суглинки –пластичные и жирные на ощупь. Поверхностные образцы содержат зернистые примеси. Они более твердые, имеют светло-коричневый цвет, а также вкрапления белых кристаллов. Можно предположить содержание в них соединений алюминия, железа, кремния и извести
Определение химического состава суглинков.Взятые для исследования образцы суглинков отличаются своей плотностью и структурой. Более глубокие суглинки –пластичные

Слайд 26 Определение силикатов и карбонатов в суглинках
Определение силикатов
Наличие карбонатов (реакция с HCl)

Определение силикатов и карбонатов в суглинках Определение силикатовНаличие карбонатов (реакция с HCl)

Слайд 27Определение карбонатов
Опыт № 1
1. Поместили образцы суглинков массой 15 гр. каждый

в химические стаканы емкостью 150 мл., предварительно измельчив до однородной структуры.
2. Добавили раствор соляной кислоты концентрированной.
Наблюдали бурное выделение углекислого газа
CaCo3 + 2HCl ------CaCl2 + H2O + CO2 ( Известь)

Вывод. Опыты № 1 и № 2 доказывают присутствие в образцах суглинков карбонатов.

Опыт № 2
Образец № 3 с наиболее интенсивным выделением газа поместили в пробирку с газоотводной трубкой. Добавили раствор концентрированной HCl. Наблюдали выделение газа. Этот газ пропустили через известковую воду. Наблюдали помутнение известковой воды. Следовательно, полученный газ – CO2
CO2 + Ca(OH)2 ------CaCO3 + H2O (известковая вода)

Определение карбонатовОпыт № 11. Поместили образцы суглинков массой 15 гр. каждый в химические стаканы емкостью 150 мл.,

Слайд 28Определение силикатов







Вывод. Опыты доказали наличие в суглинках силикатов

Опыт № 3


После извлечения из суглинков песчаных примесей продолжили исследование их состава.
В стакан с белыми кристаллами добавили раствор HCl
Наблюдали вскипание с выделением газа.
SiO2 + 2NaOH ---- Na2SiO3 + H2O
Раствор профильтровали. Кристаллы промыли несколько раз дистиллированной водой. Поместили в пробирку и добавили раствор NaOH. Смеcь прокипятили. После охлаждения прозрачного раствора добавили HCl
Na2SiO3 + 2HCl ---- 2NaCl + H2SiO3


Определение силикатовВывод. Опыты доказали наличие в суглинках силикатовОпыт № 3   После извлечения из суглинков песчаных

Слайд 29Определение химического состава суглинков Открытие ионов железа 3. Ионы железа

есть в связном состоянии, это оксиды.
Определение химического состава суглинков    Открытие ионов железа 3. Ионы железа есть в связном состоянии,

Слайд 30Определение соединений железа
В стаканы емкостью 200 мл. поместили образцы суглинков:

№1, №2, №3, №4, №5 массой по 15 грамм каждой. К образцам добавили раствор соляной кислоты разбавленной. Взвеси в стаканах прокипятили.
Перевели железо в состав растворимой соли – хлорид.
Fe2O3 + 6HCl ----2FeCl3 + 3H2O
После отстаивания и охлаждения прозрачные растворы слили в пробирки где находились растворы K4 (Fe(CN)6) – желтой кровяной соли и KNCS – роданида калия.
Наблюдали образование интенсивно-красного раствора с роданидом калия
FeCl3 + 3KNCS ------ Fe(NCS)3 + 3KCl
(красный раствор)
Наблюдали появление синего цвета осадка в пробирке с кровяной солью
FeCl3 + K4(Fe(CN)6) ------ KFe(Fe(CN)6) + 3KCl
(Берлинская лазурь)

Вывод. Опыты подтверждают присутствие соединений железа (3) в составе суглинков

Определение соединений железа В стаканы емкостью 200 мл. поместили образцы суглинков: №1, №2, №3, №4, №5 массой

Слайд 31 Открытие ионов алюминия

Открытие ионов алюминия

Слайд 32Определение соединений алюминия.

В стакан с белыми кристаллами добавили раствор соляной кислоты.

Al2O3 + 6HCl ----- 2AlCl3 + 3H2O
После выделения газа смесь профильтровали. К фильтру добавили концентрированный раствор соды ( Na2CO3).
Наблюдали помутнение раствора и выделение газа.
2AlCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O ----- 6NaCl + 2Al(OH)3 + 3 CO

Вывод.
Помутнение раствора свидетельствует о выпадении в осадок гидроксида алюминия в результате гидролиза соли карбоната алюминия

Определение соединений алюминия.В стакан с белыми кристаллами добавили раствор соляной кислоты.

Слайд 33Итоговая таблица

Итоговая таблица

Слайд 34Выводы.
Местные суглинки обладают высокой адсорбционной способностью.
Содержание песчаных примесей в породе подтверждает,

что это суглинки.

Встречаются в «жирные», но в основном «тощие» суглинки.

pH среда водных растворов – кислая.

Антимикробные свойства - проявляются.

Суглинки содержат карбонаты, алюминий, железо, кремний.

Выводы.Местные суглинки обладают высокой адсорбционной способностью.Содержание песчаных примесей в породе подтверждает, что это суглинки. Встречаются в «жирные»,

Слайд 35Рекомендации для Администрации Егорлыкского района и частных предпринимателей
Адсорбционные свойства суглинков позволяют

их использовать для очистки растворов от красителей.
Свойства суглинков позволяют их применять для производства строительных материалов (кирпича, плитки для поля
Умеренная пластичность позволяет производить из них кирпич методом сухого прессования.
Повсеместность распространения суглинков в нашей местности дает возможность для расширения производства, так как потребность в строительных материалах очень большая.
Вскрышные породы: почвенно-растительный слой, погребенный почвенный слой и суглинки с повышенным содержанием карбонатных включений можно использовать для рекультивации нарушенных земель при отработке месторождения.
Рекомендации для Администрации Егорлыкского района и частных предпринимателейАдсорбционные свойства суглинков позволяют их использовать для очистки растворов от

Слайд 36Литература
Алексеенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области». Ростовв/д, 2005 г.
Атлас Ростовской

области. Авт. Беланова А.Ф., Хромова М.Н., М. 1973
Пичугина Г.В..Химия и повседневная жизнь человека. М, Дрофа, 2006.
Штремплер Г.И. Химия на досуге. М, Просвещение, 1995.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М. , Просвещение, 1995.
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке химии. Ярославль, Академия развития.
Енькова Т.М. Внеклассная работа по химии. М. Дрофа, 2004.
Словарь-справочник по физической географии. Москва, 1983.
Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях. Изд. Владос, 2000.
Сайт Википедия
Фотографии из личного архива.
www.Psylive.ru| articles…chudesnie- svoistva- glini
ЛитератураАлексеенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области». Ростовв/д, 2005 г.Атлас Ростовской области. Авт. Беланова А.Ф., Хромова М.Н.,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть