Слайд 1Демографическая ситуация, система расселения в ЯНАО
подготовил
учитель географии
МБОУ «ООШ № 2»
п. Ханымей
А.А. Овчинников
Слайд 2Демографическую ситуацию характеризует половозрастная структура и движение населения – естественное и
механическое.
Слайд 3Естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью.
ЕП = Р -
С
Слайд 4Естественный прирост может быть положительным, равен 0, отрицательным (естественная убыль)
Слайд 5Естественный прирост, рождаемость, смертность могут выражаться в абсолютных цифрах или в
промиллях (на 1000 жителей)
Слайд 6На территории округа нет естественной убыли населения, что связано с прибытием
молодых людей и отъездом пенсионеров.
Слайд 7Естественный прирост населения ЯНАО в промиллях
Слайд 8Миграционный прирост – разница между количеством прибывших и количеством выбывших.
МП =
П – В
Слайд 9Наибольшее сальдо миграции наблюдалось в 1994-1996 годах (до 20000 человек в
год). С 1998 по 2010 год наблюдалась миграционная убыль населения.
Слайд 10В 2011 году миграционная убыль сменилась миграционным приростом населения (6249 человек).
Слайд 12В ЯНАО на 100 женщин приходится 109 мужчин.
В трудоспособном возрасте 100
женщин приходится 117 мужчин.
В пенсионном возрасте 100 женщин приходится 33 мужчины.
Слайд 13Система расселения – совокупность населённых пунктов.
а) традиционная
б) современная
Слайд 14Системы расселения в ЯНАО начали формироваться еще в период колонизации края
русскими. Для опорных пунктов казаками и служивыми людьми выбирались точки с лучшим географическим положением, находящиеся на высоких мест подверженных наводнениям половодье и продуваемых для уменьшения гнуса летом. Центром систем расселения являлся острог — огороженное тыном место, в котором находился небольшой гарнизон. Постепенно остроги становились не только военно-административными центрами, но и очагами торговли и культуры. Сюда съезжались люди по разным делам, обменивались товарами и новостями.
Слайд 15Традиционная система расселения в округе замыкалась на Обдорске (Салехард), где «сидел»
воевода — фактический наместник всего края, представитель царя. Здесь же проводились самые крупные торги, и товар расходился по менее крупным поселениям, где им торговали вновь.
Слайд 16Но нефтегазовое освоение полностью изменило ее.
Во-первых, появилась более современная транспортная
сеть - авто- и железнодорожная, на которую начали ориентироваться жители существующих населенных пунктов.
Во-вторых авиация, благодаря строительству современных аэропортов, стала более современной и скоростной, старые АН-2 были постепенно вытеснены новыми воздушными судами. Аэропорты стали важным звеном в формировании новых центров систем расселения, так как авиационное обслуживание построено по принципу «велосипедного колеса». «Втулкой» является крупный порт, а «спицы» тянутся к аэродромам местного значения, откуда пассажиры доставляются легкомоторной авиацией и вертолетами.
В-третьих, поселки и города нефтегазового комплекса предлагали больший ассортимент товаров и услуг, чем существовавшие центры, специально создаваемые для этой цели. И, наконец, нефтяники и газовики сформировали собственную систему расселения.
Слайд 17В настоящее время на территории округа действуют традиционная и сформированная нефтегазовым
комплексом системы расселения, со временем все более взаимодействующие и интегрирующиеся в единую.
Слайд 18Салехардская локальная система. В неё входят и город Лабытнанги, являющиеся крупным
речным портом и железнодорожной станцией
Слайд 19В Надымскую локальную систему расселения с центром в Надыме входят поселки
Пангоды, Старый Надым и населенные пункты при газоперекачивающих станциях магистральных газопроводов. К Надыму сейчас тяготеют и национальные поселки (Ныда, Нори), входящие в Надымский район.
Слайд 20Новоуренгойская локальная система расселения населения с центром в Новом Уренгое включает
перспективные поселки Коротчаево, Лимбяяха, Ямбург и ряд мелких населенных пунктов
Слайд 21Ноябрьская система — г. Муравленко, поселки Вынгапуровский и Холмы
Слайд 22В самую молодую— Губкинскую - входит поселок Пурпе. С ней интегрируется
центр традиционной системы расселения населения Пуровского района - г. Тарко-Сале.
Слайд 23Дальнейшее развитие системы расселения округа идет по пути интеграции локальных систем
в единую. Реально этот процесс может быть осуществлен через создание надежных наземных путей сообщения. И если до перестройки в качестве каркаса транспортной сети рассматривались железные дороги, то сейчас явный приоритет отдается дорогам автомобильным. И поэтому для округа имеет стратегическое значение постройка автомобильных дорог Губкинский – Новый Уренгой (уже построена) и трассы федерального значения Тюмень- Сургут - Новый Уренгой - Надым – Салехард