Слайд 1«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный
способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».
Л.Н. Толстой
Тема: «Внутрипредметные и межпредметные связи на уроках географии»
Выполнила учитель географии Латыпова А.Р.
Слайд 2Межпредметные связи - это
педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между
объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве.
Слайд 3ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ:
Методологическая функция выражена в том, что только на их
основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии
Слайд 4Образовательная функция
межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Слайд 5Развивающая функция
межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и
творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Слайд 6Воспитывающая функция
межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников
в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Слайд 7Конструктивная функция
межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Слайд 9 ВИДЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ
СВЯЗЕЙ В
СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель географии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи
- внутрицикловые (связи географии с физикой, химией, биологией)
- межцикловые (связи географии с историей, трудовым обучением) .
Слайд 10В современной школе существует несколько направлений и уровней интеграции.
- появление
новых курсов, рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.
- появление разовых интеграционных уроков разного уровня и характера.
Слайд 11Выделяют следующие типы уроков для детей разного возраста:
- урок-игра;
- урок-беседа;
- урок-наблюдение
или урок-исследование;
- урок-передача;
- уроки-литературно-музыкальные композиции;
- урок-открытие;
- урок-конференция.
Слайд 12Результатом проведения интегрированных уроков является
развитие эмоциональной сферы детей.
А это,
по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Слайд 13Интегрированное обучение
создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой
действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Слайд 14Интеграция становится
для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации –
школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.
Слайд 15В этих условиях укрепляются связи географии
как с предметами естественнонаучного, так и
гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Слайд 16Математика
Измерение расстояний
и направлений на
карте и местности,
определение
координат точек
невозможно без математических знаний.
Слайд 17География и математика
План и карта. 6-7 класс.
Задача.
Расстояние между
Лондоном и Эдинбургом n км. Определите расстояние между изображениями этих городов на карте, если числовой масштаб карты равен 1:4000000
Слайд 18География и физика
Формирование муссонного климата
Слайд 19Литература в географии
Есть просто храм,
есть храм науки,
А есть ещё природы храм
-с лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят
в любое время суток,
открыт для нас
в жару и стынь.
Входи в него,
будь сердцем чуток,
не оскверняй его святынь!
С.Смирнов
Слайд 20География и литература
Высотная поясность. 8 класс
«Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах»
А.С. Пушкин «Кавказ»
Слайд 21География и химия
Глобальные проблемы человечества
Что является причиной возникновения кислотных осадков?
Какие последствия
для окружающей среды влекут за собой эти явления?
Слайд 22Международный день Земли
За генеральную уборку
Пора приняться на Земле!
Что в говорильне нашей
толку? Природа плачет о себе
Эколог - друг, защитник жизни, - Все человечество любя,
Не дай пропасть родной Отчизне,
Мы будем слушаться тебя
Слайд 28Таким образом,
межпредметность - это современный принцип обучения,
который влияет на отбор
и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.