Презентация, доклад по географии Системно-деятельностный подход на уроках

Содержание

При разработке федеральных государственных стандартов приоритетомобщего образования становится формирование общеучебных уменийи навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых взначительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессестановится

Слайд 1СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
(Из опыта работы учителя географии Самутиной Н.А.)

2019

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ(Из опыта работы учителя географии Самутиной Н.А.)2019

Слайд 2
При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом
общего образования становится формирование общеучебных

умений
и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в
значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать новые знания,
собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы,
делать выводы и умозаключения.

А это предполагает
поиск новых форм и методов обучения,
обновление содержания образования.

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный
подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать
среду, необходимую для формирования современного выпускника.

Актуальность

При разработке федеральных государственных стандартов приоритетомобщего образования становится формирование общеучебных уменийи навыков, а также способов деятельности,

Слайд 3
Технология деятельностного метода предполагает
умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий,

в которых учащиеся,
опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Системно-деятельностный подход должен
обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач
и универсальных учебных действий,
которыми должен владеть ученик,
чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.

Сущность деятельностного подхода

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся,опираясь на приобретенные знания,

Слайд 4
Позиция учителя: - к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция

ученика: - познание мира.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает целей учителя.
(Она может совпадать с целью урока или не совпадать)
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
(Образ – слово, рисунок, план, схема)
Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Реализация подхода

Позиция учителя: - к классу не с ответом, а с вопросом.Позиция ученика: - познание мира.Учебная задача –

Слайд 5- воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть

хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.

Цель системно-деятельностного подхода

- воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть  хозяином своей деятельности: ставить цели,

Слайд 6новизна изучаемого материала;
рассмотрение известных сведений в новом аспекте;
использование историзма в преподавании;
раскрытие

практического значения знаний;
показ современных научно-технических достижений;
использование на уроках поэзии и художественных произведений.

Первый путь:

новизна изучаемого материала;рассмотрение известных сведений в новом аспекте;использование историзма в преподавании;раскрытие практического значения знаний;показ современных научно-технических достижений;использование

Слайд 7проблемность в обучении;
выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятия;
выполнение

практических работ исследовательского и творческого типа;
проведение взаимного опроса;
составление задач и рецензирование ответов
товарищей.

Второй путь:

проблемность в обучении; выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятия;выполнение практических работ исследовательского и творческого типа;проведение

Слайд 8изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию;
сокращается время, необходимое

для изучения материала;
развивается мотивационно-ценностная сфера личности;
формируется осознанная познавательная мотивация;
реализуются развивающие цели урока.

Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии:

изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию;сокращается время, необходимое для изучения материала;развивается мотивационно-ценностная сфера личности;формируется

Слайд 9Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода.
Учитель
Создает проблемную ситуацию

Выявляют
Управляет поисковой деятельностью
Обсуждают

Ученик

Принимает проблемную ситуацию
проблему
Самостоятельный поиск

результаты

Структура урока  с позиций системно – деятельностного подхода.УчительСоздает проблемную ситуацию

Слайд 10Технология проблемного обучения
Диалоговое обучение
Сравнительный метод
Метод проектов
Использую следующие технологии:

Технология проблемного обученияДиалоговое обучениеСравнительный методМетод проектовИспользую следующие технологии:

Слайд 11Этап урока IV. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.
(помогает учащимся сформулировать

получаемые результаты, осознать свою индивидуальность, предопределить цели дальнейшей работы)
6 класс. При изучении вводной темы «География как наука» читаю стихотворение:
Невдали от Петербурга реалист веселый Шурка
Жил на даче: в лес ходил, бил ворон, плотву удил.
Он однажды заблудился, в диком месте очутился,
Стал под деревом и тужит.
Вдруг полез из грязной лужи отощавший Водяной:
«Что вы сделали со мной! Рыбу съели, в лодку сели, всей водою завладели!»
Сзади Леший лезет тощий: «Все повырубили рощи!
Зайца днем с огнем не сыщешь, словно мышь в ловушке рыщешь!»
Жабы жалобно икают, совы глаза не спускают.
Реалист веселый Шурка побелел, как лунья шкурка,
Зуб на зуб не попадет: НЕУЖЕЛИ ПРОПАДЕТ?
Учащимся предлагается ответить на этот вопрос, объяснив свою точку зрения. Как эти стихи связаны с нашей сегодняшней темой?
Стихи написаны в 1911 году. Как вы думаете они актуальны сегодня?

Как я это применяю? (немного примеров)

Этап урока IV. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.(помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, осознать свою индивидуальность, предопределить

Слайд 12Этап урока II. Формирование новых понятий и способов действий.
Именно на

этапе усвоения используются основные приемы мыслительной
деятельности учащихся и развиваются универсальные учебные
действия: вычленение, сравнение, выявление противоречий, постановка
вопросов, выдвижение гипотез.

7 класс. «Природная зональность»
Каждый ученик исследует свою природную зону, и в виде схемы
(кластера) представляет отчет об итогах исследования. Идет работа с
планом изучения природных зон. Используя текст учебника, карты атласов,
научный текст, план, ученик составляют уже подробный кластер по заданной природной зоне. На данном уроке – это раздаточный материал (при возможности, даже мелкие игрушки) с планом изучения природной зоны, научный текст. Используются компьютерные презентации, фотографии
(для закрепления и повышения интереса - фрагменты из фильмов и песен. Например, предлагается отрывок песни Остапа Бендера:
Где среди пампасов бегают бизоны,
И над баобабами закаты словно кровь,
Жил пират угрюмый в дебрях Амазонки…
Объясните, в чем заблуждался автор песни?

Этап урока II. Формирование новых понятий и способов действий. Именно на этапе усвоения используются основные приемы мыслительнойдеятельности

Слайд 13Этап урока III. Применение знаний, формирование умений и навыков.
За усвоением

должна идти самостоятельная переработка информации, в результате формируются умения применять усвоенные способы действий.
Для этого предлагаю учащимся задания на применение знаний в ситуации
Неопределенности.
8 класс. «Природно-ресурсный потенциал России».
Самостоятельная творческая деятельность - разработка собственных
стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов
страны:
•Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов
при таком их количестве в нашей стране?
•Зачем и от чего их нужно охранять?
•Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных
ресурсов в нашей стране?
•Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или
собственную стратегию, которая обеспечит сохранность
природных ресурсов Брянской области.
Этап урока III. Применение знаний, формирование умений и навыков. За усвоением должна идти самостоятельная переработка информации, в

Слайд 14Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая
начало фразы из рефлексивного экрана

на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Рациональное сочетание форм и методов обучения способствует
повышению эффективности процесса обучения.

"Рефлексивный экран"

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбираяначало фразы из рефлексивного экрана на доске:сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть