Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа № 7 им.О.Н.Мамченкова
Презентация
по теме:
«Синтоизм – национальная религия Японии»
«2015г.»
Бычкова Ирина Владимировна
учитель географии
МБОУ ЕСШ № 7 им О.Н.Мамченкова
г.Елизово
Камчатский край
Слайд 2Синтоизм – национальная религия Японии
Слайд 3Синто ("путь духов") - обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками),
которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов - тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей и т.п. Древние японцы, как и другие народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществлявшим связь с миром духов, - к магам, колдунам, шаманам. Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него, первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого сооружаемых храмах.
Слайд 4Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении
им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево.
Слайд 6Аматэрасу
Аматэрасу о-миками - "Великая богиня, освещающая землю", богиня Солнца. Считается священным
предком японских императоров (прапрабабушкой первого императора Дзимму) и верховным божеством синтоизма. Вероятно, первоначально почиталась как существо мужского пола "Аматэру митама" - "Дух, сияющий в небе". Мифы о ней являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах (VII век) - "Кодзики" и "Нихон сёки".
Слайд 7Сусаноо-но-Микото
Бог ураганов, Подземного Царства, вод, сельского хозяйства и болезней. Eго имя
переводится как "Порывистый молодец". Младший брат богини Аматэрасу. За ссору с сестрой и прочими членами семьи он был сослан на Землю из Небесного Царства (которое называется Такамагахара) и совершил здесь множество подвигов, в частности, убил восьмиглавого дракона Ямато-но-Ороти, и их его хвоста достал три символа императорской власти - меч Кусанаги, зеркало и яшму. Потом, чтобы примириться с сестрой, он отдал ей эти регалии. Впоследствии стал править Подземным Царством. Его главное святилище находится в провинции Идзумо
Слайд 8Тэндзин
Бог учения. Изначально почитался как бог неба, но в настоящее время
почитается как дух ученого по имени Сугавара Митидзанэ (845-943). По вине придворных интриганов он впал в немилость и был удален от дворца. В изгнании он продолжал писать стихи, в которых уверял в своей невиновности. После смерти его разгневанный дух сочли ответственным за целый ряд несчастий и катастроф. Чтобы успокоить разбушевавшегося ками, Сугавара был посмертно прощен, повышен в придворном звании и обожествлен. Тэдзин особо почитается в святилище Дадзайфу Тэммангу в префектуре Фукуока, а также в своих храмах по всей Японии.
Ворота Гион-Тэндзин
Слайд 9Инари
Богиня изобилия, риса и вообще злаковых культур. Часто почитается в облике
лисицы. Инари особо почитается в святилище Фусими Инари Тайся, а также в своих храмах по всей Японии. Иногда Инари также почитается в мужском варианте, в облике старика.
Храм Инари
Слайд 10Повелитель Драконов Риндзин
Самый сильный и богатый из всех драконов, живет в
огромном хрустальном дворце на дне океана, наполненном всяческими богатствами. Он - самое богатое существо в мире. Риндзин почитается как бог морей и океанов под именем Уми но Ками.
Есть легенды о том, что Риндзин часто посещал мир людей в человеческом облике, оставив после себя множество детей - прекрасных юношей и девушек с зелеными глазами, длинными черными волосами и способностями к магии.
Слайд 11Идзанами и Идзанаги
Первые люди и, одновременно, первые ками. Брат и сестра,
муж и жена. Породили все живое и существующее. Аматэрасу, Сусаноо-но-Микото и Цукиёси - дети, порожденные из головы бога Идзанаги после ухода богини Идзанами в Подземное Царство и их ссоры. Сейчас Идзанами почитается как богиня смерти.
Священные ками
Слайд 12Бог Хатиман
Бог военного дела. Под этим именем почитается обожественный император Одзин.
Хатиман особо почитается в святилище Уса Натимангу в префектуре Оита, а также в своих храмах по всей Японии.
Святилище Хатиман
Слайд 13Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время — храмовый
синтоизм
Слайд 15Кофукудзи, Нара
Кофукудзи является одним из двух главных храмов, принадлежащих
буддийской секте Хоссо, которые построены в городе Нара. Датой основания данного сооружения признан 669 год.
Он был создан как фамильный комплекс Фудзивара. Это храм уже в начале восьмого столетия получил статус официального религиозного заведения и существовал в таком ранге достаточно долго. История храма - это во многом история пожаров и разрушений. Только в течение одиннадцатого столетия постройка вспыхивала не менее трёх раз. Прошли века, и только в 1717 году храм настиг очередной пожар, после которого Кофукудзи уже не смог вернуть былое величие.
Слайд 16Ицукусима, Хиросима
Ицукусима представляет собой древний синтоисткий памятник архитектуры. Много веков назад
он был возведён на острове Миядзима, который расположен в море недалеко от города Хиросима. По предположениям историков, строительство Ицукусима было закончено около четырнадцати столетий тому назад. Современный облик строение обрело в 12 веке. Причиной таких преобразований стала деятельность клана Тайра. Именно здесь произошло обожествление одного из видных военачальников. Создание храма посвящено трем дочерям весьма влиятельного божества синтоизма - Сусаноо. Его дочери признаны покровительницами и защитницами моряков.
Слайд 17Храм Риоянци, Киото
Слово "Риоянци" (или "Рёандзи") в переводе с японского языка
на русский язык означает "Храм Доброго Дракона". Храм Риоянци относится к буддистскому учению Дзэн, также этот храм является Объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Он находится немного севернее города Киото, Япония. Храм Риоянци более известен своим прекрасным Садом Камней.
Слайд 18Ками
Ками в широком смысле — живое начало, присущее всему в природе,
особая энергия. В таком значении всё, что нас окружает — ками. В текстах утверждается существование «восьми мириад» ками.
Основные виды ками — это:
духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т. д.);
незаурядные личности, объявленные ками;
силы и способности, заключенные в людях и природе;
духи предков.
Слайд 19Сад камней
Считается, что первый сад камней был создан знаменитым мастером дзен-буддизма
Соами (1480-1525) в храме Рёандзи в городе Киото в древней столице Японии. Это наиболее известный японский сад камней, который по существу является каноном, то есть определяет принципы и правила, согласно которым должны быть расположены камни. Хотя не во всех японских садах камней этот канон соблюдается, но всё же изначально принципы и правила сада камней в храме Рёандзи были основополагающими.
Слайд 20Традиционный японский сад камней - это планомерное и гармоничное расположение объектов
на местности, которая находится в поле зрения наблюдателя и является пространством, где наблюдатель видит объекты и воспринимает топологию гармоничного расположения. Или можно сказать, что сад камней - это вид пространства, которое связано с расположением наблюдателя и образует поле зрения, где наблюдатель воспринимает гармоничное расположение объектов.
Слайд 21Обычно сады камней расположены возле храмов и являются частью архитектурного плана,
то есть образуют пространство, которое является внешним продолжением интерьера. А по существу образуют пространство, где гармоничное расположение камней создаёт впечатление гармонии окружающего мира, и предрасполагает к умиротворённому созерцанию или размышлению (медитации).
Слайд 22Священная гора Фудзияма
Самая высокая гора Японии родилась из огня и погибнуть
может только в огне, и все же ее хрупкую красоту сравнивают с цветком. Фудзияма - это не только чудо природы, но и священное место, которое многие столетия притягивает паломников, вдохновляет художников и поэтов.
Слайд 23Совершенная симметрия силуэта Фудзиямы на протяжении долгого времени остается главным японским
символом красоты. Но самый великолепный вид открывается, если подняться на ее вершину весной, когда у подножия расцветают сливовые и вишневые сады. Фудзияма занимает особое место в официальной религии страны - синтоизме - и не менее важна также для буддистов, которые считают, что окаймляющая гору тропа на высоте 2500 м указывает выход в иной мир.
Слайд 24Современный синтоизм
Японцы почитают память о своих предках и сохраняют традиции передаваемые
из поколения в поколение…
Слайд 2511 февраля. Кигэнсэцу
(День основания государства)
Согласно историческим книгам, первым правителем Японии
был легендарный император Дзимму-тэнно, потомок богини солнца Аматэрасу, который взошёл на престол 11-го февраля 660 г. до н.э. Теперь этот день считается днём рождения страны и отмечается во всех её уголках.
Слайд 26Праздник цветения вишни.
Возможно, самым известным японским праздником является Праздник цветения вишни,
отмечаемый ранней весной. Чествование красоты цветущих вишнёвых деревьев, особенно старых, составляет древнюю японскую традицию. В этот праздник не вкладывается ни какого особого религиозного значения, хотя часто лучшее цветение вишни относится к храмовым садам или священным синтоистским горам. Это иллюстрирует тесную связь между красотой природы и синтоистской практикой.
Слайд 27Мацури
Характерной чертой мацури является шествие по улицам с небольшим переносным
святилищем-носилками микоси, в котором находится божество. Праздник сопровождается сильными возгласами. Считается, что шум веселит богов ками.
Организация мацури не изменилась с давних времён — они до сих пор устраиваются сельскими и городскими общинами при поддержке местной власти.
Слайд 2815 мая. Фестиваль Аой
Фестиваль Аой является одним из трёх крупных фестивалей,
проводящихся в Киото ежегодно. Традиция этого фестиваля восходит к VI веку, когда верили, что остролист, которым с тех пор стали украшать себя участники фестиваля, может отгонять молнии и землетрясения.
Слайд 29Свадьба
Свадьбы в Японии принято играть летом, когда стоит хорошая погода и
на улице не жарко и не холодно одновременно. Как правило, большинство обрядов проводятся по синтоистскому стилю, но очень часто японцы женятся и по-христиански или по буддистскому обряду – они терпимы к чужим религиям и вероисповеданиям, главное, чтобы церемония была пышной и красивой.
Слайд 30Жених одет в свадебное облачение «хакама» свободного покроя — формальное одеяние
с фамильными гербами. Невеста — в белом кимоно из тяжёлой плотной материи и в белой шёлковой косынке с красной подкладкой «цунокакуси». По обычаю, жених и невеста меняют наряд несколько раз во время приёма.
Слайд 31В ходе церемонии молодожёны трижды по маленькому глотку отпивают из трёх
чашек специально приготовленное саке и дают клятву верности друг другу. Священник благословляет молодожёнов, и вскоре церемония подходит к концу.
Слайд 32Синтоизм уделяет особое внимание целостности, равновесию и чистоте в этой жизни
это важно для взаимодействия материального и духовного миров. Значение уделяется передаче ценностей и традиций.
Слайд 33Список используемой литературы
О.Медведская «Религии народов мира». Большая серия знаний, «Мир книги»,
Москва 2004 г.
Энциклопедия для детей «Аванта +» «Религия мира» том 6 часть первая. «Аванта +» 1997 г.
«Новая Иллюстрированная энциклопедия» том 20, Москва ООО «Мир книги» научное издательство «Большая Российская энциклопедия»
Слайд 34Содержание
Общие сведения………………………………………………………. слайд 3-5
Боги синтоизма………………………………………………………………. 6-13
Храмы …………………………………………………………………………… 14-18
Ками ……………………………………………………………………………… 19-24
Современный синтоизм
………………………………………………….. 25-32
Список используемой литературы …………………………………… 33