Презентация, доклад по географии Природа в поэзии и музыке

Содержание

«Природа в поэзии и музыке»Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас.

Слайд 1Ларина Валентина Петровна
Учитель географии высшей квалификационной категории;
Ветеран труда;
«Почётный работник общего

образования Российской Федерации»;
победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации


Ларина Валентина ПетровнаУчитель географии высшей квалификационной категории; Ветеран труда;«Почётный работник общего образования Российской Федерации»; победитель конкурса лучших

Слайд 2«Природа в поэзии и музыке»
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир

нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
У писателя К.Г.Паустовского есть такие слова:
«И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе, - один из вернейших признаков любви к своей стране»

«Природа в поэзии и музыке»Посмотрите вокруг: какой прекрасный,  удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки,

Слайд 3«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля»

К.Г.Паустовский

Целью моей работы является – привитие любви к Родине, родному очагу, к малой Родине, которая называется «Куйбышево – милое село», привитие экологической культуры, национального самосознания, что, на мой взгляд, поможет нам всем понять взаимосвязи в природе, увидеть многообразие природных объектов, прикоснуться к истории своего края, развивать умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать красоту окружающей природы.
Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?
Какого цвета ветер, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета зима, весна и лето?
Не зная этих истин, ты не сиди в квартире,
Возьми в дорогу кисти, глаза открой пошире,
Смотри, какого цвета огромная планета!

«Я не знаю ничего  более прекрасного, чем наша земля»   К.Г.Паустовский Целью моей работы является

Слайд 4

«Человек, который понимает природу и Родину, - благороднее и чище»
Над Русью,

над великой Русью
Раздался колокольный звон.
В нем испокон веков печально
Народный отдаётся стон.
Нет, не любить Россию нужно,
В ней надо жизнь прожить свою:
Вложить в неё и ум и душу,
Частицу сердца, доброту.
Понять Россию нужно с детства,
Ей до конца себя отдать.
В Россию надо сильно верить,
Иначе счастья не видать!.

«Человек, который понимает природу и Родину, - благороднее и чище»Над Русью, над великой РусьюРаздался колокольный звон.В нем

Слайд 5



«ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ, А НЕ РАЗОРЯТЬ ЕЁ»

М.А.Шолохов

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.
Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
То берёзка, то рябина, Солнцем залиты долины,
Куст рябины над рекой, И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый, Край родной, навек любимый,
Где ещё найдёшь такой! Весь цветёт, как вешний сад!

«ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ, А НЕ РАЗОРЯТЬ ЕЁ»

Слайд 6«Человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык

устраивать своё жильё» А.М.Горький

В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что у наших сверстников отсутствует чувство Родина, чувство гордости за Россию.
Как помочь людям обрести национальную гордость? Наверное необходимо начать с ощущения Родины.
С чего начинается Родина?
С родного дома, в котором тебе уютно, в котором тебя понимают, в котором у тебя много друзей, где ты открыл для себя радость, способность удивляться пению птиц, пробивающимся сквозь ажурные корни лучам солнца, журчанию воды в реке, окружающей красоте.

«Человек должен устраивать  землю так же заботливо, как он привык устраивать своё жильё»

Слайд 7«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью

неразрывных нитей, он сын её» И.С.Тургенев


А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок!
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть раньше вы нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Например, он берёт крупинку мягкой чёрной земли,
Затем он берёт дождя дождинку,
И воздуха голубой лоскуток,
И лучик, солнышком пролитый.
Всё смешает потом (НО ГДЕ?!)
(Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?)
И вот из одной и той же чёрной земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её»

Слайд 8
«Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие

мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас»

Подарила тебе Родина – Мать
Всё, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог.
И на тысячи лет дали звёздных дорог.
Цветы калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века,
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный сияющий мир.

«Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, и

Слайд 9« Мир, окружающий нас, прекрасен. О нём хочется говорить стихами.»

Д. Родович

Оглянись вокруг: о своих приключениях вам расскажет солнечный лучик, а весенняя капель споёт весёлую песенку, желтоглазая ромашка поделится тайнами зелёного луга, а ручеёк позовёт в интересное путешествие по родному краю.
Великий художник Леонардо да Винчи сказал: « В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей» Поэтому, станьте ближе к природе, запоминайте её краски, звуки, рисуйте картины, пишите стихи, рассказы, сказки.
Ведь русская природа никого не может оставить равнодушным, она полна добра, тепла, красоты и мудрости.

« Мир, окружающий нас, прекрасен. О нём хочется говорить стихами.»

Слайд 10«В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, но она открыта не

для каждого и даже, не каждому художнику дана» П. Бровко

Стихами можно описать всё в нашей жизни, в окружающем мире: журчанье ручейка, полёт бабочки, шум дождя. Шелест листвы. Не случайно русский поэт Фёдор Иванович Тютчев сказал о природе: «В ней есть душа, в ней есть язык».
«Природа здесь свежа, приятна,
Здесь корни нашего народа,
И казакам дана свобода.
Здесь отчий дом, бабуля, мать,
Нам жить бы, жить, не умирать.
Здесь школа, лучшие друзья…
Горжусь тобой, моя земля!

«В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, но она открыта не для каждого и даже, не каждому

Слайд 11

Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит

нас своими водами и, как мать, защищает от врагов.

В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине.
«Человек без Родины, что соловей без песни»
«На чужой стороне и весна не красна»
Где родился, там и пригодился».
«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Для Родины своей ни сил, нм жизни не жалей»
В сердце ты у каждого,
Родина – Россия,
Белые берёзки, колос золотой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой!.

Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами и, как мать,

Слайд 12«Леса учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение»

- писал А. П. Чехов.

Трудно представить себе Землю без лесов и воды, без пения птиц и цветущих трав, без крайних степных просторов и зарослей непроходимых болот, горных откосов и оврагов. Приходя в природу, вслушайтесь в неповторимые звуки леса.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной заворожённый тишиной.
И.А. Бунин

«Леса учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое  настроение» - писал  А. П. Чехов.

Слайд 13Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не

найти ни ели, ни сосны.
Берёзку ножиком пырял какой – то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжён кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют
Не услыхав, что за спиной, все листья слёзы льют.
П. Бровко



А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.

Всё так изранено в лесу, как после дней войны.Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.Берёзку ножиком

Слайд 14ЧЕЛОВЕК! Щади зверей и птиц, деревья и цветы, ведь это всё

слова, что царь природы ты! Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом!

Забывчивый охотник на привале не разметал,
Не растоптал костёр, он в лес ушёл.
А ветки догорали и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туман.
И ожил потухающий костёр, и сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр,
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
И как испуганная стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели с грозным треском падали стволы,
И как снежинки искры с них летели
Над серыми сугробами золы. П.Бровко

ЧЕЛОВЕК! Щади зверей и птиц, деревья и цветы, ведь это всё слова, что царь природы ты! Пусть

Слайд 15«Все на свете нужны: и мошки на свете не меньше нужны,

чем слоны. Нужны все на свете, нужны все подряд, кто делает мёд и кто делает яд» А. Родович

Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого.
Свято относиться ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянках.
Не допускайте пожара в лесу, не загрязняйте реки, озёра и не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыбу.
Не разоряйте птичьи гнёзда, не убивайте зверей, а наоборот, боритесь с браконьерами.
Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
Не планете мы останемся одни.

«Все на свете нужны: и мошки на свете не меньше нужны, чем слоны. Нужны все на свете,

Слайд 16Для зверей и птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они

гибнут от человеческой руки, от человеческого унижения, от человеческой безграмотности. В.А.Солоухин

Однажды весной на зелёном лугу
Лосиха с лосёнком щипали траву.
Как вдруг из – за сосен, стоящих рядком,
По ним полыхнуло тяжёлым свинцом.
Лосиха упала: «Спасайся, беги!
Беги, мой детёныш, подкрались враги!
Нам больше с тобой не ходить по лугам,
Беду или радость узнаешь ты сам!
Лосёнок умчался – попробуй, слови!
Лосиха лежала в багряной крови.
Когда же не будет жестоких людей?
Хочу, чтоб не было их поскорей!
Пусть лоси гуляют на сочном лугу,
И выстрелов взрывы не рвут тишину!.




Для зверей и птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от человеческой руки, от человеческого

Слайд 17Берегите Землю! Берегите чудо песен, городов и весей, мрак глубин и

волю поднебесий. Берегите молодые всходы на зелёном празднике природы. Небо в звёздах, океан и сушу и в бессмертье верящую душу, - всех судеб связующие нити!

Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвящённые родной земле. Сегодня мы с вами обязаны помнить историю нашей родной России, её символах и задуматься над тем, как мы сами относимся к стране, земле, природе. Любим ли мы всё, что окружает нас, сможем ли посвятить ей какое-то добро и достойное дело.

Берегите Землю! Берегите чудо песен, городов и весей, мрак глубин и волю поднебесий. Берегите молодые всходы на

Слайд 18Нам есть чем гордиться и есть что беречь, - и хартия

прав, родимая речь, и мир, охраняемый нами, и доблесть народа, и доблесть того, кто нам и родней, и дороже всего, кто наше победное знамя! А.Ахматова

Бескрайние просторы уходят в небеса,
Поля сменяют реки, равнины и леса,
Бежит по косогору заманчивый ручей,
Из хат здесь слышен запах пасхальных куличей.
Весна уже проснулась, украсив всё в цветы.
Все люди, птицы, звери не знают суеты.
Течёт здесь жизнь спокойно, как тихая река,
Ничто здесь не меняется за годы и века.
Простая, непокорная, родная моя Русь,
Твоею необъятностью и святостью горжусь.
Ты непонятная многим, живущим за бугром,
А мы всё также, по прежнему живём.
И счастлив я безмерно, что Бог сподобил жить
В Руси благословенной и Родину любить!

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, - и хартия прав, родимая речь, и мир, охраняемый

Слайд 19Но и тогда, когда во всей планете пройдёт вражда племён, исчезнет

ложь и грусть, - я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «РУСЬ» С.Есенин

У каждой страны есть свои символы, своё лицо. Видим изображение:
Эйфелевой башни – сразу представляем Францию, статую Свободы –США
Символы России – Московский Кремль и Красная площадь, памятник Минину и Пожарскому, храм Василия Блаженного, Знамя Победы, Государственный герб, Государственный флаг и гимн.
Называешь их – и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых – подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской любви


Но и тогда, когда во всей планете пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть, - я буду

Слайд 20В центре внимания писателей и поэтов любой эпохи – человек и

сложный мир его взаимоотношений с другими людьми и окружающей средой.

Проблемы взаимоотношений природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и общественных деятелей, писателей, которые создают талантливые произведения о ЗЕМЛЕ, ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, об отношении общества к окружающему миру.
В художественных произведениях отразились представления людей определённой эпохи о принципах взаимодействия общества и природы, воссозданы картины изменяющейся под влиянием различных причин окружающей среды.

В центре внимания писателей и поэтов любой эпохи – человек и сложный мир его взаимоотношений с другими

Слайд 21Прошлое и настоящее степной зоны
Районы, где влаги слишком мало, чтобы росли

леса, но достаточно для роста трав, были на всех континентах. В Европе их называли степями; в Африке, в Австралии – саваннами; в Азии - чау-юань; в Северной Америке – прериями; в Южной Америке - пампой.
Какая же была южная русская степь, не тронутая плугом?
Н.В.Гоголь писал: « Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Никогда плуг не проходил по неизмеренным волнам диких растений. Ничего в природе не могло бить лучшего. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»
Прошлое и настоящее степной зоныРайоны, где влаги слишком мало, чтобы росли леса, но достаточно для роста трав,

Слайд 22Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов
В небе неподвижно стояли ястребы,

распластав свои крылья, из травы поднимались мерными взмахами чайки и роскошно купались в синих волнах воздуха. Между высоких стеблей травы шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
Кладовой солнца были эти равнины, их чернозёмы стали основой огромных урожаев. Под влиянием труда казаков и крестьян степь превратилась в сплошные распаханные территории.
А.П. Чехов в повести «Степь» писал: « Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое. Воздух застыл, и обманутая степь приняла унылый июльский вид.
Как душно и уныло! Музыка в траве приутихла.
Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистовВ небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья, из травы поднимались

Слайд 23И.Н.Гоголь А.П.Чехов не скрывают тех чувств, которые пробуждает у них степь,

ставшая для них своеобразным символом родины.

Они остро реагировали на расхищение природы и пропагандируя рациональные правила природопользования.
М.А.Шолохов в своём романе «Поднятая целина» описывал пейзажи степи, раскрывая смысл социальных процессов, которые происходили в 30-х годах, отражая новые этапы во взаимодействии общества с природой.
«В наши дни начисто, в корне перекраивается всё: производство, быт, само жильё, сама деревня и даже сам лик земли, сам рельеф страны»
Теперь о настоящих степях можно составить представление, лишь прочитав «Тараса Бульбу»

И.Н.Гоголь А.П.Чехов не скрывают тех чувств, которые пробуждает у них степь, ставшая для них своеобразным символом родины.Они

Слайд 24«Земля (почва) – сложнейший живой организм, образующийся под влиянием климата, рельефа,

времени»

Среди наиболее необходимых человеку даров природы почва занимает особое место и является главным богатством людей. 75 % общественного богатства нашей страны заключено в почве. Сегодня все пахотные земли вовлечены в хозяйственный оборот и его состояние зависит от человеческого фактора.
Вырубка лесов, неконтролируемый сток воды, сплошная распашка степной зоны привели к образованию оврагов, промоин, трещин, к смыву гумуса.
Почва сплошь распаханных полей в период засухи превращается в лёгкую распылённую массу и становится добычей ветра. Земля закручивается в смерчи, пыльные бури.

«Земля (почва) – сложнейший живой организм, образующийся под влиянием климата, рельефа, времени»Среди наиболее необходимых человеку даров природы

Слайд 25«Кончилось детство человечества. Мы стоим перед экзаменом на зрелость и хочется

верить, что мы выдержим его» - размышляя о судьбах земли, писал писатель - Д.Биленкин.

В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем – нибудь не заплатить
За этот самый шаг
Эти слова принадлежат А.Твардовскому, который восхищаясь успехами тружеников сёл и городов один из первых обратил внимание на диалектику взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде.

«Кончилось детство человечества. Мы стоим перед экзаменом на зрелость и хочется верить, что мы выдержим его» -

Слайд 26Страстным призывом к современникам звучат сторки поэта С.Куняева:
Я люблю тебя, большое

время,
но прошу –прислушайся ко мне:
не убей последнего тайменя,
пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
загнанного волка пощади,
чтобы на земле осталось что-то,
от чего щемит в моей груди.
Страстным призывом к современникам звучат сторки поэта С.Куняева:Я люблю тебя, большое время,но прошу –прислушайся ко мне:не убей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть