Слайд 1Зарипова Лилия Ряжаповна
Учитель географии
МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Слайд 2Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России».
Слайд 3Цели урока
образовательная: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся об
особенностях, размещении и типах внутренних вод России;
развивающие:
развитие общеучебных умений: продолжить формирование умений работать с таблицами, с текстом;
развитие общеинтеллектуальных умений: выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
развитие предметных умений: совершенствование навыков работы с контурными и географическими картами атласов
воспитательная: воспитание патриотизма, интереса к предмету, воспитание коммуникативной культуры
Слайд 4Учебно-методический комплект:
География России. В 2 кн.Кн.1: Природа. Население. Хозяйство. 8
кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред.В.П. Дронова. – 10-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2009.
Географический атлас. 8кл. –М.:Дрофа,2007.
Контурные карты по географии. 8кл.
Технические средства: компьютер, проектор;
Дидактический материал: карточки с заданиями, карточки с названием команд, презентация.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: фронтальная и групповая
Методы: репродуктивные, активные, интерактивные, частично - поисковый
Слайд 5Структура урока
I.Организационный момент
1.Приветствие.
2.Проверка готовности обучающихся к уроку.
II.Подготовка обучающихся к активной и
сознательной деятельности на уроке
1. Мотивация. Постановка целей и задач урока.
2. Класс разделен на три группы.
3.Инструктаж работы в группах.
III.Актуализация знаний
IV. Закрепление ранее изученного материала (применение знаний в знакомой и измененной ситуациях).
Работа в группах ( контурные карты, атласы, карточки-задания, таблицы).
V.Подведение итогов урока
1.Итоги работы в группах.
2. Самооценка труда обучающимися.
3. Оценка труда обучающихся учителем.
VI.Рефлексия
VII.Домашнее задание
Слайд 6Ход урока
I.Организационный момент.
II.Подготовка обучающихся к активной и сознательной деятельности.
(цель: организовать
деятельность учащихся, подготовить их к активной деятельности)
Эпиграф к уроку.
Вода… Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни:
ты – сама жизнь…
Ты самое большое богатство в мире.
А .Сент-Экзюпери
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы подводим итоги по теме «Внутренние воды России». Будем работать в группах. (частники групп постоянного состава, входят как сильные, так и слабые обучающиеся)Познакомьтесь с оценочным листом, где нужно фиксировать результаты деятельности каждого участника. Для оценивания используем цветные квадратики (малиновый -5 баллов, серебристый -4 балла, золотистый 3 балла).
Слайд 7Оценка деятельности учащихся
Слайд 11III.Актуализация знаний
Вопрос учителя:
Какие виды внутренних вод представлены в
России?
Ответы учащихся:
Реки, озера, болота, подземные воды, ледники
Вопрос учителя:
Насколько обеспечена Россия водными ресурсами?
Ответы учащихся:
Россия богата всеми видами водных ресурсов. Россия является одной из наиболее обеспеченных стран водными ресурсами.
Вопрос учителя:
От чего зависит качество водных ресурсов? Назовите основные источники загрязнения воды.
Ответы учащихся:
Главными виновниками ухудшения качества подземных и поверхностных вод являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, ЖКХ
Слайд 12
IV.Закрепление ранее изученного материала.
Работа в группах.
Задание : «Кодированная карта» (фронтальный опрос) Цель: проверка знаний географической номенклатуры
Определите объекты, обозначенные на карте красными цифрами для 1 группы, синими –для 2 группы и зелеными –для 3 группы
Ответы 1 группы: 1.оз.Ханка,2.р.Колыма 3.Зейское вдхр., 4. р.Лена, 5.р.Индигирка, 6.р.Амур
Ответы 2 группы: 1.оз.Таймыр, 2.Вилюйское вдхр., 3.р.Енисей, 4.оз.Байкал, 5.р.Ангара, 6.Ьратское вдхр.
Ответы 3 группы: 1.р.Обь, 2.Красноярское вдхр., 3.р.Печора, 4.Онежское озеро, 5.Рыбинское вдхр., 6.Каспийское море.
Слайд 13
«В мире слов»
Слово учителя:
Мы живем в мире слов. Каждое слово
что-нибудь обозначает. Я предлагаю вспомнить значение слова «озеро». На карточке №1 три определения. Выберите нужное:
1.Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
2 Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.
Верный ответ: №2.
Цель: Проверка знаний терминологии
Слайд 14«Следствие ведут знатоки»
Цель: выявление причинно-следственных связей
Задание.
На карточке №2 перечислены все типы
озерных котловин, а на карточке №3 даны их описания.
Найдите соответствующие им названия из карточки №2.
Слайд 15Карточка №2
1.Тектонические
2.Вулканические
3. Ледниковые
4. Остаточные
5.Запрудные
6. Карстовые
7.Озера- старицы
Слайд 16Карточка №3
А. Озера. Сформировавшиеся на территориях. Подвергшихся материковому оледенению.
Б. Возникают при
запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками.
В. Образовались при меандрировании рек.
Г. Они располагаются в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами.
Д. Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной коры.
Е. Образовались в кратерах вулканов.
Ж. Озера, образованные из остатков древних морей.
Слайд 17
Вспомним о происхождении озерных котловин
Запрудное
Озера горных районов – Кавказа, Саян, Алтая
- Телецкое
Старичное
Большинство озер равнинных территорий России, расположенных в умеренном климатическом поясе
Лиманное
Озера-лиманы на берегах Азовского и Черного морей
Искусственное
Водохранилища на крупных реках – Волге, Каме, Енисее (Рыбинское , Камское, Красноярское и др.)
Слайд 18 «Исследователи»
Цель: совершенствовать умение применять знания в незнакомой ситуации.
Задание.
Происхождение озерной котловины определяет форму озера – его контур. По карточке №4 установите соответствие между контуром озера и его происхождением.
Обучающиеся находят соответствие между схематическим рисунком котловин и их происхождением - слайд №5)
(взаимопроверка выполненной работы).
Слайд 20Конкурс «Кто быстрее»
Цель: закрепление умения работать с картой.
Задание. Распределите реки
по бассейнам океанов.
Обь
Енисей
Волга
Амур
Кубань
Терек
Иртыш
Анадырь
Дон
Слайд 21Конкурс «Реши задачу»
(применение знаний в нестандартной ситуации)
Цель: проверить знания размещения видов
озер по солености.
Задача.
В купе вагона поезда, идущего за Урал, встретились 2 пассажира.
Первый ехал домой, второй - в командировку. Выяснилось, что оба они любители рыбалки, живут в озерных краях. Тот, который ехал домой, жаловался, что хотя озер на его плоской степной равнине много, но рыбы в них почти нет. Его попутчик был этим сильно удивлен.Ведь у него дома на Северо-Западе России, в небольших озерах рыбы видимо-невидимо.
В каких районах России живет каждый?
Почему в озерах разное количество рыбы?
Какими причинами вызвано образование озер в каждом случае?
Слайд 22Конкурс «Реши задачу»
(применение знаний в нестандартной ситуации)
Ответы учащихся: Первый- юг Западной
Сибири,
соленые, потому что близко расположены подземные воды.
Второй – Северо - Запад России, пресные, потому что озера ледникового происхождения.
Слайд 23Конкурс «Гонка за лидером»(применение знаний в нестандартной ситуации)
-На сколько вопросов успеет
ответить каждая команда за одну минуту.
Цель: проверка знаний о размещении и разновидностях внутренних вод России и терминологии)
Слайд 24Задания для конкурса «Гонка за лидером»
Вопросы для 1 группы:
1) Естественный постоянный
водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле … (река).
2) Вытянутые углубления на земной поверхности, выработанные постоянными водными потоками … (речная долина).
3) Начало реки … (исток).
4) Место впадения реки в другую реку, озеро или море … (устье).
5) Расширенные устья северных рек в виде узких воронкообразных заливов … (губа, эстуарий).
6) Впадая в море, река блуждает среди собственных наносов, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки … (дельта).
7) Превышение истока реки над устьем называется … (падение реки).
8) Отношение падения реки к её длине … (уклон реки).
9) Количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени … (расход воды).
10) Количество воды, которое река выносит за год … (годовой сток).
11) Ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъём воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы … (половодье).
12) Кратковременные подъёмы воды в реке … (паводок).
13) Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке … (межень).
14) Весь переносимый рекой материал называют … (твёрдый сток).
15) Разрушение почв и горных пород текучими водами … (эрозия).
Слайд 25Задания для конкурса «Гонка за лидером»
Вопросы для 2 группы:
1) Речные
наносы называют … (аллювий).
2) Наибольший твёрдый сток среди рек страны имеет … (Терек).
3) Самое большое по акватории озеро мира … (Каспийское).
4) Самое глубокое озеро мира … (Байкал).
5) Воды, содержащиеся в первом от поверхности водоносном горизонте, залегающем на первом водоупорном слое … (грунтовые).
6) Выход грунтовых вод на дневную поверхность … (родник, ключ).
7) Слой охлаждённых – мёрзлых пород, которые не оттаивают в течение многих лет … (многолетняя, вечная мерзлота).
8) Воды суши, которые пригодны для использования в хозяйстве … (водные ресурсы).
9) Рукотворный вид озёр … (водохранилища, пруды).
10) Подземные воды с температурой выше 20˚С, нагретые теплом глубинных зон земной коры … (термальные).
11) Подземные воды, обладающие целебными свойствами и используемые в лечебных целях … (минеральные).
12) Переувлажнённый участок земной поверхности, где произрастает характерная растительность и происходит постоянное образование торфа, из-за переувлажнения … (болото).
13) Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы … (Волга).
14) Самая длинная река России … (Обь с Иртышом – 5410км).
15) Самая длинная из рек, бассейн которых полностью находится в России … (Лена – 4400км).
Слайд 26Задания для конкурса «Гонка за лидером»
Вопросы для 3 группы:
1) Замкнутая
природная котловина, заполненная водой … (озеро).
2) Озёра, из которых вытекают реки … (сточные).
3) Озёра, в которые реки впадают, но, ни одна не вытекает … (бессточные).
4) Высокая ступень в днище речной долины … (терраса).
5) Направление течения рек зависит от … (рельефа).
6) Уровень, до которого река стремится углубить своё русло … (базис эрозии).
7) Река со всеми своими притоками … (речная система).
8) Главная река Краснодарского края … (Кубань).
9) Самая полноводная река России … (Енисей).
10) Реки, которые не несут свои воды в океан, относятся к бассейну … (внутреннего стока).
11) Озёра, образовавшиеся путём отделения части морей(Азовского, Чёрного)... (лиманы).
12) Солёное озеро на Прикаспийской низменности – «российская солонка» … (Баскунчак).
13) Подземные воды водоносного слоя, расположенного между водоупорными пластами называют … (артезианскими).
14) Горячие источники и гейзеры в России имеются на … (Камчатке).
15) Город на Северном Кавказе, название которого связано с наличием целебных подземных вод … (Минеральные Воды).
Слайд 27Экспресс- опрос.
-Команде №1.
В эпиграфе приведены слова Сент-Экзюпери
о воде «ты – сама жизнь»? А как вы их понимаете ?
Ученики объясняют, какую роль играет вода в жизни человека, участники других команд при необходимости дополняют ответ)
-Команде №2. В чем заключается особая роль рек в освоении территории России?
Ученики поясняют о том что люди селились именно по берегам рек, так как вода это основной источнок жизни.
Команде №3. Приведите примеры использования внутренних вод России в хозяйственной жизни человека.
Ученики приводят примеры
Слайд 28V. Рефлексия.
- Запомнился ли вам урок?
- Как вы думаете,
удалось ли вам обобщить знания о водных ресурсах России?
VI.Подведение итогов урока.
Оценивание деятельности обучающихся учителем.
(подсчет набранных баллов командами, выявление победителей, выставление оценок обучающимся)
Слайд 30VII. Этап. Домашнее задание
- Приготовить сообщение на тему «Какие меры проводятся
по охране и восстановлению водных ресурсов в ХМАО.»