Слайд 1Воздушный транспорт
Пархомец И.Ю.,
учитель географии, г. Луганск
Слайд 2Воздушный транспорт
Воздушный транспорт — понятие, включающее как собственно воздушные суда,
так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.
Воздушный транспорт — самый быстрый вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.
Слайд 3Официально считается, что первый в мире самолет Flyer I был построен
братьями Райт и совершил свой знаменитый полет 17 декабря 1903 года. Аэроплан «Флайер» продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 37 метров.
С этим согласны не все — франкоязычные страны считают первым самолетом биплан 14-bis Альберто Сантос-Дюмона.
А советская пресса утверждала, что самолет изобрел Александр Можайский. Кто же в конце концов прав?
Слайд 4Первый планер и теория полета
Задолго до Можайского, Райтов и Сантос-Дюмона в
Великобритании жил-был человек по имени Джордж Кейли (1773−1857).
Именно его имеет смысл считать «виновным» в появлении такой науки как аэродинамика и вообще теоретических основ авиации.
В 1805—1810 годах Кейли строил модели планеров и испытывал их на ротативной аэродинамической установке собственной конструкции, замеряя подъемную силу и пробуя разные конфигурации крыла — впервые в истории!
Слайд 7Первый пассажирский самолет
«Илья Муромец» построенный в 1914 году под руководством И.Сикорского,
он стал первым пассажирским самолетом в истории авиации.
Слайд 8Гражданская авиация
Гражданская авиация - авиация, используемая в целях воздушных перевозок
населения и грузов.
В 2016 году услугами авиаперевозчиков воспользовались 3,7 млрд пассажиров. Число пассажиров, перевезенных регулярными рейсами всех мировых авиакомпаний, по итогам прошлого года увеличилось на 6% по сравнению с 2015 годом. Общее число вылетов в 2016 году возросло на 6,3% и составило примерно 35 млн. Таким образом более половины туристов, совершающих международные поездки, были перевезены в прошлом году воздушным транспортом.
Слайд 9Гражданская авиация используется для обеспечения потребностей граждан.
К этим целям относится:
1.
перевозка пассажиров, багажа, груза и почты;
2. выполнение авиационных работ в сельском хозяйстве, нефтегазовой отрасли, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т. п.;
3. оказание медицинской помощи населению и проведение санитарных мероприятий;
4. проведение экспериментальных и научно-исследовательских работ;
5. проведение учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий;
Гражданская авиация базируется на гражданских аэродромах. Основная функционально-производственная единица гражданской авиации — аэропорт.
Слайд 10Гражданские самолеты:
пассажирские
транспортные — транспортировка грузов
почтовые — перевозка авиапочты
курьерские
сельскохозяйственные
санитарные — оказание срочной
медицинской помощи
пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
геологоразведочные — воздушная разведка недр
экспериментальные — проведение лётных экспериментов (летающая лаборатория)
спортивные — занятия авиационным спортом
учебно-тренировочные — обучение лётного состава
учебно-боевой самолёт — обучение военного лётного состава
Слайд 12Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1200
таких самолётов, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «Авиант». Также Ан-24 производился в Китае под названием Xian Y-7. Эксплуатируется в наше время.
Конструктор О.К. Антонов.
Слайд 14Як-40 — пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в
1960-е годы.
Проект Як-40 был разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году. Он стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний.
Он стал первым самолетом СССР, который получил сертификат летной годности в западных странах (ФРГ и Италии). Италия стала первой страной в мире, приобретшей самолет Як-40.
Произведено 1011 единиц, с 2000г. снят с эксплуатации.
Слайд 15Конструкторское бюро «Туполев»
За 90 лет существования в стенах КБ Туполева
разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.
Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.
Конструкторское бюро, основанное в 1922 году Андреем Николаевичем Туполевым (1888 -1972), является старейшим среди российских авиационных КБ ( Москва)
Слайд 16Самолёты ОКБ им. Туполева
Военного назначения
Пассажирские
Амфибии
Беспилотные
Слайд 19Ту-154 - среднемагистральный реактивный пассажирский самолет.
Слайд 21Боинг
The Boeing Company — американская корпорация. Один из крупнейших мировых производителей
авиационной, космической и военной техники.
Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).
Слайд 23Аэробус
Airbus S.A.S. (произносится по-русски Аэро́бус, по-английски Э́рбас, по-французски Эрбю́с) — одна
из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путём слияния нескольких европейских авиапроизводителей.
Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты под маркой Airbus.
Хотя компания считается «европейским» авиапроизводителем, с правовой точки зрения она является французским юридическим лицом со штаб-квартирой в городе Бланьяк (пригород Тулузы, Франция).
Слайд 24Airbus А380
Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт— крупнейший
серийный авиалайнер в мире (высота 24,08 метра, длина 72,75 метра, размах крыла 79,75 метра).
Вместимость — 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации.
Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км.
По желанию компании-заказчика на первом этаже воздушного судна могут предусматриваться бары, библиотека, конференц-зал и даже душевые кабины
Слайд 26Ил-76
Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — англ. искренний, прямой) — советский
и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина.
Серийно производился в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. Производство перенесено на ульяновский «Авиастар-СП».
Слайд 29Ан-225 «Мрия»
Ан-225 «Мрия» (укр. Mрія: «Мечта», внутреннее обозначение: изделие «402»,
по кодификации НАТО: Cossack — «Казак») — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Является самым большим самолётом в мире.
Самолёт был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе (руководитель проекта — В. И. Толмачёв) в 1984—1988 годах Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено две машины, в настоящее время один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines. Может поднять груз весом до 200 т.
Слайд 31Ан-124 «Руслан»
Ан-124 «Руслан» (внутреннее обозначение: изделие «400», по кодификации НАТО:
Condor — «кондор») — тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Самый крупный в мире серийный грузовой самолёт (в 1982-1988 — был также крупнейшим по габаритам самолётом в мире).
Слайд 32Преимущества самолета
Срочность и высокая скорость доставки грузов и пассажиров.
Кратчайший пути следования
(на отдельных направлениях воздушные пути короче железнодорожных на 25 % , водных путей на 50 %.).
Большая беспосадочность перелетов (около 10 тыс. км).
Практически полное отсутствие капитальных вложений в путевые структуры (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км железнодорожного пути).
Неограниченные провозные возможности (ограничены лишь мощностью аэродрома).
Перевозка скоропортящихся, срочных и ценных грузов (медикаменты, гуманитарная помощь, ценные металлы, цветы, почта).
Международные перевозки (осуществление связи с другими странами и континентами).
Слайд 33Недостатки самолета
Высокая себестоимость перевозок.
Небольшая грузоподъемность.
Невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов.
Зависимость от погодно-
климатических условий (туман, обильный снегопад).
Загрязнение окружающей среды (шум, выбросы, сжигание кислорода).
Требует строительства аэропортов.
Слайд 34Вертолет
Вертолёт — винтокрылый летательный аппарат, у которого подъёмная и движущая силы
на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей.
Устаревшее название «геликоптер» было заимствовано из французского языка (фр. hélicoptère) уже в конце XIX века. Во французском языке, в свою очередь, слово создано из корней греческого языка (др.-греч. ἕλιξ, родительный падеж ἕλικος «спираль, винт» и πτερόν «крыло»).
Слайд 35История создания вертолета
Первый эскиз летательного аппарата, способного вертикально подниматься и садиться,
был обнаружен в рукописях выдающегося итальянского художника и ученого 15-го столетия Деонардо да Винчи.
Первую модель геликоптера, где был учтен реактивный момент несущего винта, построил русский ученый М.В. Ломоносов. В 1754 году он сделал доклад в Российской академии наук об «аэродинамической машине»
В 1863 году французским изобретателем Г. де Ланделлем был разработан проект аппарата, получивший название «аэронеф»
В 1869 году русский ученый А.Н. Лодыгин представил проект аппарата с электрическим двигателем — «электролет».
Созданием вертолета в 90-е годы XIX столетия начинает заниматься создатель аэродинамики — русский ученый Н.Е. Жуковский вместе с учениками.
В 1907 году французам Л. и Ж. Бреге вместе с профессором Ш. Рише удалось сконструировать вертолет, поднявшийся в воздух.
Слайд 36В мае 1911 года, после ряда неудачных попыток, русский изобретатель Игорь
Сикорский продемонстрировал свою новую модель вертолета, которая смогла подняться в воздух и немного пролететь.
Особая роль в развитии вертолетостроения принадлежит русскому ученому Б.Н. Юрьеву. В 1911 году он разработал модель одновинтового вертолета, снабженного хвостовым рулевым винтом. На Международной выставке воздухоплавания, проходившей в 1912 году в Москве, вертолет Юрьева получил Малую золотую медаль.
Созданные под руководством выдающегося конструктора М.Л. Миля такие вертолеты как Ми-1, Ми-6, Ми-26 и многие другие.
Слайд 38Вертолёты применяются:
в армии (переброска войск, боеприпасов и обеспечения, контроль над операцией,
связь, разведка, корректировка артиллерийского огня, поиск и уничтожение наземных и воздушных целей, подводных лодок; высадка десанта, охрана границ);
в полицейских операциях и операциях спецназа;
в спасательных работах;
при тушении пожаров;
в медицине (срочная доставка пострадавшего в больницу);
в коммерческих перевозках (срочная доставка грузов);
для съёмок с воздуха;
для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур;
как вид общественного транспорта (проекты — в 1960-е годы в СССР);
при строительных работах (в случае строительства сооружений значительной высоты — колоколен, вышек, небоскребов; в труднодоступных горных условиях; при недостатке места для строительства с помощью наземных средств).
Слайд 40Преимущества вертолета
Главным достоинством является способность совершать взлёт и посадку по вертикали
— вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта.
Также их манёвренность: вертолёты способны к зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд».
Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет перевозить очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы.
Слайд 41Недостатки вертолета
Основные недостатки, присущие всей винтокрылой технике, по сравнению с самолётами,
— это меньшая максимальная скорость полёта и повышенный расход горючего (удельный расход топлива). Как следствие, более высокая стоимость полёта в расчёте на пассажиро-километр или единицу массы перевозимого груза.
Также к недостаткам вертолётов можно отнести и сложность в управлении.
Высокий шум и большая заметность от факелов двигателей.
Как и у самолётов, у вертолётов существуют свои особенные, характерные только для них опасные режимы полёта, аварийные режимы и аэродинамические особенности: например, вихревое кольцо, земной резонанс и т.д. Пилот вертолёта должен иметь твёрдые знания и практические навыки для предотвращения возможных аварийных ситуаций из-за этих особенностей вертолёта.
Слайд 42Самые большие аэропорты мира:
1. Аэропорт Хатсфилда-Джексона (США)
2. Аэропорт О’Хара (США)
3. Аэропорт Хитроу (Великобритания)
4. Международный аэропорт Ханэда (Япония)
5. Международный аэропорт Лос-Анджелеса (США)
6. Международный аэропорт Далласа (США)
7. Международный аэропорт Шарля-де-Голя (Франция)
8. Аэропорт Франкфурта-на-Майне (Германия)
9. Международный аэропорт Гонконга (Китай)
Международный аэропорт Денвера (США)
Аэропорт Домодедово (Москва)