Слайд 1Урок географии в 6 классе
по теме:"Ветер"
Слайд 2
По какой оболочке Земли мы с вами путешествуем?
Что такое атмосфера?
Из чего состоит атмосфера?
Какая оболочка является «фабрикой погоды»?
Что ещё мы знаем об атмосфере?
Как и на сколько изменяется давление?
Какое атмосферное давление является нормальным?
Слайд 3Что это?
Без рук, без ног
А дерево гнет.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Цели урока:
Получить понятие «ветер», узнать причины возникновения ветра, изучить виды ветров, направление и силу ветров. Научиться строить графики розы ветров.
Слайд 4 Упражнение 1
Определите: а)повышается или б)понижается атмосферное давление:
1. С увеличением высоты.
2. С
опусканием в глубокую шахту.
3. С повышением температуры воздуха.
4. С понижением температуры воздуха.
Упражнение 2
Выберите в примерах, где будет более высокое давление:
Ночью летом: 1) над сушей 2) над морем
Днем летом: 3) над сушей 4) над морем
Зимой: 5) над сушей 6) над морем
Летом: 7) над сушей 8) над морем
Выберите в примерах, где давление будет меньше:
Летом над сушей: 1) ночью 2) днем
Летом над морем: 3) ночью 4) днем
Над морем: 5) зимой 6) летом
Над сушей: 7) зимой 8) летом
Слайд 5Проверь себя:
Упражнение 1
Атмосферное давление:
С увеличением высоты понижается
С опусканием в глубокую шахту
понижается
С повышением температуры воздуха понижается
С понижением температуры воздуха повышается
Упражнение 2
Высокое давление: Давление будет меньше:
Ночью летом: над сушей Летом над сушей: днем
Днем летом: над морем Летом над морем: ночью
Зимой: над сушей Над морем: зимой
Летом: над морем Над сушей: летом
Слайд 6Вывод: чем сильнее нагрета земная поверхность, тем больше от неё прогревается
воздух, а чем теплее воздух, тем он легче. Поэтому теплый воздух поднимается вверх, а в этой области образуется зона пониженного давления, а над холодной, наоборот, зона повышенного давления. И воздушные массы начинают перемещаться из повышенного давления в зону пониженного давления.
Главная причина образования ветра – разница в атмосферном давлении.
Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении, из области повышенного давления в область пониженного.
Слайд 7 Цель: определить черты сходства и различий в образовании ветров
Дневной бриз
дует с моря на сушу
Виды ветров
Слайд 8Ночной бриз дует с суши на море
Образование муссона
Используя схемы, объяснить механизм образования муссона
Слайд 10Муссоны – это ветры, меняющие свое направление два раза в год
- летом дуют с океана на сушу - зимой с суши на океан.
Слайд 11Задание: Заполнить сравнительную таблицу “Муссон и бриз”.
Слайд 13
Направление и сила ветра
Ветер называют по той стороне
горизонта, откуда он дует.
Установите соответствие, определите, какой дует ветер?
I - северный I - с севера
II - северо–восточный II - с юго – востока III - восточный III - с юго - запада
IV - юго–восточный IV - на юго - запад
V - юго–западный V - с северо - запада
VI - южный VI - на запад
VII- западный VII - на север
VIII- северо-западный VIII- на восток
IX - на северо - восток
X - на северо - запад
Слайд 14Проверь себя:
I – 1
II – 4
III – 6
IV – 10
V
– 3
VI – 7
VII – 8
VIII – 5
Слайд 15 В перечисленных ниже пунктах дано название ветра, его сила
в баллах:
Штиль, безветрие (0 баллов). Листья на деревьях неподвижны, дым поднимается вверх вертикально.
2. Слабый ветер (1 -2 балла). Чувствуется легкое дуновение, листья шелестят.
3. Умеренный ветер (3 – 4 балла). Колеблются листья и ветви деревьев.
4. Сильный ветер (5 - 6 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.
5. Крепкий ветер (7 -8 баллов). Качаются стволы деревьев.
6. Штормовой ветер (9 – 10 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.
7. Жесткий шторм, переходящий в ураган (11 – 12 баллов). Ветер производит большие разрушения: срывает крыши, вырывает деревья с корнями.
Слайд 16
Сегодня старый ясень
Сам не свой,-
Как будто страшный сон его тревожит: ветвями
машет, шелестит листвой,
А почему, - никто сказать не может…
С.Я.Маршак
Слайд 17Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она
не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила…
Н.А.Некрасов
Слайд 18….Тиха украинская ночь
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть
трепещут
Серебристых тополей листы…
А.С.Пушкин
Слайд 19Трещит мороз, шумит метель:
Вершиною качает ель.
М.Ю.Лермонтов
Слайд 20Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой:
Не пылит дорога,
Не
дрожат листы…
М.Ю.Лермонтов
Слайд 21Как большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока
пену…
Н.Матвеева
Слайд 22Вспоминал я, как в зимнем бору,
Без ветвей от макушек до пят,
Чуть
качаясь в снегу на ветру,
Корабельные сосны скрипят…
С.Я.Маршак
Слайд 23Практическая работа
Задание: пользуясь календарем погоды, составьте розу ветров и определите,
какие ветры преобладали в нашей местности в сентябре, ноябре, марте.
Слайд 25Закрепление полученных знаний:
Тест по теме "Ветер"
Ветер это-
Вертикальное перемещение воздуха
Гороизонтальное перемещение
воздуха
В чем причина возникновения ветра?
Разница в давлении
Разница в температуре
Разница в увлажнении
Бриз это ветер-
Дующий с моря на сушу, с суши на море
Дующий в горах
Дующий в пустыне Сахара
В каком случае ветер бывает сильнее?
Давление над сушей 758 мм, над морем-760
Давление над сушей 755 мм, над морем - 752
Направление и сила ветра определяется прибором-
Барометр
Флюгер
Гигрометр
График "розы ветров"- это график, показывающий
Преобладающие ветра, за определенный промежуток времени
Преобладающие температуры, за определенный промежуток времени
Увеличение местности
Если 7 баллов, Вам - "5".
Если 5-6 баллов, Вам - "4".
Если 3-4 балла, Вам - "3".
Если 0-2 балла, Вам - "2".