Слайд 1Адрес: г.Альметьевск РТ, ул.Ленина 149-120
Галлямова Забира Зуфаровна
МБОУ «СОШ №1», учитель географии
первой категории.
Слайд 2Презентация интегрированного урока по географии на тему: «Ветер,ветерок»
Применение проектной технологии на
уроках географии на примере урока «Ветер, ветерок»
Эпиграф урока:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного… А.С.Пушкин.
Слайд 3
Цель урока: способствовать освоению знаний о ветре, отражение этого явления в
русском языке и художественных образах.
Задачи Образовательные: Способствовать сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны); научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров; повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.
Развивающие: развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра; развивать умение определять направление ветра; развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.
Оборудование урока: учебник географии , сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари.
План урока.
География:
1.Причины возникновения ветров. 2. Бризы и муссоны.
3.Значение ветра. 4. Определение направления и силы ветра.
Филология:
“Ветер” с точки зрения науки лингвистики. 2. “Ветер” в русской фразеологии.
3.“Ветер” в языке поморов. 4. “Ветер” в художественной литературе.
Слайд 4Песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.
Ветер на море гуляет
И
кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна…
Слайд 5Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Дамир, Элина, Лиана)
Наталья Абрамцева. Сказка
о Ветре.
Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату?
Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу.
Слайд 6Почему дым вытягивается в трубу?
На уровне топки и вершины трубы разное
давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше.
При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).
Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении
Назовите пример такого явления.
Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха из
областей высокого давления в область низкого.
Слайд 7Направление и сила ветра.
Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного –
двумя:
1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм
1.765мм 755мм
2. 741мм 770мм
Слайд 8
Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух
случаях.
765мм 755мм
741мм 770мм
765мм > 755мм
741мм< 770 мм
Где ветер будет сильнее?
Во втором случае.
Почему?
Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
Слайд 9Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:
Чем больше … , тем больше
сила (скорость) ветра.
Чем больше разница в давлении , тем больше сила (скорость) ветра.
Слайд 10
У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы
говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра.
Обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь“ветра”.
. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову“ветер”.
Слайд 11Описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм,ураган.
Нам
поможет таблица имён существительных,которые обозначают объекты наблюдения:
шест
дым
деревья
дом
небо
Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.
Слайд 12Выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”.
Попутный ветер.- Попутного ветра
желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.
Попутный ветер помогает только поднятым парусам, а везение - деятельным.
Слайд 13Словно ветер в дремучей душе лесной,
Словно лёгкой волны поглаживанье…
Ах, как нежно
звучит, как шелестно:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.
Мы убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…
Спросил слепой:
– Какого цвета дождь? –
И долго я молчал. И не ответил…
– Не знаешь? – Он задумался. –
Ну что ж,
Скажи тогда, какого цвета ветер?
Не услыхав ответа моего,
Он усмехнулся и заметил:
– Скверно,
Что ты сказать не можешь ничего.
Ты слеп, как я…
К тому же нем, наверно.
Н.Колычев
Слайд 14Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о
ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки“люблю листвой расцвеченные ветры”, “ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, “ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит “хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева “Гармония противоречий” в разделе “От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.
А какие эпитеты-прилагательные к слову“ветер” можете добавить вы к названным в слайде?
Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии
Слайд 16Как человек использовал силу ветра в прошлом?Как использует её сейчас?
Слайд 17Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.
Дневной и ночной бриз.
Слайд 18Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?
Ночью воздух сильнее
нагревается над водой и над водой более низкое атмосферное давление и поэтому ночной бриз будет дуть с суши на море.
Что такое бриз?
Бризы – это ветры, возникающие на берегах морей и крупных озер; меняющие свое направление два раза в сутки.
Слайд 20 Почему зимний муссон дует с суши на море?
Зимой на море
теплее, чем на суше; атмосферное давление низкое, чем на суше; поэтому зимний муссон дует с суши на море.
Что такое муссоны?
Муссоны – это ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год.
В чём сходство муссона и бриза?
Периодичность– дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом,наблюдаются и на берегах больших рек.
Слайд 21 В чём различие?
Районы распространения –бризы проникают в глубь суши
и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия.
Самый короткий “ветреный” диктант:
Бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило.
Ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус.
Слайд 22Розы ветров
Розу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем
уроке
Слайд 23Что значило выражение “ветреный человек” у поморов?
Представьте, совсем не легкомысленного
человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь кольских поморов”.
Как же называются ветры у поморов?
В учебнике русского языка найти упражнение 73.
Поморы так и говорили: “Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как “поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.
Итог урока.
Что такое ветер?
Что называется бризом?
Что такое муссон?
Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?
Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.
Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра.
Слайд 24Ветер, ветерок, ветрище…
Ветер – и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может
делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище –
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…
В.В.Яроцкая
Слайд 25Приборы для определения характеристик ветра
Ручные анемометры
флюгер
Слайд 27Картинная галерея:
Левитан И.И. “Свежий ветер”
Остроухов И.С. “Сиверко”
Айвазовский И.К. “Девятый вал”
Дубовской Н.Н.
“Притихло”
Рылов А.А. “Зелёный шум”
Пословицы, фразеологизмы.
Пейзажи, показывающие разрушительную силу ветра.