Презентация, доклад по географии на тему Ветер-ветерок

Содержание

Презентация интегрированного урока по географии на тему: «Ветер,ветерок»Применение проектной технологии на уроках географии на примере урока «Ветер, ветерок»Эпиграф урока:Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься

Слайд 1Адрес: г.Альметьевск РТ, ул.Ленина 149-120
Галлямова Забира Зуфаровна


МБОУ «СОШ №1», учитель географии

первой категории.
Адрес: г.Альметьевск РТ, ул.Ленина 149-120Галлямова Забира ЗуфаровнаМБОУ «СОШ №1», учитель географии первой категории.

Слайд 2Презентация интегрированного урока по географии на тему: «Ветер,ветерок»
Применение проектной технологии на

уроках географии на примере урока «Ветер, ветерок»
Эпиграф урока:
Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного… А.С.Пушкин.

Презентация интегрированного урока по географии на тему: «Ветер,ветерок»Применение проектной технологии на уроках географии на примере урока «Ветер,

Слайд 3 Цель урока: способствовать освоению знаний о ветре, отражение этого явления в

русском языке и художественных образах.

Задачи Образовательные: Способствовать сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны); научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров; повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.
Развивающие: развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра; развивать умение определять направление ветра; развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.

Оборудование урока: учебник географии , сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари.
План урока.
География:
1.Причины возникновения ветров. 2. Бризы и муссоны.
3.Значение ветра. 4. Определение направления и силы ветра.
Филология:
“Ветер” с точки зрения науки лингвистики. 2. “Ветер” в русской фразеологии.
3.“Ветер” в языке поморов. 4. “Ветер” в художественной литературе.


Цель урока: способствовать освоению знаний о ветре, отражение этого явления в русском языке и художественных образах.

Слайд 4Песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.
Ветер на море гуляет И

кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах…

Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана – И желанная страна Вот уж издали видна…

Песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе

Слайд 5Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Дамир, Элина, Лиана)
Наталья Абрамцева. Сказка

о Ветре.
Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату?

Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу.
Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Дамир, Элина, Лиана) Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре. Представьте, что вы

Слайд 6Почему дым вытягивается в трубу?
На уровне топки и вершины трубы разное

давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше.
При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).
Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении
Назовите пример такого явления.

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха из
областей высокого давления в область низкого.


Почему дым вытягивается в трубу? На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки

Слайд 7Направление и сила ветра.
Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного –

двумя:
1. 765мм 755 мм 2. 741мм 770 мм


1.765мм 755мм
2. 741мм 770мм

Направление и сила ветра.Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:1. 765мм

Слайд 8
Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух

случаях. 765мм 755мм
741мм 770мм
765мм > 755мм 741мм< 770 мм
Где ветер будет сильнее?
Во втором случае.
Почему?
Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях. 765мм

Слайд 9Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова: Чем больше … , тем больше

сила (скорость) ветра.

Чем больше разница в давлении , тем больше сила (скорость) ветра.

Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:  Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.

Слайд 10
У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы

говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра.

Обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь“ветра”.
. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову“ветер”.
У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите,

Слайд 11Описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм,ураган.
Нам

поможет таблица имён существительных,которые обозначают объекты наблюдения:
шест дым деревья дом небо
Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.

Описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм,ураган.Нам поможет таблица имён существительных,которые обозначают объекты

Слайд 12Выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”.
Попутный ветер.- Попутного ветра

желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем. Попутный ветер помогает только поднятым парусам, а везение - деятельным.
Выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. Попутный ветер.- Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю

Слайд 13Словно ветер в дремучей душе лесной, Словно лёгкой волны поглаживанье… Ах, как нежно

звучит, как шелестно: Кандалакша моя, Кандалакша моя.
Мы убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…
Спросил слепой: – Какого цвета дождь? – И долго я молчал. И не ответил… – Не знаешь? – Он задумался. – Ну что ж, Скажи тогда, какого цвета ветер? Не услыхав ответа моего, Он усмехнулся и заметил: – Скверно, Что ты сказать не можешь ничего. Ты слеп, как я… К тому же нем, наверно.
Н.Колычев


Словно ветер в дремучей душе лесной, Словно лёгкой волны поглаживанье… Ах, как нежно звучит, как шелестно: Кандалакша

Слайд 14Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о

ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки“люблю листвой расцвеченные ветры”, “ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, “ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит “хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева “Гармония противоречий” в разделе “От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.

А какие эпитеты-прилагательные к слову“ветер” можете добавить вы к названным в слайде?
Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии

Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на

Слайд 16Как человек использовал силу ветра в прошлом?Как использует её сейчас?

Как человек использовал силу ветра в прошлом?Как использует её сейчас?

Слайд 17Кроме скорости, ветры отличаются по направлению. Дневной и ночной бриз.

Кроме скорости, ветры отличаются по направлению. Дневной и ночной бриз.

Слайд 18Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?
Ночью воздух сильнее

нагревается над водой и над водой более низкое атмосферное давление и поэтому ночной бриз будет дуть с суши на море.
Что такое бриз?
Бризы – это ветры, возникающие на берегах морей и крупных озер; меняющие свое направление два раза в сутки.

Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?Ночью воздух сильнее нагревается над водой и над водой

Слайд 20 Почему зимний муссон дует с суши на море?
Зимой на море

теплее, чем на суше; атмосферное давление низкое, чем на суше; поэтому зимний муссон дует с суши на море.
Что такое муссоны?
Муссоны – это ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год.
В чём сходство муссона и бриза?
Периодичность– дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом,наблюдаются и на берегах больших рек.

Почему зимний муссон дует с суши на море?Зимой на море теплее, чем на суше; атмосферное давление

Слайд 21 В чём различие?
Районы распространения –бризы проникают в глубь суши

и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия.

Самый короткий “ветреный” диктант:
Бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило.

Ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус.




В чём различие? Районы распространения –бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров.

Слайд 22Розы ветров
Розу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем

уроке
Розы ветровРозу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем уроке

Слайд 23Что значило выражение “ветреный человек” у поморов?
Представьте, совсем не легкомысленного

человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь кольских поморов”.
Как же называются ветры у поморов?
В учебнике русского языка найти упражнение 73.
Поморы так и говорили: “Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как “поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.

Итог урока.
Что такое ветер? Что называется бризом? Что такое муссон? Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?
Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.

Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра.



Что значило выражение “ветреный человек” у поморов? Представьте, совсем не легкомысленного человека, а человека, приехавшего на лодке,

Слайд 24Ветер, ветерок, ветрище…
Ветер – и работник, и проказник, Надувает в море паруса, Может

делать сотню дел он разных И творить в природе чудеса. Ветерок бывает нежен, ласков: Летом освежает нас прохладой, Травам и цветам бормочет сказки… Иногда ж с ним очень трудно сладить! Разбушуется, рассердится ветрище, Обернётся страшным ураганом, Как разбойник, над землёй засвищет, Нанося ей вред, и боль, и раны… Ветер, ветерок, ветрище – Это всяческие бризы и муссоны… Снова ветер в небе что-то ищет: Он за облачком отправился в погоню…
В.В.Яроцкая

Ветер, ветерок, ветрище…Ветер – и работник, и проказник, Надувает в море паруса, Может делать сотню дел он

Слайд 25Приборы для определения характеристик ветра
Ручные анемометры
флюгер

Приборы для определения характеристик ветраРучные анемометры флюгер

Слайд 26Ветер –скульптор природы

Ветер –скульптор природы

Слайд 27Картинная галерея:
Левитан И.И. “Свежий ветер” Остроухов И.С. “Сиверко” Айвазовский И.К. “Девятый вал” Дубовской Н.Н.

“Притихло” Рылов А.А. “Зелёный шум”
Пословицы, фразеологизмы.
Пейзажи, показывающие разрушительную силу ветра.
 

Картинная галерея:Левитан И.И. “Свежий ветер” Остроухов И.С. “Сиверко” Айвазовский И.К. “Девятый вал” Дубовской Н.Н. “Притихло” Рылов А.А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть