Слайд 1ТЭК
(Топливно – энергетический комплекс)
Слайд 2Понятие ТЭК
ТЭК охватывает все процессы добычи и переработки топлива, производство
электроэнергии и ее транспортировку и распределение.
Роль и значение ТЭК в хозяйстве страны.
От развития ТЭКа в значительной мере зависит вся деятельность хозяйства и повышение производительности труда. Основа экспорта России в страны Дальнего Зарубежья приходится на ТЭК.
В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная).
Слайд 3Как изменяется роль отдельных видов топлива?
Со временем значение топлива меняется. Вплоть
до конца XIX века в России основным топливом были дрова. Затем на первое место вышел уголь. Наконец , с 1960-х гг. главным топливом становится нефть. Резкое снижение добычи нефти в 1990-е гг. (почти вдвое) при сохранении объёмов добычи газа вывело на первое место газовое топливо.
Добывающая промышленность (в том числе топлива) обладает «неприятным» для экономики свойством: её предприятия (шахты, разрезы, скважины для добычи угля, нефти и газа) крайне недолговечны. Через некоторое время после ввода в эксплуатацию их приходится закрывать, поскольку запасы уже исчерпаны. А чтобы поддерживать добычу на одном уровне, нужно постоянно вводить в строй новые предприятия, осваивать новые территории, строить дороги, трубопроводы, возводить новые города. А если вновь открытое месторождение находится в районах с неблагоприятным климатом, нужно разрабатывать специальные меры по привлечению туда населения: платить более высокую зарплату, предоставлять различные льготы. Всё это значительно удорожает добычу топлива, делает его менее конкурентноспособным.
Слайд 4Угольная промышленность
Угольная промышленность – одна из старейших отраслей ТЭК России. Угольная
промышленность РФ – это комплекс отраслей по добыче, обогащению и переработке угля.
Впервые добыча каменного угля началась в Канско-Ачинском бассейне. Позже в России были открыты месторождения на востоке и на севере. Атлас 9 кл. стр. 18
Слайд 5Угольная промышленность
Запасы угля гораздо больше запасов нефти и природного газа. Но
его добыча обходится намного дороже. Поэтому после открытия и разработки крупных нефтяных и газовых месторождений доля угля в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) страны сократилась с 65% в конце 50-х годов до 8% в конце 90-х годов. В настоящее время доля угля в ТЭБ России составляет лишь 12-13%, а в топливном балансе теплоэлектростанций – примерно 25%.
В настоящее время в ТЭБ России на газ приходится 49%, нефть – 32%, уголь – около 13%.
Слайд 6Уголь используют:
- на транспорте,
- для отопления жилищ,
- для производства электроэнергии,
- на
тепловых электростанциях как топливо,
- как технологическое сырье и топливо в черной металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли).
В России известно более 200 угольных бассейнов и месторождений их общие запасы составляют 6,4 трлн. т (23% от мировых запасов). Но не все из них разрабатываются.
Основным фактором использования месторождения – себестоимость (общая сумма затрат на получение единицы продукции, выраженная в денежном эквиваленте) добычи угля.
Она зависит:
- от способа её добычи,
- от качества угля ( наличие примесей, калорийность и т.д),
- горно-геологических условий залегания (глубина, толщина пластов и т.п),
- качество оборудования,
- наличие современных технологий добычи.
Россия занимает 2 место в мире по добычи угля. В 2013 г. добывается около 28 млн.т. Угля.
Слайд 7Уголь добывают двумя способами: закрытым или подземным и открытым.
Если уголь залегает
глубоко от земной поверхности, то его добывают из шахт, то есть закрытым способом. Шахта – это сложное инженерное сооружение, поэтому шахтный способ добычи более дорогой, чем открытый.Если же уголь располагается близко к поверхности, то его добывают открытым способом из карьеров. Открытый способ добычи более дешевый. Его доля постоянно растет и сейчас составляет почти 66%, но он сильно нарушает природные комплексы. Запасы угля, которые могут добываться открытым способом, в основном сосредоточены на востоке страны.
Слайд 8Бурый уголь
добывают в:
1. Подмосковном
2. Канско-Ачинском
3. Ленском
Каменный уголь
добывают в:
1. Печорском
2. Донецком
3. Кузнецком
4.
Тунгусском
5. Южно-Якутском бассейнах.
Слайд 9У каменного угля выше теплота сгорания, чем у бурого угля, выше
качество, и поэтому, его можно транспортировать на большие расстояния. А бурый уголь чаще всего используют в местах добычи, так как его транспортировка неэффективна.
Шахтный способ добычи используют в Донецком и Печорском бассейнах, частично в Кузнецком, Иркутском, Тунгусском, Подмосковном бассейнах.
Открытым способом добывают уголь в Канско-Ачинском, Южно-Якутском, Ленском, а также частично в Кузнецком, Иркутском, Тунгусском, Подмосковном бассейнах.
Слайд 10Самый крупный угольный бассейн нашей страны – это Кузнецкий бассейн, или
Кузбасс (кам. уголь). Второй по значимости – это Канско-Ачинский буроугольный бассейн, третий – Печорский (кам. уголь).
Кузнецкий угольный бассейн
Обладает большими хорошо изученными запасами высококачественного угля, в том числе и коксующегося. Однако бассейн имеет невыгодное географическое положение. Он очень удален от основных районов потребителей угля (Центр и Дальний Восток). Уголь отсюда сложно транспортировать из-за слабого развития ж/д путей на востоке страны. Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля. Это сужает перспективы дальнейшего развития всего бассейна.
Слайд 11Канско-Ачинский бассейн
Самая низкая цена угля в России, но уголь низкого качества.
Перевозить его на большие расстояния нецелесообразно. Он используется главным образом в Сибири как топливо для тепловых электростанций.
Слайд 12Печорский бассейн
Значительные запасы качественного угля. Но их добыча ведется в сложных
климатических условиях. Бассейн достаточно удален от основных потребителей угля, поэтому потребление ограничено Европейским Севером. Крупным их потребителем может стать Урал, но этому препятствует отсутствие железной дороги между этими районами.
Слайд 13Перспективы развития угольной промышленности зависят от быстроты решения многих сложных проблем.
Резкое повышение цен на транспорт и огромные расстояния перевозок заставляют пересматривать сложившуюся географию угольной промышленности. Для многих районов Сибири и Дальнего Востока уголь, завозимый из крупнейших бассейнов страны, оказывается очень дорогим. В процессе транспортировки его цена увеличивается в 2-3 раза. Поэтому целесообразнее разрабатывать собственные небольшие месторождения.