Слайд 1УАСТЫРДЖИ – самое почитаемое божество, покровитель мужчин, путников и воинов. Изображается
в виде грозного воина на белом коне, в белой бурке. Для женщин его имя находилось под запретом. Уастырджи посвящено самое большое количество святилищ.
Слайд 4В древние времена Уастырджи решил выстроить для осетин святилище из брёвен,
которые никогда не подвергались бы гниению. Таким свойством отличались деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи приказал своим волам перевозить оттуда брёвна через гору против Рекома, где ныне ледник. Арбы нагружались сами собой, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись к Уастырджи, а из брёвен сам собою выстроился храм, без помощи человеческих рук.
Слайд 5В Цейском ущелье находится один из самых известных исторических памятников в
Северной Осетии - святилеще Реком. Святилеще недавно реставрировалось и выглядит очень ухоженно. Комплекс состоит из мужского и женского святилища расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, а также нескольких объектов культового назначения. С поляны, где находятся основные сооружения, открывается хороший обзор на ледник.
Слайд 6Осетинское женское святилище «МАДЫ-МАЙРАМ»
Слайд 7Покровительница женщин, прежде всего женского плодородия, особо почитавшаяся молодыми девушками и
женщинами детородного возраста.
О глубоком почитании Мады Майрам свидетельствует тот факт, что в прошлом практически каждое осетинское селение имело святилище Мады Майрам к которому через несколько дней после свадьбы обязательно водили молодую невестку; здесь совершая ряд магических обрядов (например, ритуальное развязывание пояса невестки, вырывание одной из нагрудных пуговиц) просили Мады Майрам послать молодой невестке здоровое мужское потомство. К святилищу приводили также женщин, у которых рождались только девочки, при этом обращения к Мады Майрам сопровождались жертвоприношениями. Праздник приходился на последнюю неделю августа.
Слайд 10Деревянная церковь святой Троицы
Слайд 14ХЕТАДЖЫ ДЗУАР – аграрное божество, посылающее урожай хлебных злаков, а также
покровитель путников и воинов. Хетаг почитался как мужское божество, чьё имя как и имя УАСТЫРДЖИ, никогда не произносилось женщинами. С именем легендарного Хетага – сына кабардинского князя – в Осетии связано название рощи близ селения Суадаг. Роща считается священной, здесь ежегодно в середине июля организуются многолюдные пиршества с жертвоприношениями, во время которых просят покровительства у Святого Хетага и других осетинских божеств.