Презентация, доклад по географии на тему Работа с картой на уроках географии

Цели:Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.

Слайд 1Работа с картой на уроках географии
Габдрахманова Венера г.Уфа ГБОУ УКШИ №

28
Работа с картой на уроках географии Габдрахманова Венера г.Уфа ГБОУ УКШИ № 28

Слайд 2Цели:
Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться

ими в повседневной практике.
Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.
Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.

Цели:Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.Формирование практических умений

Слайд 3три основные группы картографических знаний:
1) группа компонентов первого порядка
-картографические представления
- картографические понятия
-картографические

умения и навыки
2) группа компонентов второго порядка
 "картографические умения и навыки»
 чтение карты
картографические умения и навыки
картосоставительские умения и навыки.

три основные группы картографических знаний:1) группа компонентов первого порядка-картографические представления- картографические понятия-картографические умения и навыки 2) группа компонентов

Слайд 4  Структура картографических знаний
Картографические представления
(навыки картографические представления о размещении и взаиморасположении предметов

и явлений на карте)
Картографические понятия
(Общее понятие о географической карте, различных типах карт, масштабе, градусной сетке, различных способах изображения географических объектов и явлений на карт)
Картографические умения и навыки
-определение и измерение по карте расстояний, направлений
- ориентирование по карте в размещении
- взаиморасположении географических объектов и явлений
-определение по карте высот и глубин
-определение направлений и географических координат на карте в градусах и километрах


  Структура картографических знаний Картографические представления(навыки картографические представления о размещении и взаиморасположении предметов и явлений на карте)Картографические

Слайд 5 Чтение карты
Расшифровка символики карты (чтение легенды)
Распознание объектов по условным знакам
Воспроизведение названия

и описание внешних признаков объектов (номенклатура)
Выявление способов изображения объектов и явлений на картах различного содержания. Их анализ
Составление описания по карте единичных географических объектов
Определение географического положения объекта на карте
Определение смены природных компонентов по меридианам и параллелям, от подножия гор к вершинам
Составление сравнительных характеристик географических объектов и явлений
Установление связей, взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными объектами и географическими явлениями
Установление основных черт компонентов природы, природных комплексов
Составление комплексной характеристики территории
Определение закономерностей размещения явлений
Составление описаний и характеристик отдельных территорий (государств, экономических районов)
Составление картосхем
Нанесение отдельных объектов и явлений на контурную карту
Составление карт различного содержания на основе контурной карты

Чтение карты Расшифровка символики карты (чтение легенды)Распознание объектов по условным знакамВоспроизведение названия и

Слайд 6Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний
Прочитай название карты.
Ознакомься с

легендой карты.
Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Приемы работы с картографическими пособиями как источником знанийПрочитай название карты.Ознакомься с легендой карты.Найди, обозначенные в легенде объекты

Слайд 7Пример описания гор:
В какой части материка расположены горы?
В каком направлении вытянуты

горы?
Какова их протяженность?
Какова наибольшая высота?
Где расположены наивысшие точки гор?
В чем особенности горных хребтов?
К какому типу гор они относятся?

Пример описания гор:В какой части материка расположены горы?В каком направлении вытянуты горы?Какова их протяженность?Какова наибольшая высота?Где расположены

Слайд 8 Система заданий по описанию географических объектов включает:
описание отдельных объектов,
описание отдельных

территорий
комплексное описание ПТК
экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.

Система заданий по описанию географических объектов включает:  описание отдельных объектов,описание отдельных территорийкомплексное

Слайд 9Общие правила использования карт в обучении
ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕХ УРОКОВ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ ЦЕЛЕСООБРАЗНО И НЕОБХОДИМО НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ НЕОБХОДИМО ОБУЧАТЬ ПРИЕМАМ РАБОТЫ СО ВСЕМИ ТИПАМИ КАРТ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ОДНОЙ КАРТЫ К ДРУГОЙ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПРИЕМСТВЕННОСТЬ
РАБОТУ С НАСТЕННОЙ КАРТОЙ ВЕДЕТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО С НАСТОЛЬНОЙ
ПОСТОЯННАЯ РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ
Общие правила использования карт в обучении ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕХ УРОКОВ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ ЦЕЛЕСООБРАЗНО И

Слайд 10 прием сравнения общие правила:
Выбери объекты для сравнения.
Отбери необходимые карты.
Определи отличительные признаки, по

которым будешь проводить сравнение.
Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
Объясни причины различий и сходства.
прием сравнения общие правила: Выбери объекты для сравнения.Отбери необходимые карты.Определи

Слайд 11план последовательного извлечения информации из карт.способы действий
Определите, какую часть территории страны

занимает каждая из экономических зон.
Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.
план последовательного извлечения информации из карт.способы действийОпределите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.Выявите, приходящуюся

Слайд 13Вывод:
Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках

географии.
1. Определить в программе систему практических работ по картам.
Необходимо выявить:
какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии
как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию "языка" карт различного содержания
какие практические работы предусматривают постепенное повторение и расширение навыков чтения карт различного содержания
какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного описания природы, характеристики отдельных территорий и районов, используя прием наложения карт.
В процессе работы задания подбираются такие, которые постепенно усложняют работу с картами от класса к классу.
2. Упражнения в методических приемах первого ознакомления учащихся с картой.
Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.
3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз. Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).
 

Вывод: Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии.1. Определить в программе систему

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть