Слайд 1ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПРИ ОВЛАДЕНИИ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ
ГЕОГРАФИИ
Учитель географии МАОУ «СОШ№131»
Фунтова С.А.
понимать – то же,
что совсем не читать.
Я.Коменский
Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Овладение навыками смыслового чтения, значит:
ФГОС включает в освоение
основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента
● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
● определение основной и второстепенной информации,
● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
● понимание и адекватная оценка языка СМИ, что помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.
Слайд 4Чтение - метапредметный навык, составляющие его части находятся в структуре всех
УУД:
личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Слайд 5Уровни работы с текстом:
1. Воспроизведение:
– комментированное чтение;
– нахождение сведений.
2. Анализ:
– выделение
основной мысли;
– определение значения терминов;
- составление плана, вопросов, тезисов, таблиц, схем, диаграмм (преобразование информации из текста в графическую и наоборот);
– поиск причинно-следственных связей;
– выводы на основе информации из текста
3. Творчество:
– иллюстрирование;
– рецензирование.
Слайд 6Приемы работы с текстом на уроках географии.
Проблемно – поисковый приём
Составление
кластеров
Развернутые и простые вопросы
Выглядит так, звучит так
Ориентиры представления
«Верные» и «неверные» утверждения.
Слайд 7Проблемно – поисковый приём
Жизнь и хозяйственная деятельность людей неразрывно связаны
с природой. Люди все активнее вовлекают ее в хозяйственный оборот.
О чём говорится в тексте?
Какой у вас возникает вопрос?
Сформулируйте темы урока.
Определите цели урока.
Как можно добиться
поставленной цели?
Слайд 8Составление кластеров.
При чтении какого – либо текста ребята учатся составлять кластеры,
то есть смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке, они могут применяться на любом этапе урока . Данная система охватывает очень большую информацию , они могут быть как очень простыми так и достаточно сложными. Например, при изучении темы: «Виды равнин» ребята могут составить кластер.
Слайд 9Простые и развернутые вопросы
Учитель дает задания учащихся прочитать текст
и придумать простые и развернутые вопросы
Простые вопросы кто, что когда, может будет , могли, как звали и т.д
Развернутые вопросы объясни, почему, в чём различие, докажи….
При применении этого приёма формируются умения ставить к тексту вопросы разной направленности;
- отвечать на вопросы, строить ответы, в том числе и развёрнутые;
- объяснять значение незнакомых слов и понятий (работа со словарем, терминологическим аппаратом учебника, Интернет – ресурсами, что обеспечивает формирование умения вести поиск нового знания из источника);
- работать с информацией – извлекать и толковать подтекстовую («междустрочную» или «скрытую») информацию, перерабатывать её (выделять причины и следствия)
-уметь организовывать свою деятельность по алгоритму и т. д., коммуникативные - овладевать приёмами монологической и диалогической речи и т.д.
Слайд 10Выглядит так, звучит так
Приём направлен на присвоение понятий на стадии
вызова учащимся предлагается записать зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, а затем найти это понятие в тексте. Формируются так же несколько видов УУД.
Например, при знакомстве с понятием ветер, можно дать послушать шум ветра, дети записывают ассоциации, а затем формулируют понятие, это понятие находим в тексте, и сравнивает его с нашими ассоциациями.
Понимать переносный смысл выражений, понимать и обороты употреблять речи, давать понятия
Слайд 11 Ориентиры представления
Прочитайте ориентиры и отметье + или - до чтения
и после чтения Если ваш ответ изменился объясните почему это произошло.
Ученик учиться отбирать необходимую информацию, делать предположения, подтверждать гипотезы
Слайд 12 Верные и неверные утверждения.
1. Целью экспедиции С. Дежнева было открытие
северной оконечности России
2. В. Атласов совершил путешествие на Камчатку, произведя ее подробное описание.
3. В середине 17 века В.Поярков и Е. Хабаров разными путями вышли к Амуру.
4. Первый отечественный географический атлас «Чертежная книга Сибири» был создан В. Н. Татищевым.
5. Семенов – Тян-Шанский, выдающийся русский географ, создатель 12 томов «Живописная Россия»
Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся попробовать на них ответить, аргументируя своё предположение. После этого учащимся предлагается прочитать текст и найти подтверждение своим ответам.
Ученик учиться выдвигать гипотезы о связях и закономерностях , событиях, подтверждать гипотезы на основе прочитанного текста. Это задание способствует формированию навыков смыслового текста, а так же личностных, познавательных, коммуникативных УУД.
Слайд 13Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не
всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться! Ф. Тютчев