Презентация, доклад по географии на тему Праздник весны у ненцев (8 класс)

Вороний день "Вурна хатл" (хант.), "Урна-эква хотал" (манс.) -Варнэ яля (ненец.) -- день прихода весны, традиционно праздновавшийся в день прилёта ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье Пресвятой Богородицы, что связано, по-видимому, с христианизацией

Слайд 1Вороний день у ненцев
Подготовила педагог-организатор
Костюкевич Лариса Ивановна

Вороний день у ненцевПодготовила педагог-организатор Костюкевич Лариса Ивановна

Слайд 2
Вороний день "Вурна хатл" (хант.), "Урна-эква хотал" (манс.) -Варнэ яля (ненец.)

-- день прихода весны, традиционно праздновавшийся в день прилёта ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье Пресвятой Богородицы, что связано, по-видимому, с христианизацией края. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных посёлках ХМАО. В Ханты-Мансийске празднование проходит в этнографическом музее под открытым небом "Торум-Маа".
В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калташ-эквой, помогающей при родах, или Торум-эви, небесной Девой-Матерью, принимающей облик вороны. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весенне поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица плакатами.
На краю деревни совершали поры (бескровное жервоприношение): ставили стол, а на него - жертвенную пищу для ворон. На берёзы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. На Казыме этому дню готовили  оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: "Не троньте наших оленей и оленят". На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо убитого на охоте оленёнка, чтобы весной приготовить праздничное блюдо для детей.
В преданиях ханты и манси вороны выступают покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (стружка из мягкой древесины, которые насыпались в детскую люльку) обычно складивали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои лапки. А когда улетала в тёплые края, то пролетая над селением, приговаривала: "Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где лапки свои погреть". Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, потому что всегда радуется рождению детей.

Вороний день

Слайд 3
07.04 "7 апреля - Вороний день - праздник весны, любви и

встреч"
 
Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 – мет хатл.»
С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Ямальском Севере. Ворона – символ жизни, вестница весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое – то затяжная.
В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. У чума уже выставлены скульптуры добрых духов, их во время праздника угостят кровью жертвенного оленя. Принося в жертву оленя богам, они тем самым просят у них понимания, милости и благополучия. Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства.
07.04

Слайд 4Вороний день – это древний хантыйский праздник, на который собираются люди

со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели – мужчины, к березе – женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь к «туруму» и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.
В вороньей песне, записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся!» По верованиям ханты за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось беды. Ханты считают, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка, желает продолжения их роду и здоровья детям на многие годы. Существует предание о споре вороны с халеем. «Однажды халей сказал: «Пусть человек умирает!». А ворона ему ответила: «Нет! Человек не умрет! Я буду прилетать весной со связкой калачей и спасать его. Пусть только он бросает мне горсть древесных стружек из люльки своего ребенка. Я в них погрею свои лапки»».  Поэтому в Вороний день принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать вороне.
Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила тундровиков о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот – пусть родится больше здоровых, умных детей, а важенки подарят хозяевам стад хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч.


Вороний день – это древний хантыйский праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства,

Слайд 5Вороний день.
Вороний день – старинный традиционный праздник северных народов ханты и

манси. Ворона у этих народов – священная птица, символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. Кроме того, ворона – особая покровительница женщин и детей. Раньше девушки хранили деревянные фигурки вороны, вырезанные отцом или братом, и брали их с собой, выходя замуж. Мох, на котором сидела ворона, стелили детям: считалось, что это приносит ребенку здоровье и благополучие. По старинному поверью, ворона, прилетев с юга в холодный край, греет лапки в древесных стружках. А у северных народов было принято класть мягкие стружки под постель ребенка, в колыбель, так вот эти стружки оставляли потом на окраине села для вороны. В наше время праздник День Вороны возрождается, люди вспоминают древние обычаи и обряды и восстанавливают их. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.
В праздничный день ворона «приносит подарки» ребятишкам. Выйдя на улицу, дети находят висящие на ветках березы связки калачей, а калач – символ солнца.
Смысл праздника Вороний день – почитание священной птицы, а также - общение родных и близких людей, живущих далеко друг от друга. Это праздник любви и встреч. Люди собираются со всей округи, приносят угощение. Накрываются столы, на которых непременно присутствуют каша и чай. Принято подходить к священным деревьям (мужчины подходят к ели, а женщины – к березе) и привязывать к веткам цветные лоскутки ткани с завернутыми монетами.
На празднике люди танцуют, изображая весеннее поведение птицы. У этих танцев существует магическое значение, связанное с рождением детей. Похожие обычаи и ритуалы есть у других народов России: у башкир, удмуртов, коми. У некоторых народностей есть весенние женские и детские праздники, похожие по смыслу и деталям на Вороний день.
Для Дня Вороны существуют приметы и правила поведения. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Примечают: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная. Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.
Вороний день.Вороний день – старинный традиционный праздник северных народов ханты и манси. Ворона у этих народов –

Слайд 6
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть