Слайд 2
1.Ежегодно повторяющийся (обычно весной) продолжительный подъём уровня воды в реке -
это
а) прилив
б) отлив
в) половодье
Слайд 3
2. Речная система - это
а) главная река со своими притоками
б) площадь,
с которой река собирает воду
в) место впадения реки в море
Слайд 43.Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются:
а) водоупорными
б) водопроницаемыми
в) грунтовыми
Слайд 5
4.Укажите условия, при которых образуются подземные воды:
а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все
ответы верны
Слайд 6
5. Река - это
а) поток воды, текущий в углублении
б) искусственный водоём
в)
сильно увлажнённый участок земной поверхности
Слайд 76. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку,
называется:
а) речной долиной
б) бассейном реки
в) водоразделом
Слайд 8
7. Пороги образуются, если:
а) русло реки сложено осадочными породами
б) твёрдые породы
выходят на поверхность
в) если река является равнинной
Слайд 9
8. Внезапный и кратковременный подъём уровня воды в реке – это:
а)
межень
б) паводок
в) половодье
Слайд 10
9. Начало реки называется:
а) исток
б) бассейн
а) устье
Слайд 11
10. Место впадения реки в море называется:
а) исток
б) устье
в) приток
Слайд 13Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки.
Цветные
свои, примеряя косынки,
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звезды – все в нем отражается
Как это зеркало называется?
Слайд 14Картинная галерея
И.И.Левитан (1830-1875)
Слайд 19
Лимнология – наука об озёрах.
Институт лимнологии
Цели урока:
1. Что такое озеро.
2. Как образуются озёра.
3. Виды озёр.
4. Многообразие озёр.
5. Болота, пруды, водохранилища.
Слайд 22Озеро – замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Слайд 23Озёрные котловины – это природные углубления, в которых находятся озёра.
Слайд 25Типы озёрных котловин
Лаборатория 1
Слайд 26Типы озёрных котловин
Лаборатория 2
Слайд 27Типы озёрных котловин
Лаборатория 3
Слайд 28старицы
ледниковые
тектонические
вулканические
запрудные
Типы озёрных котловин
остаточные
карстовые
Слайд 35Остаточные озёра.
Каспийское море-озёро
Слайд 38
Распределите озёра по материкам:
I лаборатория – озёра Евразии и Австралии.
II лаборатория
– озёра Африки.
III лаборатория – озёра Северной и Южной Америки.
Слайд 39
Озёра Евразии:
озеро Байкал
Каспийское море – озеро
Озёра Австралии:
озеро Эйр - Норт
Слайд 40
Озёра Африки:
- озёро Чад
- озеро Виктория
- озеро Танганьика
- озеро Ньяса
Слайд 41Озёра Северной и Южной Америки
Северная Америка:
озеро Гурон
озеро Верхнее
озеро Мичиган
Южная Америка:
озеро Титикака
Слайд 42Байкал -
это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, природная
святыня не только россиян, но и всего человечества.
Слайд 43
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьётся о выступы скал
Сердце
нашей Сибири – Байкал.
А. И. Полежаев.
Байкал
Слайд 44Уникальность Байкала в том, что…
Слайд 50
Озёра Тульской области (типы):
пойменные (озёра – старицы);
карстовые озёра.
Слайд 51
Определить названия озёр по их географическим координатам:
Лаборатория 1:
1. 1° ю. ш.,
32 в. д.
2. 53° с. ш., 107 в. д.
3. 15° ю. ш., 69 з. д.
Лаборатория 2:
1. 47° с. ш., 87 з. д.
2. 28° ю. ш., 137 в.д.
3. 5° ю. ш., 29 в. д.
Лаборатория 3:
1. 13° с. ш., 14 в. д.
2. 11° ю. ш., 34 в.д.
3. 42° с. ш., 51 в. д.
Слайд 52
Определить названия озёр по их географическим координатам:
Лаборатория 1:
1. 3° ю. ш.,
33 в. д. – озеро Виктория
2. 53° с. ш., 105 в. д. – озеро Байкал
3. 16° ю. ш., 68 з. д. – озеро Титикака
Слайд 53
Определить названия озёр по их географическим координатам:
Лаборатория 2:
1. 48° с.
ш., 88 з. д. – озеро Верхнее
2. 28° ю. ш., 137 в.д. – озеро Эйр - Норт
3. 7° ю. ш., 30 в. д. – озеро Танганьика
Слайд 54
Определить названия озёр по их географическим координатам:
Лаборатория 3:
1. 7° ю.
ш., 30 в. д. – озеро Танганьика
2. 15° ю. ш., 35 в.д. – озеро Ньяса
3. 40° с. ш., 52 в. д. - Каспийское море - озеро
Слайд 59Лаборатория I.
Составить кроссворд с ключевым словом «озеро»
Лаборатория II.
Работа с
Атласом. Страница 97. Задание. Пользуясь Атласом, определите, сточными или бессточными являются озёра:
а) Виктория,
б) Верхнее,
в) Ладожское,
г) Балхаш;
д) Чад.
Лаборатория III.
Составить тест по теме Озёра (пять вопросов).
Слайд 60 Повторение изученного материала
На какие типы
делятся озёра?
Какие
озёра
вы знаете?
Какие термины
узнали ?
Какие есть типы
озёрных котловин ?
Слайд 611. Своей работой на уроке я….
2. Урок показался мне…
3.
Я узнал, что...
4. Мне понравилось…
5. Мне было трудно...
6. Моё настроение на уроке…
Слайд 62Домашнее задание:
Уровень «Ученик» - параграф 24, стр.98 вопросы 1-4
устно.
Задания по выбору:
Уровень «Студент» - подготовить сообщение «Уникальные, необычные озёра Земли».
Уровень «Доцент» - составить презентацию об озёрах.
Уровень «Профессор» - составить вопросы викторины об озёрах.