Слайд 1кроссворд
Имя путешественника, который впервые совершил кругосветное плавание?
Кто открыл Америку.
Дж. Кук доказал,
что это самостоятельный материк.
Какой русский мореплаватель открыли Антарктиду?
На каких островах погиб Ф. Магеллан?
Кто первым побывал на материке Австралия?
Слайд 3Открытия русских путешественников
Цель урока: познакомиться с вкладом русских путешественников и землепроходцев
в исследование территории России
Слайд 4Что мы знаем о русских путешественниках?
Слайд 5«Богатство сибирской земли звало-манило людей в глубь этого, казалось, нескончаемого края.
Но что же это за богатство? Чего ради шли с опасностью для жизни отряд за отрядом?
В те времена самым главным богатством была «мягкая рухлядь» - меха. Дороже белки, куницы, бобра ценился нежный мех ловкого хищника соболя. Десятки тысяч зверьков убивали ежегодно, а их шкурки доставлялись в Москву в царскую казну.
Шились царю и его приближенным собольи шубы и шапки. Из-за границы в обмен на собольи шкурки доставлялись драгоценные диковинки, опять же для царской забавы.
И уходили в поисках добычи в глубь Сибири первопроходцы. Так были открыты огромные сибирские пространства».
Слайд 6Этапы работы над проектом
Проблема (цель)
Планирование
Поиск информации
Продукт (выводы)
Презентация(словесное представление)
Слайд 7Работа в группах
1 группа: «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами»
2
группа: «Путешествие Афанасия Никитина»
3 группа: «Поход Ермака»
4 группа: «Плавание С.И.Дежнёва»
5 группа: «Экспедиция Витуса Беринга»
6 группа: «Великая Северная экспедиция»
Слайд 81 группа: «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами»
Назовите первых исследователей
севера Европы и Азии?
Какие территории освоили новгородцы к XIIв.?
Какие острова первыми посетили поморы?
Используя карту России на форзаце учебника, подпиши эти острова на контурной карте.
Слайд 92 группа: «Путешествие Афанасия Никитина»
Кем был Афанасий Никитин?
Какое путешествие он совершил?
Сколько
лет длилось это путешествие?
Какие три моря пересёк А. Никитин? Как они назывались в древности?
Как называется книга где он описал свои впечатления от своего путешествия?
Афанасий Никитин в ходе своего путешествия в Индию преодолел три моря. Подпиши названия этих морей на контурной карте.
Слайд 10Хождение за три моря Афанасия Никитина
Слайд 113 группа: «Поход Ермака»
Прочитайте текст. Пользуясь материалом учебника с.36 найдите в
нем ошибку.
Казачий атаман, Ермак Тимофеевич, по приказу царя Ивана Грозного начал войну с жестоким сибирским ханом Кучумом. Войско Ермака перешло за Уральские горы и успешно продвигаясь на восток, атаковало татарские поселения, подчиняя хана власти русского царя. После одной из громких побед, Иван Грозный богато одарил казаков. Среди царских подарков, отправленных Ермаку в Сибирь, было сразу две кольчуги. Подарок этот пришелся как раз, кстати, Ермак, продолжая свой трудный поход, носил обе кольчуги (одну поверх другой) и днем и ночью. Однажды ночью хитрый Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Мужественно сопротивлявшийся атаман Ермак пытался переплыть реку Енисей, но был ранен и утонул, обременённый тяжелыми кольчугами. В результате похода Ермака Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства.
Каков итог похода Ермака?
Слайд 124 группа: «Плавание С. И. Дежнёва»
Прочитайте текст учебника на стр. 36
о походе С.И. Дежнёва.
Расскажите о плавании Дежнёва, пользуясь картой.
Что было открыто в результате плавания?
Слайд 145 группа: «Экспедиция Витуса Беринга»
Прочитайте текст учебника на стр.37 о плавании
Витуса Беринга.
Какова была цель экспедиции?
Что было открыто в результате экспедиции?
Слайд 166 группа: «Великая Северная экспедиция»
Прочитайте материал об экспедиции в учебнике (с.37).
Назовите
фамилии руководителей экспедиции. Чем закончилась экспедиция для Беринга и многих его товарищей?
Сколько лет длилась Великая Северная экспедиция?
Что было открыто в результате плавания?
Слайд 18Проверка усвоения нового материала
Догадайтесь, какое путешествие характеризуют следующие понятия:
А. Алеутские и
Командорские острова, шторм, неизвестный остров, гибель одного капитана, длилась почти 10 лет.
Б. Иртыш, казачий атаман, хан Кучум, кольчуга, открыт русский путь в Сибирь.
В. Пролив между Северной Америкой и Евразией, парусные суда, из устья Колымы к устью Анадыря, казак.
Г. Датский офицер, первая исследовательская экспедиция, Петр 1, составление точных карт России.
Слайд 19Вывод
Русские путешественники и землепроходцы внесли огромный вклад в освоение и преумножение
территории России
Слайд 20Проанализируй в учебнике рисунок 30 на странице 36 и установи соответствие
между цифрой и буквой:
Иван Москвитин
Владимир Атласов
Семён Дежнёв
Ерофей Хабаров
А) Первым побывал на полуострове Камчатка
Б) Исследовал берега реки Амур
В) Первым дошел до Охотского моря
Г) Открыл пролив между Европой и Северной Америкой
Слайд 21Домашнее задание
Повторить параграфы 5-7
Подготовиться к проверочной работе по теме «Как люди
открывали Землю»