Слайд 1Девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость:
«Не бойся, что не
знаешь, бойся, что не научишься».
Слайд 2 «Спросил на днях Иван-сосед у струйки, льющейся из крана: «
Откуда ты?»
-Вода в ответ: «Из Мирового океана».
Потом Иван гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. «Откуда ты?»- спросил росу.
- «Из Мирового океана».
На поле лёг туман седой. Сосед спросил и у тумана:» Откуда ты? Кто ты такой?
- «И я, дружок, из океана.»
«Ты, газировка, что шипишь?»
И из бурлящего стакана донёсся шёпот: « Знай Иван, и я пришла из океана».
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле. И в дождинке и в росинке нам откликнется всегда…..
Слайд 4Цели урока:
раскрыть особенности природы Атлантического и Индийского океанов;
сформировать представление об их
хозяйственном использовании;
Слайд 5Итак, океан зовёт нас в увлекательное путешествие. Мы с вами отправляемся
в кругосветное плавание.
Перед нами стоит непростая цель: переплыть океаны, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях, его единстве.
Каждый из вас будет вести судовой журнал (тетрадь).
Желаю вам успеха!
Слайд 6Наше путешествие начинается из порта с координатами
Широта: 47°18с.ш.
Долгота: 39°30 в.д.
Определите,
какой это порт?
Ответ «Крым»
Слайд 7Итак, дорогие друзья, в путь! Семь футов под килем!. (крутим штурвал)
Через Черное море, переплываем пролив Босфор, и вот мы в просторах Средиземного моря.
А впереди
Атлантический океан. Что вы знаете об этом океане? Вот и первая наша стоянка. В каком море мы находимся? (найдите ответ стр.242-243)
Слайд 8Атлантический океан! Необозримая водная равнина, Величественная водная гладь!
Из конца в
конец бороздят эти воды корабли всех стран, Под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушавшие страх мореплавателям, - мыс Горн и мыс Бурь!»
/Жуль Верн)
Слайд 9Практическая работа №6
Тема: Составление комплексной характеристики двух океанов
Цель: дать комплексную сравнительную
характеристику двух океанов.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, информация из компьютера.
Слайд 10Океан — наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.
Комплексная характеристика — определение
разносторонних особенностей объекта с целью его полной оценки.
Слайд 11ХОД РАБОТЫ
Задание 1.
Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные
источники информации, заполните таблицу
Слайд 13Впервые встречается в V веке до н. э. в трудах древнегреческого историка Геродота
, который писал, что «море со столбами Геракла называется Атланти́с (Ἀτλαντίς — Атлантида)». Название происходит от мифа об Атланте, титане, держащем на своих плечах небесный свод. Его называли «Западный океан», «Море Мрака». С середины XVII века единственным названием, стало Атлантический океан
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ
Слайд 14
Карта Атлантиды
из «Мундус Субтерануес» Р.А. Кирхера (1665 г.)
Слайд 15 Происхождение океана
(историческая справка)
В
середине мезозоя, примерно около 200 млн. лет назад Атлантического океана не существовало.
В те времена Америка, Африка и , возможно, Антарктида составляли единый материк, а на месте Карибского моря была суша.
Около 200 млн .лет назад
Слайд 16В юрское время материк раскололся под воздействием внутренних сил земли на
отдельные плиты. Они начали движение в обе стороны от осевого раскола.
В настоящее время
135 млн лет назад
Слайд 17История
исследования океана
Эйрик Торвальдсон Парусная ладья викингов
Слайд 18Эпоха Великих
географических открытий
Слайд 19И вот мы уже плывем по Атлантическому океану, но здесь очень
сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания промокла! Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…
Слайд 21Взаимодействие океана, атмосферы и суши
Гольфстрим — крупное морское течение в Атлантическом
океане. Благодаря его теплым водам европейские государства, расположенные на берегах океана, имеют более мягкий климат, нежели без него. Мощность течения впечатляющая. Расход воды в секунду больше чем во всех реках планеты и составляет 50 миллионов куб. м. Тепла в Гольфстриме столько, сколько выделяло бы 1 миллион атомных электростанций.
Слайд 22Течения выносят айсберги в открытый океан до 400 с.ш. Эти районы
Атлантики опасны для судоходства.
«Тита́ник» (RMS Titanic) — крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и затонул в 2 часа 20 минут ночи следующих суток — через 2 часа 40 минут после столкновения. На борту находилось 1309 пассажиров и 898 членов экипажа, всего 2207 человека. Из них спаслись 712
Слайд 23Бермудский треугольник
Район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения
морских и воздушных судов.
Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы.
Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским.
Слайд 24Саргассово море
Саргассовы водоросли
Большие скопления плавучей бурой водоросли — саргассы, в пределах моря
её запас оценивается в 4—11 млн тонн.
Слайд 27Хозяйственная деятельность
в Атлантическом океане
Транспортные
пути
Рыбный промысел
Добыча
полезных ископаемых
Рекреационные ресурсы
Слайд 29Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon— авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в
80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе
Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров
Слайд 34Огромный океан неведомого
Окружает нас
И чем больше мы знаем,
Тем больше загадок задаёт
нам природа.
/Обручев В. А. /
Слайд 35Индийский океан был первым океаном, который открыли. Ранее он назывался Восточным.
Слайд 36ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло на обратном
пути из Китая прошёл через Индийский океан, посетив Суматру, Индию, Цейлон.
Слайд 37Бартоломео Диаш в поисках морского маршрута в Индию 1488 г. первым
из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Бурь (Доброй Надежды) и вышел в Индийский океан. Через 13 лет здесь же разыгралась страшная буря, и корабль Диаша пропал без вести вместе со своим капитаном
Ва́ско да Га́ма (Vasco da Gama, 1460-1524) — известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.
Слайд 39Гигантская тридакна (Tridacna gigas)
Имеет раковину, длина которой иногда достигает 2метров.
Вес
400 килограммов. В старину ныряльщики боялись тридакн: верили, что она может раздавить человека своими «челюстями» или утопить его, ухватив за ногу или руку. Отсюда пошло другое название моллюска — «ловушка смерти».
Слайд 40В прибрежных водах ведется рыболовный промысел (тунец, корифена, кальмары, лангусты и
др.)
На шельфе ведется добыча нефти
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 41В северной части океана проходят основные транспортные пути. Важнейший – Суэцкий
канал
Популярные туристические
маршруты.
о. Шри-Ланка
Слайд 42ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Индийский океан занимает второе место по нефтяному загрязнению..
перелов морепродуктов
потепление вод
Индийского океана, которое угрожает Африке голодом.
Загрязнение тяжелыми металлами: ртуть, свинец попадают в воды океана с речными стоками, медь, цинк, хром накапливаются в морских организмах и меняют физико-химическое состояние воды.
Слайд 43На Мадагаскаре растет 740 видов орхидей, водится 6000 видов жуков, 147
видов птиц, 35 видов лемуров невиданного разнообразия достигают хамелеоны.
МАДАГАСКАР
Слайд 48Мы продолжаем путешествие. Но где же капитан Врунгель спрятал клад? А
вот, кажется, подсказка.
Юнги, что это? Течение принесло нам письмо. Это послание от капитана Врунгеля!
Слайд 49«Попробуй остров Врунгеля найти,
Название острова откроется тому,
Кто знает: что, зачем и
почему.
Кроссворд морской ты отгадай
И к кладу свой корабль направляй!
Слайд 50Задание «Морские открытия»
На доске кроссворд. Слово, зашифрованное в вертикальной строке, и
есть название острова. Кто первый отгадает название острова, тот первым найдет клад!
Слайд 511.Кто из европейцев эпохи Средневековья первым проплыл по Индийскому океану?
М
А Р К О П О Л О
Слайд 522.Теплое течение второго по величине океана Земли, проходящее близ восточного побережья
большого материка Западного полушария.
2. Г О Л Ь Ф С Т Р И М
Слайд 533.Пролив, соединяющий Тихий океан с самым маленьким океаном Земли, носит имя
мореплавателя, участника Великой Северной экспедиции, хотя первенство открытия этого пролива принадлежит не ему.
3. Б Е Р И Н Г О В
Слайд 544.Холодное течение первого по величине океана, проходящее близ южной части западного
побережья Южной Америки.
4. П Е Р У А Н С К О Е
Слайд 555.Он не только пересек Тихий океан, совершив второе кругосветное плаванье (1577-1580),
но и открыл самый широкий на Земле пролив.
5.Д Р Е Й К А
Слайд 566.Первооткрыватель Северного полюса, проплывший через Северный Ледовитый океан из Западной Европы
в Восточную Азию
6.А М У Н Д С Е Н
Слайд 57Задание 2.(практической работы)
Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом
положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.
Слайд 58РЕФЛЕКСИЯ
Самый глубокий
(Тихий)
Самый пресный
(Сев. Ледовитый)
Слайд 59Самая глубокая впадина
(Тихий)
Самый мелкий
(Сев. Ледовитый)
Слайд 60Самый крупный остро
(Атлантический)
Море без берегов
(Атлантический)
“Титаник”
(Атлантический)
Слайд 61Нефть Персидского залива
(Индийский)
Незамерзающий порт Мурманск
(Северный Ледовитый)
Самое соленое море
(Индийский)
Слайд 62Вы уже догадались, что те кто поднял красный флаг на мачтах
своих кораблей получают пять за урок.
Те, у кого зелёный флаг – оценка четыре. У кого жёлтый флаг – постараются и достроят свой флот на следующих уроках.
Слайд 63Д/З
ВСЕМ- П.22 чит, пересказ, задание №8стр.85
По желанию - подг. сообщение о
Лавразии и Гондване