Слайд 1Численность и воспроизводство
Население России
Слайд 2Человек – высшая
ценность на Земле.
Люди участвуют в
освоении природных
ресурсов и произво-
дят
материальные и духовные ценности.
Без человека нет экономики страны.
Слайд 3Переписи населения
- Как изменилась численность населения с 2002 года по 2010
гг?
Слайд 4Результаты переписи 2010 года
По переписи 2010 года число женщин составило 76
млн 700,2 тыс человек.
Число мужчин – 66 млн 205 тыс человек.
Слайд 5Численность населения в Мышкинском МР
По результатам Всесоюзной переписи населения 2010 года
численность населения в Мышкинском МР составляет 10329 человек,
из них 4779 мужчин 5550 женщин. В городе проживает 5932 человек, на селе 4397 человек. В Охотинском сельском поселении проживает 855 человек, в Приволжском – 3542 человека.
Слайд 6
По сравнению с переписью 2002 года население Мышкинского муниципального района снизилось
на 13,1 %. В целом по области население сократилось на 7 % (а городах на 6, в сельской местности – на 13 % )
Слайд 7Численность населения России с 1897 по 2002 гг
В какие годы кривая
линия резко изменяла свой ход?
Почему?
Слайд 8Основные понятия
Демографический кризис – резкое уменьшение численности населения. Это результат превышения
смертности над рождаемостью.
Рождаемость – количество родившихся на 1000 жителей в год.
Смертность – количество умерших на 1000 жителей в год
Слайд 9«Демографическое эхо»
Затем последовало так называемое «демографическое эхо войны»: в 70-е годы
рождались дети у тех, кто должен был родиться во время войны. Так как во время войны рождалось людей мало, то и их детей тоже оказалось мало. Это так называемое демографическое эхо, оно представляется в виде некоторых волн, которые со временем затухают.
Слайд 10«Демографическое эхо»
Затем имел место известный кризис 1990-х гг., за которым последовало
обвальное сокращение числа рождений: кто уже вступили в брак — рождали меньше детей, те, кто не успел вступить в брак — откладывали вступление в брак. Число рождений в России в 1990-х гг. сократилось почти в два раза. В последние годы заметна начинающаяся тенденция к росту числа рождений, что связано как с положительным эхом демографической политики 1980-х гг., так и с известными мерами в области демографической политики.
Слайд 11Фактическая и гипотетическая (при отсутствии демографических кризисов)
Численность населения на территории современной
России (1900-2000гг)
Определите, когда начался резкий разрыв в показателях фактической и гипо
тетической численности населения России?
Слайд 12Воспроизводство населения
Воспроизводство населения – это «процесс производства людей людьми», процесс непрерывной
смены поколений.
Воспроизводство можно заменить понятием естественное движение населения. Естественное движение
включает: рождаемость и смертность (а также процессы брачности и разводимости). Их можно измерять в абсолютных и относительных показателях.
Слайд 13Абсолютные показатели
Используя абсолютные показатели, сравнивают общее число родившихся и умерших за
год. Разность между ними называется естественным приростом (ЕП). Его можно выразить формулой: ЕП= Р – С, то есть естественный прирост – это рождаемость минус смертность.
Слайд 14Относительные показатели
Однако в последние десятилетия во многих развитых странах рождаемость равна
смертности или смертность превышает рождаемость.
Р = С или Р < С. Поэтому вместо термина «естественный прирост» употребляют термин «сальдо естественного движения населения».
Относительные показатели рассчитываются в промилле, то есть как число родившихся или умерших на 1000 жителей.
Работа с графиком на странице 241 учебника.
Слайд 15Типы воспроизводства населения
Переход от одного типа к другому называется демографическим
Переходом или
демографической революцией.
Слайд 17Характер воспроизводства населения (возобновления)
Характер воспроизводства населения влияет на изменение численности населения.
Он определяет соотношение численности поколения детей и родителей.
В каком случае будет прирост населения?
Семья: мама, папа, двое детей.
Мама, папа, один ребёнок.
Мама, папа, много детей.
Слайд 18
Домашнее задание
Читать параграф 39, отвечать на вопросы, выучить термины, вопрос 5
– письменно.