Слайд 2Федосеевская игрушка
(д. Федосеево Нижегородской обл.)
Слайд 3Федосеево — еще один центр нижегородских игрушек. Он находится недалеко от
города Семенова, известного токарными изделиями и знаменитой хохломской росписью. С давних пор делали федосеевцы деревянные ложки. А в конце прошлого века вдруг занялись топорно-щепной игрушкой. Начали они делать, во-первых, мебель для кукол. Это были не только расписные столы и стульчики, кресла и диваны, но и буфеты с настоящим зеркальцем. Да еще и предметы кукольного обихода: корыта, топоры, вальки для белья.
Но это не все. Стали федосеевцы делать уж вовсе необычную для народных промыслов игрушку — техническую. Это были колесные пароходы» сани, повозки и даже новинки городского транспорта: паровозы, самолеты, автомобили, трамвайные вагончики, велосипеды. Сделаны они были на совесть — ладно сколочены из дощечек, планок, лучинок.
Сначала игрушки расписывались, как до этого ложки: гусиным пером и сажей рисовали цветы, птиц, людей и расцвечивали их зеленым кроном и красным суриком. Позднее придумали другой способ украшения. Стали окунать свои игрушки в ярко-желтую анилиновую краску, а потом уж наносить узор — лиловые завитки цветов и листьев закрашивали красным и зеленым фуксином. Игрушки получались яркими, веселыми. Недаром их в народе назвали «балясами», что означает — шутливые, забавные.
Слайд 4Жостовская роспись
(Жостово, Московская обл.)
Слайд 5В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов
сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Слайд 6Ростовская финифть
(Ростов, Ярославская обл.)
Слайд 7Ростовская финифть в современном понимании – это художественное произведение, написанное в
технике миниатюрной живописи по эмали. Это может быть икона, портрет, пейзаж или натюрморт, кроме того, финифтью украшают церковную утварь, ювелирные изделия, предметы домашнего быта.
Финифть представляет собой стекловидную массу (эмаль), наплавленную на выкованную особым образом металлическую пластину и расписанную надглазурными красками. Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-900 градусов по Цельсию. Ростовская финифть – самая долговечная из технологий изобразительного искусства. Как и любые изделия из эмали, она чрезвычайно стойка к влиянию времени. Примером тому могут послужить самые ранние из найденных археологами эмалей. На протяжении трёх тысячелетий они сохраняют свой первозданный вид.
Слайд 9Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы
(хлопчатобумажной, шёлковой и др.).
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России.
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии.
Слайд 11Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид
русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Слайд 13Ивановские ситцы -
название ситцев, которые выпускали предприятия большого села Иваново (ныне
г. Иваново) с прилегающими к нему селами: Шуя, Кохма, Тейково и г. Александрова бывшей Владимирской губернии. Для лучших образцов характерны изящество рисунка, изысканность и декоративность цветного решения. Главным достоинством текстильного рисунка считалась тончайшая проработка деталей, прорисовка всех элементов узора.
Слайд 14Дятьковский хрусталь
(г. Дятьково, Брянская обл.)
Слайд 15
Дятьковское хрустальное производство существует более 200 лет и имеет богатую историю.
Завод
основан в 1790 году известными Русскими промышленниками Мальцовыми. Разнообразный ассортимент от самых простых обиходных предметов - стаканов, рюмок, бокалов, графинов, вазочек - до многопредметных сервизов и уникальных деталей архитектурного убранства, широко известен и очень популярен в России и за ее пределами.
Слайд 16Каслинское литьё
(г. Касли, Челябинская обл.)
Слайд 17Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного
искусства, изделия для архитектуры) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли Челябинской области, Россия.
Слайд 18Уральские камнерезные промыслы
(г. Кунгур Пермского края)
Слайд 19Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов,
зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства - города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.
Слайд 20Вологодское кружево
(г. Вологда)
Слайд 21Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках);
распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.
Слайд 22Поделки из кости
(с. Холмогоры Архангельской обл.)
Слайд 23Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся
и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.
Слайд 24Ювелирные изделия
«Северная Чернь»
(г. Великий Устюг)
Слайд 25Великоустюжское чернение по серебру - русский народный художественный промысел, сложился в
XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).
Слайд 26Палехская миниатюра
(с. Палех Ивановской обл.)
Слайд 27Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда
Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Слайд 29Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник
в заречной слободе Дымково, близ города Вятки. Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.
Слайд 30Тарусская вышивка
(г. Таруса Калужской обл.)
Слайд 31Таруса славится своей неповторимой вышивкой. Ее отличают особая выразительность и декоративность,
лаконизм и законченность форм. Яркий, насыщенный колорит, многоцветные узоры тарусской вышивки производят праздничное впечатление. Для расцветки узоров применяются красные, зеленые, синие и желтые нитки.