Презентация, доклад по географии на тему Культура, быт и традиции оленьих людей

Презентация на тему Презентация по географии на тему Культура, быт и традиции оленьих людей, предмет презентации: География. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 18 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Культура, быт и праздники «оленьих людей»Выполнил учитель географииМОУ Первомайская СОШ №3Козловская Марина Геннадьевна
Текст слайда:

Культура, быт и праздники «оленьих людей»

Выполнил учитель географии
МОУ Первомайская СОШ №3
Козловская Марина Геннадьевна


Слайд 3
Численность - 30163 человека.Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.Расселение - Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский,
Текст слайда:

Численность - 30163 человека.
Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.
Расселение - Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Приморский и Забайкальский края, Иркутская,, Амурская, Томская, Тюменская и Сахалинская области, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа.
В Забайкальском крае 1492 эвенка


Слайд 4
История расселенияНаиболее широко расселились в Средней и Восточной Сибири между правыми притоками Оби на западе и Охотским
Текст слайда:

История расселения

Наиболее широко расселились в Средней и Восточной Сибири между правыми притоками Оби на западе и Охотским побережьем и островом Сахалин на востоке, побережьем Северного Ледовитого океана на севере, Забайкальем и р. Амуром на юге. За пределами России, в Северо-Восточном Китае (в Маньчжурии, по отрогам Хингана) и в Монголии (верховья р. Иро и оз. Буир Hyp) живут примерно 20 тыс. эвенков. Самоназвание — эвэнк, эвэн. Местные группы называют себя также орочон — от р. Оро или от орон — «олень» (забайкальско-амурские), илэ — «человек» (катангские и верхнеленские), мата (олекминские), килэн (жители Охотского побережья) и др. В XIX — XX вв. они были известны как тунгусы.


Слайд 5
О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков
Текст слайда:

О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков н.э. Согласно китайским источникам, на рубеже н.э. в некоторые южные районы Большого Хингана продвинулось немногочисленное племя скотоводов (уваней), которые смешались с аборигенами Забайкалья и Приамурья — уральцами по языку, знавшими транспортное оленеводство. Периодически к уваням присоединялись новые выход­цы с юга, главным образом тюрки, а также группы чжурчжэней и монголов. В IX в. выход в Забайкалье тюркоязычных курыканов, южных предков якутов, дал первый толчок к расселению тунгусов по сибирской тайге на запад и восток от Байкала и на север по р. Лене.


Слайд 6
На территории Читинской области эвенки расселялись в основном в двух природно - климатических зонах: горно-таежной на севере
Текст слайда:

На территории Читинской области эвенки расселялись в основном в двух природно - климатических зонах: горно-таежной на севере и лесостепной на юге.


Слайд 7
Чум Место для чума выбиралось в нескольких метрах от старых
Текст слайда:

Чум

Место для чума выбиралось в нескольких метрах от старых "чумовищ". Три основные жерди "тургу" обязательно брались из остова чумов прошлых лет. "Тургу" в вершине соединялись развилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну из сторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которой пришли на стоянку. С этой же стороны ставили еще 2 "тургу", образующие дверной проем. За тем по кругу, двигаясь по солнцу, на равном расстоянии от центра, устанавливались остальные жерди каркаса "херам". Покрышка чума из выделанной сохатины (ровдуги) состоит из 4 нюков, разделенных на две полупокрышки: верхнюю "унэкэн" и нижнюю " элбэнэл". Покрытия начинались с нижней половины, натягиваясь плотно на остов слева направо ("как солнце ходит").


Слайд 8
Внутри чума вдоль его стен из соснового лапника устраивался плотный настил
Текст слайда:

Внутри чума вдоль его стен из соснового лапника устраивался плотный настил "хокто", на который раскладывали постели. Место очага в центральной части чума огораживалось уложенными "П" - образно бревнами. Справа и слева от входа (рядом со спальными местами хозяев) устанавливалась специальная жердь "чимка". К ней и стоящей напротив основной жерди "тургу" привязывалась горизонтальная жердь "икэптун", на которую на деревянных или железных крючьях подвешивался над костром котел.


Слайд 9
Типы оленеводства: эвенкийский - малооленный и орочонский - многооленный. В связи с расширением охотничьих угодий при сохранении
Текст слайда:

Типы оленеводства: эвенкийский - малооленный и орочонский - многооленный. В связи с расширением охотничьих угодий при сохранении традиционного пешего способа опромышления эвенки были вынуждены более интенсивно развивать оленеводство и широко использовать домашних оленей в качестве транспортного средства.


Слайд 10
Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» —
Текст слайда:

Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур. Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.  Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.


Слайд 12
Шаманизм Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово
Текст слайда:

Шаманизм

Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово "шаман" имеет эвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.


Слайд 14
Праздники Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса и захоронения костяка. Эвенки обладали классическими
Текст слайда:

Праздники

Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса и захоронения костяка. Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» — тунгусское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего.


Слайд 15
«Утывэткун» - день оленеводов. Этот праздник наступает в первое воскресение марта. Обозначает встречу весны. На этом празднике оленеводы
Текст слайда:

«Утывэткун» - день оленеводов. Этот праздник наступает в первое воскресение марта. Обозначает встречу весны. На этом празднике оленеводы соревнуются в гонках между собой. Так же проводятся детские гонки, верхом на олене и на нартах. Поются песни, водятся национальные хороводы.


Слайд 16
Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН. В конце марта проходит уникальный праздник  Бакалдын –  праздник встречи солнца. Этот
Текст слайда:

Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН. В конце марта проходит уникальный праздник  Бакалдын –  праздник встречи солнца. Этот день для всех особенный тем, что люди обращаются  с молитвами к божествам. Целый год эвенки готовятся к весенним спортивным состязаниям, чтобы показать себя в традиционных для эвенков видах спорта: гонках на оленьих упряжках и верхом на олене, метании аркана, прыжках через нарты, стрельбе из лука.


Слайд 17
Эвенкийский праздник «Синилгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиӈкэлавун», главной целью которого заключалась в «добывании охотничьей удачи».
Текст слайда:

Эвенкийский праздник «Синилгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиӈкэлавун», главной целью которого заключалась в «добывании охотничьей удачи». Проводится он после установления снежного покрова накануне открытия сезона охоты на пушного зверя.


Слайд 18
ХХ век нанес серьезный образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности.
Текст слайда:

ХХ век нанес серьезный образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала существенное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть