Презентация, доклад по географии на тему Культура, быт и традиции оленьих людей

Содержание

Численность - 30163 человека.Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.Расселение - Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Приморский и Забайкальский края, Иркутская,, Амурская, Томская, Тюменская и Сахалинская области, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа.В Забайкальском

Слайд 1Культура, быт и праздники «оленьих людей»
Выполнил учитель географии
МОУ Первомайская СОШ №3
Козловская

Марина Геннадьевна
Культура, быт и праздники «оленьих людей»Выполнил учитель географииМОУ Первомайская СОШ №3Козловская Марина Геннадьевна

Слайд 3Численность - 30163 человека.
Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.
Расселение -

Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Приморский и Забайкальский края, Иркутская,, Амурская, Томская, Тюменская и Сахалинская области, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа.
В Забайкальском крае 1492 эвенка
Численность - 30163 человека.Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.Расселение - Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский,

Слайд 4История расселения
Наиболее широко расселились в Средней и Восточной Сибири между правыми

притоками Оби на западе и Охотским побережьем и островом Сахалин на востоке, побережьем Северного Ледовитого океана на севере, Забайкальем и р. Амуром на юге. За пределами России, в Северо-Восточном Китае (в Маньчжурии, по отрогам Хингана) и в Монголии (верховья р. Иро и оз. Буир Hyp) живут примерно 20 тыс. эвенков. Самоназвание — эвэнк, эвэн. Местные группы называют себя также орочон — от р. Оро или от орон — «олень» (забайкальско-амурские), илэ — «человек» (катангские и верхнеленские), мата (олекминские), килэн (жители Охотского побережья) и др. В XIX — XX вв. они были известны как тунгусы.
История расселенияНаиболее широко расселились в Средней и Восточной Сибири между правыми притоками Оби на западе и Охотским

Слайд 5О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с

Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков н.э. Согласно китайским источникам, на рубеже н.э. в некоторые южные районы Большого Хингана продвинулось немногочисленное племя скотоводов (уваней), которые смешались с аборигенами Забайкалья и Приамурья — уральцами по языку, знавшими транспортное оленеводство. Периодически к уваням присоединялись новые выход­цы с юга, главным образом тюрки, а также группы чжурчжэней и монголов. В IX в. выход в Забайкалье тюркоязычных курыканов, южных предков якутов, дал первый толчок к расселению тунгусов по сибирской тайге на запад и восток от Байкала и на север по р. Лене.

О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков

Слайд 6На территории Читинской области эвенки расселялись в основном в двух природно

- климатических зонах: горно-таежной на севере и лесостепной на юге.
На территории Читинской области эвенки расселялись в основном в двух природно - климатических зонах: горно-таежной на севере

Слайд 7Чум
Место для чума выбиралось в нескольких метрах от старых "чумовищ".

Три основные жерди "тургу" обязательно брались из остова чумов прошлых лет. "Тургу" в вершине соединялись развилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну из сторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которой пришли на стоянку. С этой же стороны ставили еще 2 "тургу", образующие дверной проем. За тем по кругу, двигаясь по солнцу, на равном расстоянии от центра, устанавливались остальные жерди каркаса "херам". Покрышка чума из выделанной сохатины (ровдуги) состоит из 4 нюков, разделенных на две полупокрышки: верхнюю "унэкэн" и нижнюю " элбэнэл". Покрытия начинались с нижней половины, натягиваясь плотно на остов слева направо ("как солнце ходит").
Чум Место для чума выбиралось в нескольких метрах от старых

Слайд 8Внутри чума вдоль его стен из соснового лапника устраивался плотный настил

"хокто", на который раскладывали постели. Место очага в центральной части чума огораживалось уложенными "П" - образно бревнами. Справа и слева от входа (рядом со спальными местами хозяев) устанавливалась специальная жердь "чимка". К ней и стоящей напротив основной жерди "тургу" привязывалась горизонтальная жердь "икэптун", на которую на деревянных или железных крючьях подвешивался над костром котел.
Внутри чума вдоль его стен из соснового лапника устраивался плотный настил

Слайд 9Типы оленеводства: эвенкийский - малооленный и орочонский - многооленный. В связи

с расширением охотничьих угодий при сохранении традиционного пешего способа опромышления эвенки были вынуждены более интенсивно развивать оленеводство и широко использовать домашних оленей в качестве транспортного средства.
Типы оленеводства: эвенкийский - малооленный и орочонский - многооленный. В связи с расширением охотничьих угодий при сохранении

Слайд 10Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная

одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур. Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.  Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.
Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» —

Слайд 12Шаманизм
Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм.

Слово "шаман" имеет эвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

Шаманизм Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово

Слайд 14Праздники
Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса

и захоронения костяка. Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» — тунгусское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего.
Праздники Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса и захоронения костяка. Эвенки обладали классическими

Слайд 15«Утывэткун» - день оленеводов. Этот праздник наступает в первое воскресение марта. Обозначает

встречу весны. На этом празднике оленеводы соревнуются в гонках между собой. Так же проводятся детские гонки, верхом на олене и на нартах. Поются песни, водятся национальные хороводы.

«Утывэткун» - день оленеводов. Этот праздник наступает в первое воскресение марта. Обозначает встречу весны. На этом празднике оленеводы

Слайд 16Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН. В конце марта проходит уникальный праздник

 Бакалдын –  праздник встречи солнца. Этот день для всех особенный тем, что люди обращаются  с молитвами к божествам. Целый год эвенки готовятся к весенним спортивным состязаниям, чтобы показать себя в традиционных для эвенков видах спорта: гонках на оленьих упряжках и верхом на олене, метании аркана, прыжках через нарты, стрельбе из лука.

Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН. В конце марта проходит уникальный праздник  Бакалдын –  праздник встречи солнца. Этот

Слайд 17Эвенкийский праздник «Синилгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиӈкэлавун», главной целью

которого заключалась в «добывании охотничьей удачи». Проводится он после установления снежного покрова накануне открытия сезона охоты на пушного зверя.
Эвенкийский праздник «Синилгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиӈкэлавун», главной целью которого заключалась в «добывании охотничьей удачи».

Слайд 18ХХ век нанес серьезный образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья.

Это непосредственно сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала существенное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.
ХХ век нанес серьезный образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть