Слайд 2Современное машиностроение объединяет многочисленные виды деятельности, продукцией которых являются разнообразные машины,
технические устройства, а также оборудование к ним.
Слайд 3Первоначально машиной называлось техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии,
материалов и информации. В современном определении машиной является технический объект, состоящий из взаимосвязанных деталей, узлов, устройств или механизмов, использующий энергию для выполнения функций. Примером таких устройств служат компьютер, мобильный телефон, электрический трансформатор и т.п.
Слайд 4Машины используются для выполнения определённых действий с целью уменьшения нагрузки на
человека или полной замены человека при выполнении конкретной задачи. Они являются основным средством для повышения производительности труда. Сегодня нет ни одного вида хозяйственной деятельности, где бы не использовалась продукция машиностроения.
Слайд 5Уровень развития машиностроения в той или иной стране самым непосредственным образом
влияет на уровень ее общего экономического развития. В наиболее развитых в экономическом отношении странах машиностроение является ведущей отраслью обрабатывающей промышленности.
Слайд 6В структуре современного машиностроения выделяют три основных вида производств:
Слайд 7Наиболее сложным по составу является производство машин и оборудования. Оно включает
производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, разных отраслей промышленности (металлургии, химической, лёгкой, пищевой). Сюда же относится станкостроение, производство бытовых приборов и многие другие производства.
Слайд 8Не менее сложный состав имеет транспортное машиностроение. Оно включает автомобилестроение, судостроение,
производство авиационной и космической техники, железнодорожных транспортных средств. В каждом из этих производств также выделяются свои направления. Например, судостроение включает производство морских и речных судов, которые по назначению подразделяются на пассажирские и грузовые.
Слайд 9Наиболее современным в составе машиностроения является производство электротехники, электронного и оптического
оборудования. Оно объединяет производства по выпуску офисного оборудования, компьютеров, электродвигателей, генераторов, трансформаторов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, оптических приборов и многого другого.
Слайд 10Основным сырьём для машиностроения является продукция чёрной и цветной металлургии: металлы
и их сплавы. Изначально это была преимущественно сталь, в дальнейшем в транспортном машиностроении широко стал использоваться алюминий, в производстве энергетического оборудования – медь.
Слайд 11В настоящее время помимо металлов, в том числе таких, как никель,
ванадий, литий, кадмий и др., широкое применение в машиностроении находит продукция химической промышленности. Прежде всего, это разнообразные полимерные материалы, в том числе пластмассы.
Слайд 12На крупном машиностроительном предприятии (например, автомобильном или станкостроительном заводах) технологический процесс
производства готовой продукции включает несколько последовательных стадий: литьё деталей, механическую обработку заготовок (ковку, штамповку), получение готовых деталей, покраску и нанесение защитных покрытий, сборку.
Слайд 13Современные машиностроительные предприятия характеризуются высоким уровнем механизации и автоматизации производства. На
них практически перестал использоваться ручной труд. Исключение составляет конвейерное сборочное производство. Однако и здесь в наиболее развитых в экономическом отношении странах человека заменяют роботы.
Слайд 14Принято считать, что конвейерное производство появилось в 1914 г. на производстве
автомобилей на заводе Генри Форда. Оно произвело своеобразную технологическую революцию сначала в автомобилестроении, а потом и во всей промышленности.
Слайд 15С середины 1980-х гг. на ряде автомобилестроительных заводов компании «Тойота» в
Японии появились роботизированные настраиваемые и программируемые конвейеры. Такая организация машиностроительного производства получила название «гибкого массового производства»
Слайд 16На начальном этапе развития машиностроения важнейшими факторами, влияющими на его размещение,
были сырьевой фактор, фактор трудовых ресурсов и потребительский фактор. Поэтому наиболее крупные центры машиностроения возникали в густонаселенных промышленно освоенных районах с высокоразвитой металлургией. Примерами таких центров могут служить Детройт в США, Дортмунд в Германии.
Слайд 17В настоящее время сырьевой фактор по-прежнему оказывает влияние на развитие целого
ряда металлоёмких машиностроительных производств: судостроение, производство металлургического оборудования, железнодорожной техники, отдельных видов станков.
Слайд 18Роль фактора трудовых ресурсов наиболее значима в тех производствах, где широко
представлен сборочный процесс (производство сложной бытовой техники, автомобилестроение, электроника и электротехника). При этом в современном машиностроении особое значение приобретает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов.
Слайд 19Преимущественно на потребителя ориентируется в своем размещении производство массовой машиностроительной продукции
(сельскохозяйственной техники, бытовой техники, легковых автомобилей, персональных компьютеров).
Слайд 20Наиболее современные машиностроительные производства, связанные с созданием авиационной, ракетно-космической техники, электронно-вычислительных
машин, роботов, являются высокотехнологичными и наукоёмкими. Поэтому на их размещение определяющее влияние оказывает фактор развития науки и технологий. Мировыми лидерами по производству такой продукции являются страны с высоким уровнем экономического развития (США, Япония, Германия).
Слайд 21В настоящее время машиностроение является ведущей отраслью обрабатывающей промышленности большинства высокоразвитых
в экономическом отношении стран. При этом крупнейшие экономически развитые страны, такие как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, имеют многоотраслевое машиностроение.
Слайд 22Оно обеспечивает разнообразной продукцией как внутренние потребности этих стран, так и
поставляет ее в больших объёмах на экспорт. На США приходится около 25 % стоимости машиностроительной продукции мира, Японию – 12 %, Германию – 10 %.
Слайд 23Небольшие экономически высокоразвитые страны (Австрия, Швейцария, Нидерланды) специализируются на производстве отдельных
видов машиностроительной продукции (часов, оптических приборов, медицинского оборудования). Эта продукция предназначается преимущественно для поставок на экспорт. Среди развивающихся стран наибольших масштабов машиностроение достигло в Китае, который является мировым лидером по производству автомобилей, морских судов, многих видов бытовой техники.
Слайд 24Одной из наиболее масштабных отраслей современного машиностроения является автомобилестроение. Мировое автомобилестроение
сосредоточено в трёх основных регионах: азиатском, американском и западноевропейском. Странами – лидерами по производству автомобилей являются Китай, США, Япония.
Слайд 25География современного мирового судостроения характеризуется существенным сдвигом производства в страны Восточной
Азии. Вплоть до 1940 г. мировыми лидерами в судостроении были европейские страны: Великобритания, Швеция, Нидерланды, Франция, Германия. В настоящее время более 90 % мирового судостроения сосредоточено в трёх странах: Китае, Японии и Республике Корея.
Слайд 26Современное станкостроение представлено производством высокотехнологичных металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессового и
литейного оборудования, промышленных роботов.
Слайд 27Лидерами мирового производства станков являются Китай, Япония, Германия. Значительных масштабов достигло
станкостроение в США, Италии. В мировом производстве промышленных роботов лидирующие позиции занимает Япония (около 50% мирового производства роботов).
Слайд 28Каково значение машиностроения в жизни
и хозяйственной деятельности людей?
Какие основные виды производств включает машиностроение?
Что является основным сырьем для большинства машиностроительных производств?
Какие факторы являются определяющими в размещении машиностроения?
Какие страны являются мировыми лидерами в производстве автомобилей, морских судов, станков и почему?
ВОПРОСЫ: