Презентация, доклад по географии к уроку Введение

Содержание

Цели урока: Получить представление о предмете экономической и социальной географии, ее связи с физической географией и общественными науками. Оценить вклад М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, П.П. Семенова-Тян-Шанского Н.Н. Баранского и других ученых в экономическую науку. Выявить

Слайд 1 География России. Население и хозяйство. Введение


География России. Население и хозяйство. Введение

Слайд 2 Цели урока:
Получить представление о предмете экономической и социальной географии,

ее связи с физической географией и общественными науками.

Оценить вклад М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, П.П. Семенова-Тян-Шанского Н.Н. Баранского и других ученых в экономическую науку.

Выявить роль географии в решении задач общества.

Уметь формулировать задачи экономико-географической науки

Называть основные методы социально- и экономико-географического исследования.

Научиться работать с учебником

Научиться работать с новыми видами карт – политико-административными, экономическими.
Цели урока: Получить представление о предмете экономической и социальной географии, ее связи с физической географией и

Слайд 3География России
Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю,

чем больше знаю. Ю. Ефремов

Природа

Население

Хозяйство

Что нового о природе Земли и России вы узнали за каникулы?

География РоссииЛюблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем больше знаю.

Слайд 4 Экономическая и социальная география России
Найдите в учебнике «Содержание».
На

какие части делится все содержание курса?
Какие темы мы будем изучать в курсе географии 9 класса
Пользуясь «Кратким словарем терминов» найдите объяснение слова «анклав».
Пользуясь таблицей 1 на стр.4, определите какое государство СНГ занимает 2 место после России по численности населения.
Стр. 44. Прочитайте, какие проблемы населения характерны для Псковской области. Какие пути решения проблем вы можете предложить?


Что изучает экономическая и социальная география России?

Экономическая и социальная география России  Найдите в учебнике «Содержание».На какие части делится все содержание курса?Какие

Слайд 5Становление экономической географии России
Н.Н.Баранский.


П. П. Семёнов-Тян-Ша́нский.

В.Н.Татищев


М.В.Ломоносов

Становление экономической географии РоссииН.Н.Баранский. П. П. Семёнов-Тян-Ша́нский. В.Н.Татищев

Слайд 6Василий Никитович Татищев
В.Н. Татищев - человек разносторонних талантов:

воин (участник Полтавской битвы), дипломат, строитель городов и заводов, металлург, историк, этнограф, археолог, ботаник, палеонтолог, картограф, экономист и географ
Занимался описанием географии России. Создал «Русскую историю». Татищев Петром 1 был отправлен на Урал. В 1719 году Татищев подал царю представление, в котором указывал на необходимость размежевания в России. Занимался строительством заводов на Урале, основал города Пермь и Екатеринбург, составил инструкцию для оберегания лесов и т. п.

Татищев разделил географию трижды на три раздела, предложив тем самым как бы объемную (трехмерную) модель географической науки:
1) “по масштабу исследования” на: а) универсальную или генеральную, описывающую сушу и воды всей планеты и ее частей; б) специальную, описывающую разные страны; в) топографию, или “пределоописание”, когда описываются части страны, вплоть до отдельных городов с их пригородами;
2) “по качествам” на: а) математическую (измерения Земли, необходимые “к познанию шара земного и ландкарт”; б) физическую (где обращено главное внимание на природные “довольства и недостатки” не только на поверхности, но и создающиеся внутри суши и водной толщи; в) политическую (где на первый план выдвигаются занятия населения, его трудовые навыки, обычаи и доходы);
3) “по переменам времени” на: а) древнюю географию; б) географию “среднюю”; в) географию современную.


Василий Никитович Татищев   В.Н. Татищев - человек разносторонних талантов: воин (участник Полтавской битвы), дипломат, строитель

Слайд 7П. П. Семёнов-Тян-Ша́нский. (1827-1914).
Глава Русского географического общества (с 1873).

В 1859—60 участвовал в качестве члена-эксперта в работе Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.

Семеновым-Тян-Шанским написаны многие региональные монографии, включая пятитомный “Географо-статистический словарь Российской Империи” (1863-1885). Он превратил Русское географическое общество в первоклассную школу молодых исследователей: путешественников, этнографов, океанологов, картографов, экономистов. Среди них были Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, М.В. Певцов, А.Л. Чекановский, И.Д. Черский, И.В. Мушкетов, А.П. Федченко, А.А. Тилло, П.А. Кропоткин, А.И. Воейков, И.П. Минаев, Ю.М. Шокальский и многие другие. В Русском географическом обществе Семенов-Тянь-Шанский создал блестящее созвездие географов разных специальностей, но более всего - географов широкого профиля, занимающихся комплексным исследованием природы и человека.


П. П. Семёнов-Тян-Ша́нский. (1827-1914).  Глава Русского географического общества (с 1873). В 1859—60 участвовал в качестве члена-эксперта

Слайд 8Николай Николаевич Баранский(1881-1963)
Под его руководством сформировалось районное направление в

экономической географии и была создана научная отрасль географии городов. Баранский является автором нескольких учебников по экономической географии СССР для средних школ, трудов по социально-экономической географии и экономической картографии.


Является основателем экономической и социальной географии.


Николай Николаевич Баранский(1881-1963) Под его руководством  сформировалось районное направление в экономической географии и была создана научная

Слайд 9Михаил Васильевич Ломоносов
М.В. Ломоносов известен как основатель (1755 г.) Московского университета,

как всеобъемлющий гений - философ, физик, химик, поэт, экономист, картограф, геолог и географ.
В 1758 г. Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. Сразу же после своего вступления в должность он рассылает на места “Запросы” (в них было 30 пунктов) для сочинения Российского атласа, который, по мысли Ломоносова, должен был сопровождаться полным географическим описанием России. В указанных “Запросах” большинство пунктов относится к экономической географии. Впервые в истории мировой науки в начале 1760 г. он предложил термин “экономическая география”.


Ломоносов стал душой изучения Арктики и подготовки первых комплексных географических исследований России, получивших наименование Академических экспедиций. Свой проект освоения Русского Севера Ломоносов изложил в записке “Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию...”. После Ломоносова внимание царского правительства на значение Северного морского пути пытались обратить и другие крупные ученые - П.А. Кропоткин и Д.И. Менделеев.


Михаил Васильевич ЛомоносовМ.В. Ломоносов известен как основатель (1755 г.) Московского университета, как всеобъемлющий гений - философ, физик,

Слайд 10 Методы социально- и экономико-географического исследования.
Картографический метод. Карта – источник получения

информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм наглядно воспринимаются и запоминаются особенности размещения, статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.

Системный анализ – это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и внутренних взаимосвязей дополняется изучением их взаимодействия и окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей.

Экономико-математическое моделирование - моделирование территориальных пропорций развития экономики, моделирование размещения по отраслям хозяйства, моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов.
Использование экономико-математических моделей и компьютеров позволяют обрабатывать огромный массив данных, выбирать оптимальные решения в соответствии и поставленной задачей.

Статистические методы (исчисление индексов на базе статистических данных, корреляционный анализ)

Балансовый метод. Составление отраслевых и региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг. Экономические обоснования размещения предприятий составляют содержание балансового метода. В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции.

Методы социально- и экономико-географического исследования.Картографический метод. Карта – источник получения информации по размещению производительных сил и

Слайд 11 Задачи социально-экономической географии
описание
объяснение
предсказание
управление
создание новых объектов
Объясните какую роль выполняет

география при решении задач стоящих перед современным обществом?
Задачи социально-экономической географииописание объяснениепредсказаниеуправление создание новых объектовОбъясните какую роль выполняет география при решении задач стоящих перед

Слайд 12 Поясните слова царя Бориса из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»


Царь:

А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор: Чертеж земли московской; наше государство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь.
Царь: А это что такое узором здесь виется?
Федор: Это Волга.
Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни _
Когда - нибудь, и скоро, может быть.
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге
Все под руку достанутся твою
Учись мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
Поясните слова царя Бориса из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»Царь:   А ты, мой сын,

Слайд 13 Географические карты
по масштабу
по содержанию
по охвату территории
Поработайте с

атласом, и ответьте на вопросы:
С какими картами по охвату территории, по содержанию, по масштабу мы будем работать в 9 классе?
Какую информацию можно получить из карт:
а) административной карты России (стр.4-5);
б) Народы России (стр. 8-9)
в) Электроэнергетика (стр. 12)

Вспомните план описания карты:
Какова карта: по охвату территории, по содержанию, по масштабу.
Какую информацию можно получить из карты.
Самостоятельная работа: Дайте описание карты:
1 вариант Животноводство (стр. 19);
2 вариант Экологические проблемы (стр. 28-29)
3 вариант Центральная Россия (стр. 34)

Географические карты по масштабу по содержанию по охвату территорииПоработайте с атласом, и ответьте на вопросы:С какими

Слайд 14 Закрепление
Что изучает экономическая и социальная география России?
Кто является основателем экономической

географии России?
Каковы основные задачи географии?
ЗакреплениеЧто изучает экономическая и социальная география России?Кто является основателем экономической географии России?Каковы основные задачи географии?

Слайд 15Домашнее задание
Текст учебника. Введение
Определите откуда привезены товары (одежда, продукты питания) используя

этикетки (3-5 видов)
Контурная карта, стр. 1 задание 1
Для удовольствия:
Нарисуйте на одном листке «образ мира» - образ России, области, города, используя символы.
Домашнее заданиеТекст учебника. ВведениеОпределите откуда привезены товары (одежда, продукты питания) используя этикетки (3-5 видов)Контурная карта, стр. 1

Слайд 16Спасибо за работу

Спасибо за работу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть