Слайд 1
«Воздушная одежда Земли»
урок географии в 5 классе
ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
учитель географии
I квалификационной категории
Сидорова Валентина Михайловна
Слайд 2Цель урока:
Формировать –
понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке;
представление
о строении атмосферы, её составных частях
Слайд 3Задачи урока
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия
«атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.
Развивающие: создать условия для развития познава-тельной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способ-ствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Слайд 4Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины
мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
Слайд 5Формы и методы организации деятельности учащихся
беседа,
индивидуальная работа, групповая (класс делится
на 3 рабочих группы),
объяснительно-иллюстративный,
рассказ учащихся,
самостоятельная работа с текстом и атласом.
Слайд 6Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
электронное приложение «Воздушная одежда Земли»;
презентация;
учебник И.И.
Баринова« География. Начальный курс: 5 класс» – М.: Дрофа, 2012;
атласы.
Слайд 7Повторяем…
1. Тихий
2. Евразия
3.Сахара
4.Килиманджаро
5. Гренландия
6. Амазонка
7.Великие озера
8.Северный Ледовитый
9.Миссисипи
А В Самая высокая точка Африки
Б Самая полноводная река планеты
В Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Верхнее
Г Самая крупная река Северной Америки
Д Самый большой по площади материк
Е Величайшая пустыня нашей планеты
Ж Самый большой остров мира
З Самый холодный океан
И Самый большой по площади океан
Слайд 8Проверим!?!
1. Тихий
И
2. Евразия Д
3.Сахара Е
4.Килиманджаро А
5. Гренландия Ж
6. Амазонка Б
7.Великие озера В
8.Северный Ледовитый З
9.Миссисипи Г
А В Самая высокая точка Африки
Б Самая полноводная река планеты
В Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Верхнее
Г Самая крупная река Северной Америки
Д Самый большой по площади материк
Е Величайшая пустыня нашей планеты
Ж Самый большой остров мира
З Самый холодный океан
И Самый большой по площади океан
Слайд 9.
1)Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной
теме, сформулировать задачи на данный урок.
Отгадайте загадку.
Есть ли такое одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало? /…пауза/
Чтоб его на всех хватило.
Да при том не видно было. /…/
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?/…/
Пропускало б дождь и свет. /…/
Есть, а вроде бы и нет?!
Слайд 102)Основное содержание темы
Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.
Образование атмосферы.
Состав атмосферы.
Строение атмосферы.
Движение воздуха.
Беспокойная атмосфера.
Значение атмосферы.
Слайд 11С высотой температура воздуха
понижается на 6 градусов на каждый
километр. Поэтому пары
воды в
атмосфере охлаждаются и
превращаются в мельчайшие
водяные капельки или кристаллики
льда. Из них образуются ОБЛАКА
Облака
Слайд 12Перистые облака
1. Внешний вид
Отдельные белые волокнистые облака в тонких нитей или хлопьев.
2. Высота нижней границы
6-10 км, летом до 12 км, в тропиках до 14-18 км.
3. Толщина слоя
Несколько сотен метров, иногда 1-2 км.
1. Внешний вид -
Отдельные белые волокнистые облака из тонких нитей или хлопьев.
2. Высота нижней границы -
6-10 км, летом до 12 км, в тропиках до 14-18 км.
3. Толщина слоя -
Несколько сотен метров, иногда 1-2 км.
Перистые облака
Слайд 13Перисто-кучевые облака
1. Внешний вид
Гряды или слои тонких белых облаков (без серых оттенков),
состоящих из мелких волн, ряби, хлопьев, частично с волокнистым строением.
2. Высота нижней границы
6-8 км.
3. Толщина слоя
100-400 м.
1. Внешний вид -
Гряды или слои тонких белых облаков (без серых оттенков), состоящих из мелких волн, ряби, хлопьев, частично с волокнистым строением.
2. Высота нижней границы -
6-8 км.
3. Толщина слоя -
100-400 м.
Перисто-кучевые облака
Слайд 14Перисто-слоистые облака
1. Внешний вид
Белёсая (иногда желтоватая или голубоватая) полупрозрачная пелена, слегка волокнистая
или размытая, закрывающая всё небо или значительную его часть. Боковая граница либо резко выраженная (голубое небо), либо представляет собой плавный переход в скопление Ci.
2. Высота нижней границы
6-8 км.
3. Толщина слоя
От 200 м до 2-3 км.
1. Внешний вид -
Белёсая (иногда желтоватая или голубоватая) полупрозрачная пелена, слегка волокнистая или размытая, закрывающая всё небо или значительную его часть. Боковая граница либо резко выраженная (голубое небо), либо представляет собой плавный переход в скопление слоёв.
2. Высота нижней границы -
6-8 км.
3. Толщина слоя -
От 200 м до 2-3 км.
Перисто-слоистые облака
Слайд 18Физкультминутка
«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу
( на счёт 1, 2, 3, 4).
Не погасла, попробуем еще раз.
« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули.
( повторить 2-3 раза).
« Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,
и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и
наклоняясь вперёд ( повторить 2-3 раза).
Слайд 19Каков состав атмосферы?
Что вы знаете о строении атмосферы?
Как образуются облака?
Какие облака
вам известны?
Что такое ветер и как он образуется?
Проверьте свои знания
?
Слайд 20
Подбери
соответствующие пары:
1. Атмосфера рассеивает
днём солнечные лучи,
2.Атмосфера предохраняет
3.Озоновый
экран защищает
человечество
4.Без атмосферы был бы
невозможен
5.Кислород необходим всем
живым организмам
А ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.
Б Землю от метеоритов.
В от избыточных ультрафиолетовых излучений.
Г круговорот воды.
Д для дыхания.
Слайд 21Значение атмосферы
Воздух необходим для всего живого на Земле
Атмосфера –
броня Земли – предохраняет от метеоритов
Озоновый слой задерживает вредные космические излучения
Атмосфера – это мир звуков
Без атмосферы Земля была бы безжизненной
Атмосфера - это воздушная одежда Земли, она не позволяет теплу уходить в космос
Ещё примеры…
Слайд 22Рефлексия
Кому было интересно на уроке?
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Что
для вас сегодня было самым сложным?
Есть в классе такие, кто не понял материал?
Слайд 23Домашнее задание:
Параграф 24 – читать и отвечать на вопросы.
Задания в
рабочей тетради стр.66-67 /№8 по выбору/.
Кроссворд /или ребус/ о слоях атмосферы, составе воздуха, стихийных атмосферных явлениях /по желанию/.
Слайд 24Литература и сайты:
Электронное приложение – география 5 класс на тему «Воздушная одежда
Земли».
учебник И.И. Баринова« География. Начальный курс: 5 класс» – М.:Дрофа, 2012; атласы.
Методическое пособие – География. Начальный курс - 5 класс - авторы И.И. Баринова, Т.А. Карташева, издательство М., Дрофа. 2013г.
Рабочая тетрадь - География. Начальный курс - 5 класс - авторы Н.И. Сонин, С.В. Курчина, издательство М., Дрофа. 2013г.
festival.1september.ru/articles/564705/