Презентация, доклад по географии Формирование картографической грамотности

Содержание

Важнейшим предметным результатом освоения географии выпускниками основной и средней школы Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определено: «Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения». В то же время картографические знания

Слайд 1« Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школе

»

Выполнила: Губаева
Марина Салкаевна

« Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школе » Выполнила: Губаева Марина Салкаевна

Слайд 2Важнейшим предметным результатом освоения географии выпускниками основной и средней школы Федеральным государственным образовательным

стандартом общего образования (ФГОС) определено: «Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения». В то же время картографические знания и умения составляют не только важнейшую часть содержания географического образования, но и входят в состав общекультурных компетентностей, являясь, таким образом, метапредметными. Последнее говорит о возрастающей роли картографической грамотности на современном этапе развития образования, что подтверждает актуальность исследования
Важнейшим предметным результатом освоения географии выпускниками основной и средней школы Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определено: «Овладение

Слайд 3 Цель исследования: анализ картографического содержания школьной географии и определение методов и

приемов эффективного формирования картографической грамотности учащихся.

Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность и выявить содержание и структуру понятия «картографическая грамотность учащихся»;
2) Определение структуры и содержание картографической подготовки учащихся в соответствии с современным уровнем развития картографии.
3) Изучить методы и приемы организации деятельности учащихся с картографической наглядностью на уроках географии;
4) Разработать методические рекомендации по эффективному формированию картографической грамотности учащихся в учебной и во внеучебной деятельности.

Цель исследования: анализ картографического содержания школьной географии и определение методов и приемов эффективного формирования картографической

Слайд 4

Объект исследования : образовательная деятельность по формированию картографической грамотности в организациях

общего образования


Предмет исследования – педагогические условия эффективного формирования картографической грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Объект исследования : образовательная деятельность по формированию картографической грамотности в организациях общего образования	Предмет исследования – педагогические условия

Слайд 5Классификация карт
По масштабу
планы – 1:5000, 1:2 000, 1:1 000 1:500;


крупномасштабные – 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 (топографические карты);
среднемасштабные – 1:200 000, 1:500 000 и 1:1 000 000 (обзорно-топографические карты);
мелкомасштабные – мельче 1:1 000 000 (обзорные).

По территориальному охвату

Солнечной системы;
планеты (Земля);
полушарий;
материков и океанов;
стран;
республик, областей и других административных единиц;
промышленных, сельскохозяйственных районов;

Классификация картПо масштабу планы – 1:5000, 1:2 000, 1:1 000 1:500; крупномасштабные – 1:10 000, 1:25 000,

Слайд 6Масштаб
Численный масштаб — это дробь, в числителе которой единица, а в

знаменателе число, показывающее степень уменьшения
Именованный масштаб — пояснение, указывающее, какая величина линии на местности соответствует 1 см на карте.
Линейный масштаб — это графическое построение в виде линейки, разделенной на равные отрезки (обычно сантиметровые) с подписями, означающими соответствующие расстояния на местности.
МасштабЧисленный масштаб — это дробь, в числителе которой единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшенияИменованный масштаб

Слайд 7Система разноуровневых заданий включает:
1) задания на составление описаний, характеристик;
2) задания на

знание номенклатуры, в т. ч. на контурной карте;
3) задания на определение направлений, расстояний, географических координат;
4) задания для практических работ;
5) творческие задания, в том числе географические задачи.

Система разноуровневых заданий включает:1) задания на составление описаний, характеристик;2) задания на знание номенклатуры, в т. ч. на

Слайд 8 Приемы работы с географической картой:
групповые
парные
индивидуальные
фронтальные

Приемы работы с географической картой: групповыепарныеиндивидуальныефронтальные

Слайд 9 Типы заданий с использованием географической карты
творческие
проектные
ассоциативные
логические
номенклатурные

Типы заданий с использованием географической карты творческиепроектныеассоциативныелогическиеноменклатурные

Слайд 10 Приемы работы с географической картой
«Стороны горизонта» 
 Этот прием помогает формировать пространственное представление,

помогает лучше запомнить карту.
Пример 1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.
Пример 2. Расположи горы мира  с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

«Найди лишнее» 
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Приемы работы с географической картой«Стороны горизонта»  Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.Пример 1. Укажите 

Слайд 11Использование ассоциативных заданий
Буэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»).
-

Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).
- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).
- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушари
Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).
- Буэнос-Айрес – Вашингтон -  (оба лежат в западном полушарии).
- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке)

Использование логических заданий 

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы. И т.д

Использование ассоциативных заданийБуэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»).- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами

Слайд 12 Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:
концентрируют внимание учащихся на основных

моментах учебного материала;
сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации
использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.;
позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.;
позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения

Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения: концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;сочетание

Слайд 13 Использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:
использовать на уроках разные

пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;
оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ.

Использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю: использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые

Слайд 14 Ученику подобная работа поможет научиться:
читать географические карты в цифровом виде;
искать географические

объекты на цифровой карте;
проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
заполнять цифровые контурные карты;
создавать собственную цифровую географическую карту

Ученику подобная работа поможет научиться: читать географические карты в цифровом виде;искать географические объекты на цифровой карте;проводить

Слайд 15Проверка знаний по номенклатуре

Проверка знаний по номенклатуре

Слайд 18Цифровые ресурсы
http://geo-tur.narod.ru/
География стран и континентов, карты стран мира и материков, ЭГП,

история стран мира.
http://www.mirkart.ru/
Представлены интерактивные карты России (политико-административная, часовых поясов, федеральных округов, тематические карты) и других регионов, стран и городов. http://worldgeo.ru/
Содержит в себе систематизированную информацию, отобранную из сети интернет, ежедневно обновляемую и пополняемую, а также краткие и аналитические справки по представленным рубрикам. http://www.russia-map.ru/
На сайте размещены географические карты высокого разрешения России, го­родов России, Европы и европейских стран.


Цифровые ресурсыhttp://geo-tur.narod.ru/География стран и континентов, карты стран мира и материков, ЭГП, история стран мира.   http://www.mirkart.ru/Представлены

Слайд 19Выводы:
Картографическая грамотность является неотъемлемой частью школьного образования.
Анализ вопросов картографии в действующих программах

и учебниках по географии показал необходимость их совершенствования.
Учителям общеобразовательных школ при составлении рабочих программ по географии необходимо более внимательно относиться к планированию картографического материала.
Совершенствовать методы и приемы по формированию картографической грамотности.
Для совершенствования и расширения картографических знаний необходимо организовать внеурочную деятельность.

Выводы:Картографическая грамотность является неотъемлемой частью школьного образования.Анализ вопросов картографии в действующих программах и учебниках по географии показал необходимость их совершенствования.Учителям

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть