Слайд 1Новые педагогические технологии обучения географии.
Технология проектной деятельности школьников.
Выполнил студент 5 курса
Маркин Б.А.
Слайд 2Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по
возможности
четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого —
проектная деятельность.
Слайд 3Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного
процесса, который имеет четко заданный результат.
Слайд 4Сущность технологии проектной деятельности школьников
заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности,
способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации
Слайд 5Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для
развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, географического стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Слайд 6История вопроса
Возник во второй половине XIX в. в США как метод
проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик.
В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.
Слайд 7Что понимается под методом проектов
«Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) –
план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план (Современный словарь иностранных слов);
«Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов (Педагогический словарь);
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Слайд 8Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии,
что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Слайд 9В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных
учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселении, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности
Слайд 10 Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология может обеспечить
проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта — прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
Слайд 11Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы,
рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода.
Слайд 12Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6
к 11 классу. Так, в учебнике В. Я. Рома и
В. П. Дронова «География России. Население и хозяйство» учитель находит немало заданий типа «Мы проектировщики» (создание проектов вариантов новых железных дорог России), задание на создание совместно с зарубежными фирмами проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны и новых независимых государств (стран СНГ).
Слайд 13 В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в
географии.
Слайд 14
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд 15
Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде
проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд 16
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет
деятельности.
Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Слайд 17Методический паспорт учебного проекта.
Адресация.
1. Тема учебного проекта.
2. Цели: образовательные,
воспитательные, развивающие.
3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося; приобщение к полезной деятельности, развитие творческих способностей, формирование навыков по исследовательской деятельности).
4. Возраст учащихся (класс).
5. Время работы над проектом.
6. Режим работы.
Обеспечение.
7. материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.
Слайд 18
8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты).
9. Общеучебные навыки, необходимые учащимся
для самостоятельной работы.
10. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте.
11. мотивация к работе.
Предполагаемые приращения.
12. Новое содержание и новый взгляд на тему.
13. Новые практические приемы.
14. Обобщение понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.
15. Развитие навыков:
- самостоятельной работы с:
источниками информации
инструментами
технологиями
Слайд 19
- самостоятельного принятия решений
- коммуникативности:
в информационном обмене
в ролевом взаимодействии
- мыслительной деятельности при:
проектировании
планировании
анализе
синтезе
структурировании информации
самоанализа и рефлексии
16. Воспитание толерантности.
17. Расширение кругозора.
Слайд 20Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им
заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т. е. на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя, в зависимости от объема работы), составляется план работы, подбираются источники информации (необходимо установить связь со школьной и районной детской библиотеками). Работа по созданию учебных проектов не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания и для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся.
Слайд 21Организационная деятельность учащихся при работе над проектом.
Задачу личностно ориентированного обучения сможет
решить педагог, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится .
При работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
является источником информации;
координирует весь процесс;
поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в
работе над проектом;
поощряет учеников.
Проектное обучение ставит ребенка в позицию учащегося, а не обучаемого. Работа по методу проектов строится в несколько этапов.
Слайд 22Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану:
1. Ознакомление с
темой.
2. Распределение обязанностей и составление плана.
3. Работа над проектом.
4. Оформление.
5. Предзащита.
6. Защита.
Слайд 23План, включающий этапы деятельности учителя и учащихся.
Слайд 25
Оценка результатов и процесса.
При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть
такие вопросы:
Насколько удачным оказался проект?
Изменился ли я (он, она) в процессе работы?
Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой?
Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми?
Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом?
Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему?
Слайд 26Одно из достоинств проектной деятельности — это создание в школе особой
образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения.
Слайд 27Она позволяет:
-повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
-реализовать комплексное восприятие
учебных предметов;
-принимать самостоятельные
решения;
-поверить в свои силы.
Слайд 28Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и
некоторые ее недостатки.
-увеличение умственной нагрузки;
-требование более сложной системы
оценивания;
-увеличение объема работы учителя;
-существование риска неудачного выполнения работы;
-повышение эмоциональной нагрузки;
-нарастание напряжения к сроку сдачи работ.
Слайд 29Опыт работы учителей России, Владимирской области и города Владимира.
Слайд 30Из опыта работы Карташовой Е.Б., препод. Черепановского педучилища
Цель использования метода проектов
в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Слайд 31Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся
с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.
Слайд 32Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание
темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы.
Слайд 33Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным
состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка – изменения в природе – последствия для человека – способы рационального природопользования.
Слайд 34Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на
развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Некоторые проекты имеют профориентационное значение. Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями города и области.
Слайд 35Из опыта работы учителя географии Гимназии №35 г. Владимира Семыкиной В.Ф.
Проект
по географии для учащихся 7 класса: «Из влажных лесов в знойные пустыни Африки»
Это интеграционный проект география+биология, а именно:
География – ПК Земли
Биология – растительные сообщества
Слайд 36В этом проекте используется дифференцированное обучение
Слайд 37Литература.
1. И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения
географии в школе. АСТ. Москва.2004.
2. А.А. Гин. Приемы педагогической техники. Москва. Вита- Пресс,2003.
3. Н.И. Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. « Вербум-М» М., 2001.
4. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. МИПКРО.-М.,2001.
5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Народное образование. – М.,1998.
6. В.В.Николина. Метод проектов в географическом образовании. Журнал «География в школе» №6 2002г.
7. Н.В. Лысова. Проектная деятельность в обучении географии. Журнал «География в школе» №2 2005г.
8. Т.А. Новикова. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Школьные технологии.-2000.- №2.