Презентация, доклад по географии 9 класс Поволжье

Содержание

Место урока в теме -Тема урока: Поволжский экономический район.Урок проводится в соответствии с учебно-тематическим планированием. Поэтому выбран тип урока - изучение нового материала. Исходя из типа, определена структура урока:1.Организационный момент (2 мин.)2. Подготовка учащихся к

Слайд 1
Поволжье

Саттарова Светлана Мубиновна

учитель географии
МБОУ «СШ №23 с УИИЯ»
г.Нижневартовска

Урок географии в 9 классе

Поволжье Саттарова Светлана Мубиновна

Слайд 2 Место урока в теме

-Тема урока: Поволжский экономический район.
Урок проводится в

соответствии с учебно-тематическим планированием. Поэтому выбран тип урока - изучение нового материала. Исходя из типа, определена структура урока:

1.Организационный момент (2 мин.)
2. Подготовка учащихся к восприятию
новой темы (4 мин).
3. Изучение нового материала (20 мин).
4. Закрепление новой темы (12 мин).
5. Подведение итогов урока (3 мин).
6. Объявление оценок (3 мин).
7. Объяснение задания на дом (2 мин).

Место урока в теме -Тема урока: Поволжский экономический район.Урок проводится в соответствии с учебно-тематическим планированием. Поэтому

Слайд 3Цели:
Дать общую характеристику хозяйства региона, выявить проблемы развития;
Совершенствовать умения анализировать и

сопоставлять различные по содержанию карты атласа:
- отбирать необходимую информацию для решения поставленных задач,
- строить цепочку взаимосвязи и формулировать обобщающие выводы;
Акцентировать внимание учащихся на особой важности вопроса охраны природы в условиях высокой концентрации производства,
учить строить научный рассказ,
оперировать географическими терминами,
развивать культуру речи.
Цели:Дать общую характеристику хозяйства региона, выявить проблемы развития;Совершенствовать умения анализировать и сопоставлять различные по содержанию карты атласа:-

Слайд 4Оборудование урока:
Учебник А. И. Алексеев, В. В. Николина: География: население и

хозяйство России-9 класс, М.,2006 год;
Учебник В. П. Дронов, В. Я. Ром: География: население и хозяйство России-9 класс, М.,2004 год;
Атлас – 9 класс;
Статистические материалы;
Иллюстративный материал;
Мультимедиа проектор.

Оборудование урока: Учебник А. И. Алексеев, В. В. Николина: География: население и хозяйство России-9 класс, М.,2006 год;Учебник

Слайд 5Содержание и ход работы:

Организационный момент (момент подготовки).
Приветствие.
Настрой обучающихся на работу.

Содержание и ход работы:Организационный момент (момент подготовки).Приветствие.Настрой обучающихся на работу.

Слайд 6Изучение нового материала:
Постановка учебных задач на урок:
сегодня на уроке мы

дадим общую характеристику хозяйства Поволжья,
выявим проблемы развития района,
в конце урока вам необходимо будет сформулировать вывод по данной теме.

Изучение нового материала: Постановка учебных задач на урок: сегодня на уроке мы дадим общую характеристику хозяйства Поволжья,

Слайд 7 Слово учителя:


Мы продолжаем изучение экономических районов страны. На прошлом уроке мы

изучили особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Сегодня на уроке мы рассмотрим Поволжский экономический район. На предыдущем уроке вам было дано опережающее задание: подготовить тезисы по характеристике района с использованием плана (по группам).
Для работы на уроке нам необходимы:
Учебник, стат.материалы (назовите параграф и страницу)
Карты атласа (назовите какие)
Слово учителя:Мы продолжаем изучение экономических районов страны. На прошлом уроке мы изучили особенности природы

Слайд 8Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
Слово учителя

прежде чем приступим к работе,

давайте еще раз вспомним план описания района
Подготовка учащихся к восприятию новой темы.Слово учителяпрежде чем приступим к работе, давайте еще раз вспомним план описания

Слайд 9На этапе подготовке к восприятию новой темы и целеполагания были использованы:


Методы и приемы- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение;

Форма работы- фронтальная беседа;

Средства- мультимедийная презентация.

На этапе подготовке к восприятию новой темы и целеполагания были использованы:  Методы и приемы- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,

Слайд 10 План описания района:
Состав региона
ЭГП
ПРП
Население
Хозяйство и транспорт
Проблемы





Итак, начинаем работу.

План описания района:Состав регионаЭГППРПНаселениеХозяйство и транспортПроблемыИтак, начинаем работу.

Слайд 11Характеристика экономического района по плану
Состав района
-Опережающее задание
Группа готовит доклад

с элементами презентации и представляет этот вопрос в классе.

Характеристика экономического района по плануСостав района-Опережающее задание  Группа готовит доклад с элементами презентации и представляет этот

Слайд 12Состав региона:
-области?
-республики?

Состав региона: -области? -республики?

Слайд 13Описание ЭГП
Продолжим нашу работу
Описание экономико-географического положения района
Вторая группа демонстрирует карту

с элементами презентации и представляет этот вопрос в классе
Описание ЭГППродолжим нашу работу Описание экономико-географического положения районаВторая группа демонстрирует карту с элементами презентации и представляет этот

Слайд 14-Ребята сформулируйте, пожалуйста, вывод по ЭГП района (выгодно, не выгодно –

почему?)

эгп

-Ребята сформулируйте, пожалуйста, вывод по ЭГП района (выгодно, не выгодно – почему?) эгп

Слайд 15Характеристика ПРП
Итак, следующий вопрос - характеристика природно-ресурсного потенциала района.

-Есть ли рудные

запасы?
-Какой можно сделать вывод?

Характеристика ПРПИтак, следующий вопрос - характеристика природно-ресурсного потенциала района.-Есть ли рудные запасы? -Какой можно сделать вывод?

Слайд 16Слово учителя
Мы уже сказали, что Поволжье обладает разнообразными природными ресурсами. Из

многообразия ресурсной базы района особо выделяются агроклиматические ресурсы, нефть, газ, поваренная соль и рыба.
Но, пожалуй, главное богатство Поволжья – огромные площади сельхозугодий. В сочетании с крупными водными ресурсами они создают уникальную природную основу для развития сельского хозяйства.
Слово учителяМы уже сказали, что Поволжье обладает разнообразными природными ресурсами. Из многообразия ресурсной базы района особо выделяются

Слайд 17Опережающее задание. Учащиеся (третья группа) представляют заранее подготовленный материал по характеристике населения

Поволжья

Обратите внимание на самобытность культуры народов, населяющих республики Татарстан и Калмыкию (давайте посмотрим на слайде)

Опережающее задание. Учащиеся (третья группа) представляют заранее подготовленный материал по характеристике населения ПоволжьяОбратите внимание на самобытность культуры

Слайд 18 Республика Калмыкия
Республика

Татарстан

Население Поволжья


Республика Калмыкия   Республика Татарстан

Слайд 19Слово учителя
История формирования современного населения Поволжья – это история завоеваний. Богатая

и разнообразная природа края издавна привлекала людей.
Волга – важный природный рубеж, вдоль которого создавались опорные оборонительные пункты, таким образом возникли многие крупные города Поволжья. В 10-м веке на территории района возникло государство – Волжская Булгария ( с центром –Казань), жители которой занимались земледелием, торговлей и ремеслом.
Давайте посмотрим карту
Слово учителяИстория формирования современного населения Поволжья – это история завоеваний. Богатая и разнообразная природа края издавна привлекала

Слайд 20(Царицын )
1590г.
1586г.
1589г.
1558г.
1648г.
1005г.
1663г.
1865г.

(Царицын )1590г.1586г.1589г.1558г.1648г.1005г.1663г.1865г.

Слайд 21 Физминутка
1. Упражнения для улучшения мозгового

кровообращения  
2. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
3. Упражнение для мобилизации внимания
 4. Упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук  






Физминутка1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения  2. Упражнения для снятия утомления

Слайд 22- Работа 4 группы. Давайте выясним, какие главные отрасли специализации выделяются?


Машиностроение
-Что выпускают и куда поставляют?


- Работа 4 группы. Давайте выясним, какие главные отрасли специализации выделяются? Машиностроение-Что выпускают и куда поставляют?

Слайд 23
Набережные Челны – Камаз
Тольятти – автомобили ВАЗ
Энгельс – троллейбусы

Казань – самолеты

ТУ(204)


Ульяновск – автомобили УАЗ

Набережные Челны – КамазТольятти – автомобили ВАЗЭнгельс – троллейбусыКазань – самолеты ТУ(204)Ульяновск – автомобили УАЗ

Слайд 242)ТЭК (рассказ ученика у доски)
Хорошо, а что еще используют?
3)Химическая промышленность
-Чем она

представлена?
4) Цветная металлургия с центром в Волгограде
- Здесь нет собственной рудной базы, откуда доставляется сырье?
5)АПК
-Перечислите отрасли, и весь ли спектр сельскохозяйственного производства представлен?
Представлены растениеводство и животноводство (краткий рассказ ученика)
6)Транспорт
-Какими магистральными путями представлен?
Ж.Д. – Транссиб, Южсиб и др.
-Все ли виды транспорта представлены?

Обратите внимание на карту!



2)ТЭК (рассказ ученика у доски)Хорошо, а что еще используют?3)Химическая промышленность-Чем она представлена?4) Цветная металлургия с центром в

Слайд 25Промышленность и сельское хозяйство Поволжья

Промышленность и сельское хозяйство Поволжья

Слайд 26Хорошо, но ведь в условиях высокой конкуренции промышленного и сельскохозяйственного производства,

наверное, существуют и какие-то проблемы? Назовите их и с чем они связаны.
5 группа. А какие существуют экологические проблемы? (видеоролик)

Слово учителя

Хорошо, но ведь в условиях высокой конкуренции промышленного и сельскохозяйственного производства, наверное, существуют и какие-то проблемы? Назовите

Слайд 27 На этапе усвоения нового материала были использованы
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый, исследовательский, метод наложения карт;

Средства: мультимедийная презентация, видеоролик, дополнительная литература, учебники, иллюстрации.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.
На этапе усвоения нового материала были использованыМетоды и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод наложения карт;Средства: мультимедийная

Слайд 28 Закрепление



Итак, еще в начале урока я говорила, что необходимо составить обобщающий вывод по теме. Я даю вам 1-2 минуты, чтобы вы привели записи в систему. Кто готов озвучить вывод?
Вывод делают ученики.

Закрепление    Итак, еще в

Слайд 29 Подведение итогов
Учитель предлагает вернуться учащимся к цели

урока

Учащиеся вместе с учителем делают вывод об особенностях экономического района Поволжья.

1.ЭГП выгодно ( соседское, пограничное положение, наличие топливной базы, транспортных магистральных путей, велика роль Волги).
2. ПРП агроклиматические ресурсы (продолжительный вегетационный период, почвы – чернозем, Кувл меньше единицы, необходимость орошения)
Наличие собственной топливной базы является предпосылкой для развития ТЭКа.
Частично представлены стройматериалы, запасы химического сырья.
3.Население – 17 млн. человек, плотность в 3 раза выше средней по РФ, преобладают русские, но в республиках – титульные нации.

Подведение итоговУчитель предлагает вернуться учащимся к цели урока   Учащиеся вместе с

Слайд 304.Отрасли специализации :
Машиностроение – автомобильный цех страны.
ТЭК

– разнообразен . Ведущее звено – добыча нефти, но запасы и добыча постоянно снижаются
Производство электроэнергии крупнейшее в европейской части страны.
АПК имеет общероссийское значение, специализация изменяется с севера на юг
Транспорт – представлены все виды транспорта, но Ж/Д является важнейшим, трубопроводный- пересекает район и связывает его с восточной частью страны. Транспортное положение благоприятно, что влияет на экономическое развитие района.

5. Проблемы: изношенность и устаревшее оборудование. Сосредоточенность промышленных предприятий в крупных городах. Необходимость внедрения новых технологий, переход на выпуск наукоемкой и экологически чистой продукции. Строительство каскадов ГЭС на Волге привело к изъятию плодородных земель, уменьшению рыбных запасов, ухудшению самоочищения речной воды, в результате - ухудшение экологической ситуации.
4.Отрасли специализации :  Машиностроение – автомобильный цех страны. ТЭК – разнообразен . Ведущее звено – добыча

Слайд 31Рефлексия Учитель предлагает учащимся закончить фразы:
Сегодня на уроке мне понравилось…

Мне было

трудно…

Я лучше всего запомнил(ла)…

Рефлексия Учитель предлагает учащимся закончить фразы:Сегодня на уроке мне понравилось… Мне было трудно… Я лучше всего запомнил(ла)…

Слайд 32Выставление оценок за урок

Лист самооценки
Ф.И. учащегося
«____»
Критерии выставления отметки
Устные

ответы
Конспект в тетради
Работа у доски
Понимание пройденной темы.

Учитель выставляет оценки учащимся, подготовившим опережающие задания,
остальные ученики заполняют «Лист самооценки» и сдают его учителю.

Выставление оценок за урок   Лист самооценкиФ.И. учащегося«____»Критерии выставления отметкиУстные ответы Конспект в тетрадиРабота у доскиПонимание

Слайд 33 Задание на дом


Дополнительный вопрос (продвинутый уровень):
1. Составьте контурную карту « Автомобильная промышленность Поволжья». Нанесите на нее: обычными кружками – центры производства автомобилей, троллейбусов, прицепов; двойными кружками – производство отдельных частей автомобилей; квадратами – центры производства продукции, применяемой в автомобилестроении.

Составить таблицу по стр.246-247

Задание на дом  Дополнительный вопрос (продвинутый уровень):1. Составьте

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть