Слайд 1Урок по теме:» Ветер»
География 6 класс
Слайд 2
Что нагревается быстрее - вода или суша?
Слайд 3
Как и почему изменяется атмосферное давление?
С высотой воздух становится менее плотным,
кислород в нём уменьшается, дышать становится труднее. Поэтому, когда человек поднимается в горы уже на высоте 300 м, начинает чувствовать себя плохо – появляется отдышка, головокружение, кровотечение из носа.
Через каждые 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.
Атмосферное давление изменяется и от температуры:
Тёплый воздух легче (расширяется) – атмосферное давление – низкое;
Холодный воздух тяжелее (сжимается) атмосферное давление – высокое.
Слайд 4- Сформулируйте закономерность изменения атмосферного давления с высотой.
- Сформулируйте закономерность изменения
давления с изменением температуры.
-Сформулируйте закономерность распределения атмосферного давления в зависимости от характера земной поверхности.
Слайд 5Загадка:
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет
да свищет.
(ветер)
Слайд 6Ветер-
- это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления
в область более низкого давления.
Слайд 7Причины
Главной причиной возникновения ветра является разница в атмосферном давлении над участками
земной поверхности. Стоит лишь давления где-нибудь уменьшиться или увеличиться, как воздух направится от места большего давления в сторону меньшего. А равновесие давления нарушается неодинаковым нагревом различных участков земной поверхности, от которых по-разному нагревается и воздух.
Слайд 8Характеристики ветра:
направление
скорость
Слайд 9Направление
ветра определяют за той стороной горизонта, откуда он дует. Если, например,
ветер дует с мероприятия, его называют западным. Это означает, что воздух перемещается с запада на восток.
Слайд 10Скорость
ветра зависит от атмосферного давления: чем большая разница в давлении между
участками земной поверхности, тем сильнее ветер. Она измеряется в метрах в секунду. У земной поверхности ветры чаще дуют со скоростью 4-8 м / с. В древние времена, когда еще не было приборов, скорость и силу ветра определяли по местным признакам: в море - за действием ветра на воду и паруса судов, на суше - по верхушкам деревьев, отклонением дыма из труб. По многим признакам была разработана 12-балльная шкала. Она позволяет определить силу ветра в баллах, а затем и его скорость. Если ветра нет, есть его сила и скорость равны нулю, то это штиль. Ветер силой в 1 балл, едва колышет листья деревьев, называют тихим. Далее по шкале: 4 балла - умеренный ветер (5 м / с), 6 баллов - сильный ветер (10 м / с), 9 баллов – шторм (18 м / с), 12 баллов - ураган (Свыше 29 м / с). На метеостанциях силу и направление ветра определяют с помощью флюгера, а скорость - анемометра.
Слайд 11дополнительная информация:
сильнейшие ветры у земной поверхности дуют в Антарктиде: 87 м /
с (отдельные порывы достигали 90 м / с). Наибольшая скорость ветра в Украине зафиксирована в Крыму на горе - 50 м / с.
Слайд 12Роза ветров
- это своеобразный график.
Он наглядно показывает повтор ветров различных направлений
по определенное время (месяц, год). Строят ее так: проводят линии направлений сторон горизонта. Подсчитывают, сколько дней в течение месяца было с северным ветром, южным и др. На линиях соответствующих направлений от центра откладывают количество отрезков-дней с ветрами этого направления. Например, условно один день принимают за отрезок в 0,5 см. Если северный ветер дул в течение шести дней, то на линии с севера откладывают 6 отрезков по 0,5 см (6 х 0,5 см = 3 см), если южный дул 4 дня, то на линии с северо-запада откладывает 2 см и т. д. Точки, обозначенные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
Слайд 13вычислите, сколько дней дул северо-восточный ветер, юго-западный
Слайд 14« Ветер, ветер, ты могуч…
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду
веешь на просторе…»
А.С.Пушкина
Слайд 16
1 группа:
Как образуется бриз? Изучите теоретический материал и в тетради изобразите
схемой.
Слайд 17
Как образуется муссон? Изучите теоретический материал и в тетради изобразите схемой.