Слайд 1Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг в сфере услуг.
Слайд 2Успешное предпринимательство требует двух совершенно различных качеств: скрупулезности и энтузиазма. Джон
Стюарт Милль
Слайд 3Предпринимательство, предпринимательская деятельность — рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение
прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ.
Слайд 4Предпринимательство как важный элемент развития рыночной экономики.
Мировой и российский опыт подтверждают,
что предпринимательство – важнейший элемент развития рыночной экономики. Характер и сферы предпринимательской деятельности во многом определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, решение проблемы занятости.
Слайд 5Изменения условий хозяйствования модифицируют основополагающие черты предпринимательства, порождают новые оценки роли
и места предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, что, в частности, справедливо и для предпринимательства в сфере услуг.
Слайд 6Характерные черты современного предпринимательства.
В целом современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский,
антибюрократический стиль хозяйствования, базирующийся на постоянном поиске новых возможностей, ориентирующийся на инновации, отличающийся умением привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Кроме того, современное предпринимательство рассматривается как социально-экономическое явление, включающее в себя элементы психологии, культуры и морали, что предопределено, по мнению президента Международного союза предпринимателей Ж. Эхслена, изменениями самой экономической эпохи, появлением новых социальных структур и связанных с этим новых особенностей управления обществом.
Слайд 7Этико-социальные аспекты предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельности предполагает реализацию этико-социальных требований, к которым
относятся:
• ответственность перед обществом, которая выражается, например, в том, что компании удаляют вредные производства, загрязняющие природу, от мест проживания людей, принимают меры по консервации источников сырья, его экономному расходованию, повторной переработке с целью сохранения полезных ископаемых для будущих поколений;
• ответственность перед потребителем, проявляющаяся в защите потребителя от опасных для здоровья человека продуктов, информировании потребителя, ознакомлении его с правилами покупателя и т.п.;
• ответственность перед наемными работниками, выражающаяся в адекватной системе стимулов.
Слайд 8Функции предпринимательства
Сущность предпринимательства проявляется в соответствующих основополагающих функциях, которые укрупнено можно
представить в виде следующих положений:
• общеэкономическая функция
• ресурсная функция
• инновационная (творческо-поисковая функция)
• социальная функция
• организационная функция.
Слайд 10Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей или
субъектов рынка.
Слайд 11Ресурсная функция, которая связана с технико-экономической эффективностью использования ограниченных ресурсов.
Слайд 12Инновационная (творческо-поисковая) функция нацелена на производство и реализацию новых идей, а
также на выработку новых средств и факторов, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Слайд 13Социальная функция связана с обеспечением занятости, созданием возможностей для получения соответствующих
доходов, с ролью предпринимательских структур в снижении объективного порога бедности, с созданием условий для всесторонней реализации работников как личностей.
Слайд 14Организационная функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного
дела, его диверсификации, выявлении наиболее выгодных и перспективных секторов рынка (незанятые ниши), во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур и т.д.
Слайд 16Специфические функции предпринимательства
• непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг,
информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей, оригинальных идей и т.д.
• разработка и введение новых экономических ресурсов, методов, технологий, инновационных процессов, продуктов информации, качественно новых организационно-экономических систем управления и т.п.
• формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем комбинации имеющихся ресурсов и факторов производства; разработки адекватных организационно-управленческих решений; осуществлении коммерческих сделок, насыщения рынка товарами и услугами высокого спроса и т.д.
• постоянный поиск информации с целью выбора более выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов, наиболее выгодных стратегий ведения предпринимательской деятельности, выявления и использования конкурентных преимуществ
• несение риска и экономической неопределенности
• защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательской деятельности, особенно связанных с интеллектуальным капиталом
• обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных, трансформационных условиях
• личная организованность, деловая общительность, контактность, наличие социо-культурных аспектов деятельности.
Слайд 17В наибольшей степени специфические функции предпринимательства проявляются в различных направлениях и
секторах сферы услуг, поскольку данная сфера в ее современном виде стала формироваться, когда изменялись социально-экономические характеристики общества. Кроме того, сфера услуг столь мозаична, что наличие тех или иных специфических функций предпринимательства является условием эффективного развития сферы услуг.
Слайд 18Организационно-правовые формы и виды предпринимательства.
Выделяют:
частное
коллективное
государственное
предпринимательство.
Слайд 19Частное предпринимательство выступает, как правило, в форме индивидуального предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство
- это простейшая форма бизнеса. Индивидуальный предприниматель, согласно ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Слайд 20К индивидуальному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое формально относится к групповой
(коллективной) форме предпринимательства, в действительности, при наличии нормальных отношений в семье, представляет разновидность частного предпринимательства.
В связи с тем, что индивидуальный предприниматель не скован никакими условиями и ограничениями со стороны совладельцев и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает особой привлекательностью.
Слайд 21Коллективное предпринимательство базируется на слиянии капиталов и образовании общего имущественного комплекса.
В таких фирмах собственность на средства производства приобретает групповой, коллективный характер (за исключением хозяйственных обществ, учрежденных одним участником). Коллективное предпринимательство способно сочетаться с частной собственностью на практически все факторы предпринимательской деятельности (примерами такого сочетания являются товарищества, кооперативы, акционерные общества).
Слайд 22Виды предпринимательской деятельности
■ производственное предпринимательство;
■ коммерческое (торговое) предпринимательство;
■ финансовое предпринимательство;
■ посредничество;
■ страховое
предпринимательство.
Слайд 23Малый бизнес в сфере услуг
Современное предпринимательство становится массовым, что обусловлено прежде
всего развитием сферы услуг, возможностями, предоставляемыми для малого бизнеса в данной сфере.
Слайд 24Структура малого бизнеса в России
Слайд 25Традиционной сферой деятельности малого предпринимательства являются личные услуги: образование, здравоохранение, бытовые
услуги. Особенно развит малый бизнес в сфере бытовых услуг.
Слайд 26Цель обслуживания клиента в сфере малого бизнеса
Цель обслуживания клиента в сфере
малого бизнеса – сделать это обслуживание успешным с первого же раза, поэтому главная установка в обслуживании клиентов малой фирмой заключается в том, чтобы убедить клиента в целесообразности приобретения товаров или услуги именно в данной фирме
Слайд 27Франчайзинг как метод ведения бизнеса
Франчайзинг - метод продажи товаров и
услуг, применение которого практически безгранично. Франчайзинг доказал, что даже в период экономического спада - это жизнеспособный метод реализации товаров и услуг, способный оказать позитивное влияние на экономическое развитие. Прогресс, достигнутый фирмами, применяющими метод франчайзинга, впечатляет.
Слайд 28Преимущества и недостатки франчайзинга
Слайд 30Франчайзинг в России
Наблюдается развитие франчайзинговой формы предпринимательства и в России, в
том числе и в сфере услуг. Однако его темпы оставляют желать лучшего. В качестве препятствий, сдерживающих применение и успешное функционирование франчайзинга в нашей стране, следует назвать слабую информированность, нехватку знаний о франчайзинге, закрытость и конфиденциальность отечественного предпринимательства, высокую степень криминализации всей российской экономики.