Слайд 1МКОУ СОШ с. Новый Батако
Тема урока: «Атмосфера». Обобщающий урок
6 кл.
Учитель географии
и экономики
Дзгоева Ф.З.
Слайд 2Стихотворение
Есть ли дети одеяло.
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило
Да
притом не видно было
Ни сложить, ни развернуть
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет.
Есть, а вроде бы и нет?
Слайд 3Внимательно прочитайте текст и скажите, какова главная мысль этого текста?
«
Она очень красива, если смотреть из дальнего космоса: светящийся голубой шар, очертания
которого размыты сияющей дымкой. Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса и бережет ее от губительных излучений Вселенной, от смертоносных колебаний температуры. Она поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом. Легкая на вид, она становится грозной преградой для пришельцев из космоса. В ней бесславно сгорают «каменные гости»»
Слайд 4Атмосфера – надежная одежда нашей планеты
Слайд 5Значение атмосферы
Воздух нужен для дыхания почти всем живым организмам на земле
Слайд 6Наша цель сегодня:
а)повторить основные понятия и термины;
б) причины и следствия
атмосферных явлений;
в) вспомнить как работать с таблицами, схемами, графиками.
Слайд 7Атмосфера
«Атмос» – (греч) пар
«Сфера» – (греч) шар, оболочка
Состав: азот 78%
кислород –
21%
углекислый газ - 0,03%
инертные газы – 0,97%
Слайд 8Дайте определения понятиям:
Погода
Амплитуда
Ветер
Атмосферное давление
Бриз
Тропосфера
Атмосферные осадки
Слайд 9Для изучения атмосферы нужны приборы. Многие из них мы знаем.
Какие приборы
изображены на слайде?
Слайд 10Какие приборы изображены на слайде?
Слайд 11Задание. Установите соответствие:
А. Барометр
1. Влажность воздуха
Б. Термометр 2. Температура воздуха
В. Гигрометр 3. Атмосферное давление
Г. Осадкомер 4. Направление ветра
Д. Флюгер 5. Количество осадков
Е. Анемометр 6. Сила ветра
Слайд 12Задание А
Жил был один глупый король по имени Жаролюб. Он очень
любил лето, тепло. Всегда был недоволен, когда наступали холодные дни. «Я построю дом у самого солнышка,- говорил он-и мне будет всегда тепло». И построил дом на самой высокой горе. Забираясь на гору, он не понимал, почему, чем выше он поднимается, тем становится холоднее?
Так и замерз глупый король в своем новом доме.
Вопрос: что же такого не знал Жаролюб?
Слайд 13Задание Б: составьте схему нагревания воздуха:
Солнце
нагревание воздуха
Нагревание земной поверхности
Слайд 14
Сегодня старый ясень сам не свой
Как будто страшный сон его тревожит
Ветвями машет, шевелит листвой
А почему – никто сказать не может.
Слайд 15Укажите стрелкой направление ветра на схеме. Какой из них будет самый
сильный? Почему?
А. 756 мм. рт.ст. 753 мм. рт.ст.
Б. 753 мм. рт. ст. 768 мм. рт. ст.
В. 658 мм. рт. ст. 778 мм.рт.ст.
Слайд 16Отгадаем загадки
1. Что за чудо – красота! Расписные ворота
Появились на пути,
в них ни въехать, ни войти.
2. Заря – зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло.
3. Выше леса, тоньше колоса.
4. В холоде – горой, в избе - водой.
5. Падает горошком, скачет по дорожкам.
6. Седой дедушка у ворот, всем глаза заволок.
Слайд 17Какие виды осадков на картинках
фото
Слайд 18Задание «Посчитаем»:
1. Чему равна амплитуда колебаний температуры, если термометр показал:
Слайд 19Определить суточное количество осадков
Слайд 20Определить температуру воздуха за бортом самолета, если температура на земле +
20, на высоте
А) 3000м. Б) 5000м.
Слайд 21Что это?
То солнцем ярким улыбнется,
То вдруг нахмурится слегка,
Плаксива, ветрена, дождлива.
Не постоянная весьма….
/погода/
Как происходит изменение погоды? – в течение суток и в течение года (сезоны или времена года)
Слайд 22Угадайте, какие времена года описаны в стихотворениях
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пушное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса.
А.С.Пушкин (Осень)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит- хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Н.А. Некрасов (Зима)
Слайд 23
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями.
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
А.С. Пушкин (Весна)
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят сено шевеля
А.М. Майков (Лето)
Слайд 24Наша Земля – голубая планета
фото
Слайд 26Трудности, с которыми столкнулись путешественники
Облака – это густой холодный туман, в
котором ничего не видно
Недостаток кислорода, т.к. с изменением высоты воздух становится разряженным
Холод – на каждый километр высоты t° падает на 6°
Слайд 27Строение
атмосферы
Экзосфера
Термосфера
Мезосфера
Стратосфера
Тропосфера
Слайд 28Проверь себя
Тропосфера: 2,4,5.
Стратосфера: 1,6.
Верхние слои: 3,7.
Слайд 31
Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте же мы все
навек объединимся
Давайте наши души сохраним
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!