Слайд 1Национальный состав Иркутской области.
Братск -многонациональный
Курс «география Иркутской области»
9 класс
Слайд 2Практическая значимость
Проблемы, решению которых будут способствовать материалы
Внедрение информационных технологий в процесс
обучения предусматривает новый подход работы в педагогической деятельности на уроках и вне школы
Развивать умение детей работать с литературой, статистическими данными, подбором информации, используя компьютер.
Компьютер должен стать инструментом , для педагога, позволяющим повысить эффективность решения профессиональных задач.
Слайд 3Сфера применения идеи
На уроках географии, истории, литературы, где необходимо сравнение, анализ,
построение графиков, умение работать с различными источниками
Организация работы в компьютерном классе за счёт работы в группах
Слайд 4Цель
Умение правильно выбирать и анализировать определённые данные (статистические, энциклопедические, литературные) с
применением ИКТ.
Слайд 5Задачи
использовать компьютер как инструмент для анализа,
закреплять умение и навыки, полученные
на уроках,
развивать логическое мышление, внимание,
продолжить формировать умение работать в группах,
прививать интереса к предмету,
воспитание патриотизма
Слайд 6УУД
Личностные
формирование устойчивой мотивации к изучению нового;
формирование навыков анализа, творческой инициативности и
активности;
формирование познавательного интереса;
Слайд 7Коммуникативные
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной
форме;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки к предметно-практической или иной деятельности;
осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;
осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
Слайд 8Регулятивные
оценивать работу;
исправлять и объяснять ошибки;
адекватно оценивать свои достижения,
осознавать
возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
оценивать уровень владения учебным действием
Слайд 9Познавательные
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
анализировать объект, выделяя существенные и
несущественные признаки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Слайд 10Актуальность
формирование умений и навыков учащихся в процессе обучения происходит при
выполнении различных видов практических работ, самостоятельной деятельности.
Применение компьютера дает наглядность, быстроту выполнения задания, сбор информации и её обработку, позволяет индивидуализировать процесс обучения, автоматизировать его
В процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие
Слайд 11использование информационных технологий на уроках для подбора и обработки информации в
изучении общеобразовательных предметов,
новый взгляд на предмет с «информацион-ной» точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний,
появлению новых ассоциативных межпредметных связей за счет интеграции нескольких предметов.
Слайд 13 Много людей приняли участие в празднике национальностей– это
армяне, киргизы, литовцы, русские, таджики и др. Цель участия каждой из народностей – это передать свои обычаи, традиции и нравы населению Братска, познакомить их с культурой нашей России
Слайд 14История формирования населения области начинается с древне- и новокаменных веков, доказательством
являются археологические находки орудий труда, предметов быта, украшений, а так же наличие городищ и наскальных рисунков.
Слайд 15Петроглифы на Ангаре.
Эти рисунки открыли великую истину. Они напоминают нам
о том, что мы должны ценить красоту в тысячу раз сильнее.
С затоплением Усть-Илимского водохранилища оказались под водой остров Ушканий, исчезли Дубынинский и Ершовский пороги на Ангаре, но вырезанные оттуда диабазовые блоки с наскальными рисунками будут ещё долго служить как памятники древнего мира.
Слайд 16Считается, что заселение области связанно с освоением таежных участков, водоразделов и
долин рек тунгусами – эвенками.
Эвенки
Слайд 17Эвенки
Эвенки — коренной народ Российской Федерации. Занимали эвенки долины рек, разводили
оленей, охотились на пушных зверьков, кочевали, жили родами. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Иркутской области проживает 1272 эвенка. В Братске эта народность не проживает.
Слайд 18Традиции и культура
Женщины искусные вышивальщицы бисером и занимаются выделкой шкур
Слайд 19Буряты. Образ жизни, хозяйство
Буряты ведут полукочевой образ жизни. Занимались разведением крупного
рогатого скота: овец, коз, лошадей.
Слайд 20XVII век. Эпоха великих русских географических открытий.
Лишь со второй
четверти XVII века на берегах ангары появились первые русские люди. Сотни и сотни переселенцев-первопроходцев, искателей лучшей доли и людей государевых, крестьян-землепашцев, купцов-авантюристов пришли в неизведанный край и остались здесь жить.
Слайд 21.
Первопроходцы
Максим Перфильев — казачий атаман, русский первопроходец XVII века, освоитель
Восточной Сибири и Прибайкалья. Славился дипломатическим искусством на переговорах с тунгусами, а также с монголами и китайцами.
В 1625-1631 годах Максим Перфильев завершил постройку Братского острожка у Братского порога Падуна.
Пянда (Пенда) — русский землепроходец, открывший в 1623 году реку Лену. С отрядом в 40 человек совершил удивительный переход по неизвестным тогда местностям восточной Сибири. Достиг Ангары и первым из русских преодолел все страшные ангарские пороги. Известный светский географ, академик
Л.М. Берг назвал поход П. Пенды – географическим подвигом.
Слайд 22Братский острог
1620-1623 гг. землепроходец Пянда с отрядом 40 человек совершил переход
в Восточную Сибирь, достиг реки Ангары и первым из русских преодолел страшные ангарские пороги. Для строительства острога в 1628 г. было выбрано устье реки Оки. Он был первым в центре братской земли.
В 1630 году он в третий раз был послан в братскую землю.
Перфильев построил в 1631 году Братский острог. 20 лет спустя Петр Бекетов перенесет Братский острог ближе к устью реки Оки.
Острог неоднократно подвергался нападению бурят, а в 1636 г. Был сожжен и вновь отстроен близ братских юрт, летних жировищ и сенных их покосов.
Слайд 23Первые русские поселения появились в конце XVII века. Вслед за первопроходцами
пришли промышленные люди, купцы, крестьяне-землепашцы. Понятие «русские» - обобщенное. Это были представители разных национальностей из европейской части России.
Слайд 24Транссибирская магистраль. Московский тракт.
Байкало-Амурская магистраль
Слайд 25Царская каторга
«Это могила, окруженная соснами - все девять
тюрем были лучше этого поселения.» -
П.А. Муханов.
Братск местом ссылки известных людей России, как протопоп Аввакум, декабрист Муханов, писатель Радищев, революционер Рябиков, польский естествоиспытатель Чекановский.
Первыми каторжниками в Братской волости были 20 шведских пленных в 1670 г.
Слайд 26Озерлаг
В Братске было несколько лаготделений:
Лагерное отделение № 1 — управление в Седаново,
создано в 1963.
Лагерное отделение № 3 — управление в пос. Анзеба, Братского р-на, забастовка в конце 1954 года.
Лагпункт № 307 (спецлагпункт строгого режима, штрафной) — там же в пос. Анзеба, штрафной лагерь для участников лагерных восстаний, полный отказ от работы в 1954 г. Братского р-на, забастовка в конце 1954 года.
Лагерное отделение № 8 — очистка ложа Братского водохранилища, забастовка в январе — апреле 1960
сталинские лагеря, в которых отбывали наказание представители разных национальностей и вероисповеданий. Те же литовцы и поляки были сосланы сюда по политическим статьям, а потом остались здесь.
Слайд 27Братск - комсомольская стройка
Сквозь угрюмый разбуженный лес
Вырастала здесь Братская ГЭС,
Чтоб летел
её свет
В Усть-Илим и Тайшет,
Освещая тайгу до небес.
Песня «Иркутская история»
Слайд 28Братская ГЭС
В мае 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР
обратились к комсомольцам, юношам и девушкам страны с призывом поехать на новостройки и предприятия Востока, Севера, Донбасса.
И полетели в Братск тысячи писем: «Хочу работать в Братске! Возьмите на любую работу!»
Шли на восток эшелоны с песнями. На вагонах броские лозунги-клятвы: «Мы покорим тебя, Ангара!», «Даешь Братск!», «Партия сказала – надо», «Комсомол ответил – есть»
Слайд 29Зеленый городок
До сих пор я тебя, мой палаточный Братск, самой первой
любовью люблю.
Назван был по цвету 159 палаток, и городком (не посёлком, не селом) — с надеждой, что быть здесь городу. Первые палатки были установлены на левом берегу р. Ангары у Падунского порога в 1954 г. для краткосрочного проживания, но простояли они два года.
Слайд 30Алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс
Секретарю Иркутского обкома КПСС
3 февраля 1956 г.
Товарищ
секретарь, мы, воины Советской Армии, изучая материалы XX съезда КПСС, глубоко поняли, какое большое значение имеет электрификация нашей страны, поэтому мы решили по окончании службы в рядах советской армии поехать на большую стройку Братской ГЭС и вместе с советским народом трудиться на благо нашей Родины.
Просим Вас сообщить нам условия приема на работу, а также требующиеся специальности.
Слайд 31Современный этап
Возьмем новейшую историю.
Парад суверенитетов и принятая в 1991 году Декларация о независимости спровоцировали ряд межнациональных конфликтов, когда люди были вынуждены покинуть родные края. Поэтому в девяностые в Братск потянулись жители Армении, Азербайджана, потом Приднестровья и других мест. Для них наш город стал своеобразным островком безопасности. Последние годы в Братске ищут убежища киргизы и узбеки, в частности, в 2006 году на миграционный учет встали 1280 жителей Киргизстана.
Слайд 32Развитие национального вопроса в Братске
С каждым годом в городе регистрируется все
больше приезжих из ближнего зарубежья. По сравнению с 2006 годом число армян, поставленных на миграционный учет в 2011 году, выросло со 107 человек до 166, азербайджанцев - со 126 до 211, белорусов - с 13 до 38, жителей Казахстана – с 44 до 270, Таджикистана - с 585 до 760, Узбекистана – с 328 до 678.
Бытует мнение, что в Братске все больше становится китайцев. Но цифры говорят о другом: в 2006 году на миграционный учет поставили 606 граждан КНР, а в 2011 году – лишь 248. Просто часто жителей Поднебесной путают с представителями других национальностей.
Слайд 33Национальные диаспоры
В 1992-1994 годах армяне и азербайджанцы организовали первые диаспоры, которые
вскоре приобрели статус юридического лица. Юридическим лицом является также еврейская община. Завершает оформление документов для получения официального статуса и таджикская диаспора. Кроме них в Братске действуют общества бурятской культуры и литовской дружбы, сорганизованы таджики, татары и башкиры.
В процессе становления находится самая молодая, киргизская диаспора.
Слайд 34 Как-то руководитель таджикской диаспоры сказал: «Мы в Братске
можем сколько угодно ругаться, выяснять отношения, но когда приезжаем в Москву, гордо заявляем, что мы – братчане, и начинаем сбиваться не по национальному признаку, а по принципу «я - из Братска». То есть притяжение Братска действует и в других городах. Если и дальше национальная плоскость будет развиваться в таком же контексте, город от этого только выиграет. Мы приобретаем что-то из других культур, при этом не теряем и собственную самобытность. Мы все разные — но мы вместе.
Мой Братск
Слайд 35Ожидаемые результаты
Создание различных стендов, презентаций, буклетов, выставок, поделок.
Учащиеся должны уметь
защищать свои работы, анализировать собранный материал, делать выводы
Слайд 36Домашнее задание
Домашнее задание дифференцировано по уровню сложности:
Всем - читать параграф,
устно на вопросы отвечать.
Творческое задание (на дополнительную оценку): Приготовить сообщение, буклет или презентацию на тему «Народы проживающие в Братске».
Слайд 37Итог урока. Рефлексия.
- Возвращаемся к вопросу начала урока. Почему наш город
является многонациональным?
Достигли мы цели урока?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок. Все сдают контурные карты на проверку.
Слайд 38Устный диктант.
Приготовьте свои сигнальные карточки для устного диктанта. Согласны с
выражением «Да» – красная, не согласны «Нет» - черная.
Буряты составляли большую часть населения.
Население по территории области размещено равномерно.
В горных районах и на севере Катангского района нет постоянно проживающего населения.
Численность населения Иркутской области сокращается.
Средняя плотность 3,5 чел/км2 , в 4 раза ниже, чем в России.
Сокращение произошло за счет естественный убыли и миграционного оттока жителей.
Эвенки вели оседлый образ жизни.
Два района Усть-Ордынского Бурятского округа (Боханский и Осинский) увеличили численность жителей исключительно за счет рождаемости, при наличии миграционных потерь.
Наиболее густо заселены северный и северо-восточные районы до 50 чел/км2 .
История формирования населения Иркутской области начинается с медно-бронзового века.
Слайд 39Ответы:
1. Да
2. Нет
3. Да
4. Да
5. Нет
6. Да
7. Нет
8. Да
9. Нет
10. Нет
Слайд 40Практикум
На контурной карте подпишите:
Границу области.
Рассмотренные города, выделить их пунсон по численности.
Условным
знаком (придумать самостоятельно) покажите одну или две главные функции города.
Слайд 41Практикум
По статистическим данным постройте графики, используя компьютер и сделайте вывод
Слайд 42Этнографы-географы
1. Заполните таблицу
2. На контурной карте отметить цветом расселение народов на
территории области к началу XX века (атлас с. 10)
Слайд 43Формирование УУД:
Познавательные УУД: Актуализировать, систематизировать и обобщить
знания учащихся, создание и нахождение
путей выхода из проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания;
Личностные УУД: стремление к созидательной деятельности.
Слайд 44Тренировочный тест «Население Иркутской области»
1 вариант
Курыканы – это…
А) второе название бурят;
Б)
наиболее многочисленный и сильный народ из древнего тюркского племени;
В) племена, которые первыми заселили территорию Иркутской области;
Г) из них сложились впоследствии русская и якутская народности.
Население по территории размещено…
А) равномерно; Б) не равномерно.
Главная отрасль хозяйства эвенков – это …
А) кузнечное дело; Б) охота; В) скотоводство; Г) собирательство.
Юрта – это жилище…
А) бурят; Б) тофаларов; В) эвенков; Г) курыкан.
Люди этого периода, охотясь на крупных животных, применяли коллективный способ:
А) палеолит; Б) мезолит; В) неолит.
2 вариант
Дархаты – это…
А) второе название бурят;
Б) наиболее многочисленный и сильный народ из древнего тюркского племени;
В) шаман у эвенков;
Г) кузнец у бурят.
В половом составе населения области преолбадают…
А) женщины; Б) мужчины.
Главная отрасль хозяйства бурятов – это …
А) кузнечное дело; Б) охота; В) скотоводство; Г) собирательство.
Чум – это жилище…
А) бурят; Б) тофаларов; В) эвенков; Г) курыкан.
В какой период в хозяйстве охотничьих племён стало закрепляться рыболовство:
А) палеолит; Б) мезолит; В) неолит.
Слайд 45ОТВЕТЫ
Тренировочный тест «Население Иркутской области»
Слайд 46Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов.-5-е
изд., перераб. и доп.- Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания. 2000.-224с.,ил.
Герасимов В.Ф. Летопись Братска. Часть 1. Иркутск: Изд-во Иркутского университета. 1992. 164 с.
Рабецкая З.И. Исторический атлас. Иркутская область.- М.: «Издательство ДИК», 2000.-И90 48 с.: ил., карт.
Памятники и памятные места Братска – 2006 г.
Справочник 1992 г., Братск.
Николина В,В, Алексеев А,И,, Липкина Е.К. География Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. ФГОС. Издательство «Прсвещение», 2011
Атлас Иркутская область Восточно-Сибирская государственная АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
http://www.google.ru/ Народная энциклопедия «Мой город»
http://www.google.ru/ Иркутская область: информация о регионе на русском сайте Википедии
http://www.yandex.ru/ Всероссийская перепись населения 2002 года.htm
http://www.yandex.ru/ Всемирная География › Россия › Национальный состав населения Иркутской области.htm
Литература