Слайд 1МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4»
Тема: «Мотивация к обучению: Эксперименты и опыты
на уроках географии»
Учитель географии:
Г.М. Загвоздкина
Слайд 2
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То,
что я сделал, я знаю!
Слайд 3
В настоящее время на уроках географии применяются различные средства обучения- карты,
таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т. д. Но не всякую информацию учащиеся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе.
Слайд 4
Опыт- более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для
того, чтобы глубже разобраться в сущности изучаемого явления.
Слайд 5
Академик И.П. Павлов так сформулировал отличие опыта от простого наблюдения: «Наблюдение
собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет от природы то, что он хочет».
Слайд 6
Проведение опытов при изучении основ физической географии оказывает огромное образовательно- воспитательное
воздействие на учащихся. Помимо того, что они способствуют глубине, прочности и осознанности знаний, хорошо организованные опыты по географии (особенно, если они осуществляются лично самими учащимися под руководством учителя) захватывают школьников как нечто новое в обучении, связанное с раскрытием тайн природы.
Успешность постановки опытов определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате проведения опыта. Существенное значение имеют также наличие нужного оборудования и продуманная последовательность проведения опыта.
Слайд 7
В практике преподавания географии опыты пока еще не находят должного применения.
А между тем по физической географии постановка опытов крайне необходима. Их можно проводить на географической площадке, на местности и даже в классной комнате.
Слайд 8К постановке опытов и экспериментов предъявляются следующие требования:
1. приборы для опытов
не должны быть сложными, чтобы не затруднять сущности изучаемых явлений;
2. опыты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимся, чтобы процесс проведения опыта был достигнутым, чтобы внимание ребят было сосредоточено на выработке самостоятельных выводов;
3. до постановки опыта нужно разъяснить учащимся, какова его основная цель и какие основные вопросы предстоит разрешить;
4. в процессе проведения опыта учитель периодически ставит контрольные вопросы и выясняет, поняли ли учащиеся главное, чтобы суметь правильно решить поставленные вопросы;
5. по окончании опыта преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение результатов.
Выводы учащиеся записывают и графически оформляют.
Слайд 9
Прежде чем начать эксперимент учащиеся знакомятся с инструкцией.
1. Сначала- прочитать. Прежде
чем начинать эксперимент, внимательно прочтите, как его проводить.
2.Соберите все необходимые материалы. Чтобы проводимые опыты получились, необходимо позаботиться о том, чтобы у вас под рукой было все необходимое для их проведения. Если вы будете часто останавливаться и искать то одно, то другое, может нарушиться ход эксперимента и он может не получиться.
3. Эксперимент проводите постепенно и очень осторожно. Старайтесь не забегать вперед и ничего не добавляйте сами. Самое главное- ваша безопасность, поэтому внимательно следуйте инструкции. Тогда вы можете быть уверены, что ничего неожиданного не произойдет.
4. Если полученные результаты не будут соответствовать описанным в книге, внимательно прочитайте инструкцию и начните сначала.
Слайд 10
Тема: «Литосфера»
Устойчивость земной коры.
Цель эксперимента: Показать действие сил, деформирующих земную кору.
Вам
понадобится: Лист ватмана.
Подготовка: Расположите ватман на рабочем столе.
Ход эксперимента: Сложите лист пополам, складывайте лист столько раз, сколько сможете.
Слайд 11
Что получится? Сгибать лист с каждым разом становится все труднее. Вряд
ли вы сможете сложить лист более чем 6-7 раз.
Почему? Складывая лист пополам, мы делаем его вдвое толще. Сложив лист бумаги в семь раз, мы получаем 128 слоев бумаги. Земная кора ведет себя подобным же образом. Чтобы смять ровные, параллельные слои, нужно воздействие небольшой силы, тогда как для сминания слоев. Уже смятых в складки, требуются огромные силы.
Слайд 12
Тема: «Литосфера»
Метаморфизм.
Цель эксперимента: Показать, как образуются метаморфические горные породы.
Вам понадобится: Два
десятка спичек, книга.
Подготовка: Надломите каждую спичку два-три раза в разных направлениях так, чтобы спичка не лежала на столе плоско, высыпьте спички кучкой на стол.
Ход эксперимента: Положите на них книгу и прижмите к столу, уберите книгу.
Слайд 13
Что получится? Спички лежат на столе, образуя тонкий плоский слой.
Почему? Спички
расположились в плоскости стола под давлением книги. В природе различные горные породы сдавливаются под тяжестью вышележащих горных пород и образуют подобие слоев, хотя первоначально слоистыми не были. Измененные под давлением породы называются метаморфическими.
Слайд 14
Тема: «Литосфера»
Эрозия почвы.
Цель эксперимента: Определить, как увлажненность влияет на эрозию почвы.
Вам
понадобится: Мелкие бумажки, коробка из под конфет, пульверизатор с водой.
Подготовка: Нарезать мелкие бумажки.
Ход эксперимента: Высыпать бумажки у края коробки, подуть на них, смочить бумажки, снова подуть на бумажки.
Слайд 15
Что получится? Сухие бумажки легко смещаются к другому краю коробки, а
некоторые вылетают из нее. Мокрые бумажки в основном остаются на месте.
Почему? Легкие сухие частицы легко поднимаются ветром и переносятся на большие расстояния. Такие частицы встречаются в пустынях, на берегу моря. Мокрые бумажки прилипают друг к другу, и силы дыхания не хватает, чтобы поднять их в воздух.
Так и сырые частички почвы, и те участки почвы, где есть растительность, с трудом поддаются эрозии. Сырые частички слишком тяжелы, чтобы подняться в воздух.
Слайд 16
Данная тема еще раз доказывает, что наука-это увлекательно, это интересно. А
опыты и эксперименты выводят географию из учебников в повседневную жизнь.