Слайд 1 Модерация
как компетентностный системно-деятельностный подход к
построению учебного процесса
учитель высшей квалификационной
категории Игнатова И.Ф.
Слайд 2
В ресурсе компетентстного системно-деятельностного подхода и качественного образования личностно-ориентированное
обучение формирует конкурентноспособную личность:
активную по отношению к миру;
владеющею технологиями бесконфликтного общения;
навыками сотрудничества;
умениями анализировать различные жизненные ситуации.
умениями адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды
Слайд 3
ТЕРМИН"МОДЕРАЦИЯ"
Термин "модерация" произошел от итальянского moderare, что означает "смягчение", "сдерживание", "умеренность".
Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Слайд 4 Модерация - это совокупность техник и методов по организации взаимодействия
в группе с целью принятия решений.
Цель проведения модерации - наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.
Слайд 5Ключевые процессы при использовании технологии модерации
- эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового
процесса;
- упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
- обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
- мотивация всех участников образовательного процесса;
- мониторинг образовательного процесса;
- рефлексия педагога и обучающихся;
- анализ деятельности участников и оценка
результатов.
Слайд 6Значение профессиональной модерации
актуальность результативности и качества образовательного процесса,
повышение уровня культуры
общения и дискуссий,
эффективность совместной работы в команде, организации в целом.
Слайд 7Модерация работы с кейсом
Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности:
а) обсуждение
полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
б) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
в) работа над проблемой (дискуссия);
г) выработка решений проблемы;
д) дискуссия для принятия окончательных решений;
е) подготовка доклада;
ж) аргументированный краткий доклад.
Слайд 8Фазы урока
- инициация (начало урока). Эта фаза знакомства учитель - ученик-предмет.
При знакомстве учитель проводит мини - презентацию изучаемого предмета, в целях активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс делится на малые группы для
дальнейшей работы;
Слайд 9Фазы урока
- вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно
с учащимися).
Основная задача для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы;
Слайд 10Фазы урока
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); На данной фазе
урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе,
что в итоге ученик может
заработать по окончанию работы;
Слайд 11Фазы урока
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации).
Это
может быть и обычная лекция, интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры или самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта;
Слайд 12Фазы урока
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся), Собранная информация учениками
обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса;
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока) После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят
итог работы каждого ученика,
группы и класса в целом;
Слайд 13Варианты формирования групп
объединить рядом сидящих учеников;
попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и
затем сформировать группы по номерам;
заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек);
придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп.
попросить обучающихся еще до урока, например, через интернет сформировать мини-команды по определенному признаку.
Слайд 14ОБЩАЯ РАБОЧАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МОДЕРАЦИИ
1. Введение
- постановка и ознакомление
с правилами работы
2. Рабочий этап
- постановка ключевых вопросов
- структура (последовательность действий)
- подбор техник модерации
3. Заключительный этап
- представление результатов.
Слайд 15МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ
«мозговой штурм» (мозговой штурм, мозговая атака,)
— оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 16МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ
"многопозиционный опрос" - метод выбора с
помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив, необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант, может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.
Слайд 17МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ
"карточный опрос" - служит для сбора
и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.
Слайд 18МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ
"mind-mapping" или метод "корней дерева" - планирование необходимых
действий по проекту, где от "ствола дерева" расходятся "корни" или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде "ответвлений".
Слайд 19МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ
"поле координат" - сравнение или расстановка
приоритетов. Например, сравнение своей продукции и продукции конкурентов по осям цена-качество.
Слайд 20МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ
"вспышка"позволяет перевести общественный резонанс
в совершенно другую плоскость. Чтобы реализовать метод вспышки нужно учесть два момента:
Создаваемое событие должно быть во много раз сенсационнее и ярче того, которое создал ваш противник.
Создаваемое событие должно лежать в другой информационной плоскости.
Слайд 21ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОДЕРАТОРА
Модератор является организатором групповой работы, он поддерживает
группу, организуя разумное, целенаправленное поведение в ней.
Задачи модератора:
содействовать,
координировать,
направлять,
поддерживать,
сопровождать командную, групповую работу.
Слайд 22Задачи модератора:
- воздерживаться от выражения собственного мнения;
-
не оценивать ни высказывания, ни поведение участников команды;
- с помощью вопросов активизировать группу;
- осознавать собственную установку относительно команды и темы;
- принимать на себя ответственность за организацию процесса взаимодействия в группе.
Слайд 23Техническая работа модератора
1. Предложение идеи:
Фиксирует все идеи
Регулирует поток идей
2. Дискуссия по
выдвинутым идеям:
Фиксирует мнения об идеях
Регулирует поток высказываний
Группирует высказывания
Слайд 24Обязанности модератора
Модератор должен играть роль посредника. Он оказывает помощь команде в
постановке цели и ее эффективном достижении.
Какой позиции и взглядов должен придерживаться модератор? В идеале это должна быть совокупность таких качеств, как хладнокровие, оптимизм, способность действовать, с одной стороны, и толерантность — с другой. Но важнейшими качествами идеального модератора являются честность и открытость.
Слайд 25Методы анализа и принятия решения
1. Записывается цель (тема), над которой работает
подгруппа
2.Выписываются вопросы, конкретизирующие данную тему
3. Высказываются мнения, модератор их записывает
4. Формулируется результирующее мнение, которое будет являться решением задачи
Слайд 26Правила работы в группе:
- активно принимать участие в высказывании
идей и обсуждении;
- терпимо относиться с мнениям других участников;
- не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;
- не повторяться вслух;
Слайд 27Правила работы в группе:
- не манипулировать неточными или неверными сведениями
для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;
- помнить, что каждый участник имеет равные права;
- не навязывать своего мнения другим;
- четко формулировать свое окончательное мнение
Слайд 28Представление результатов работы по темам:
На одной странице готовится резюме в виде
выводов (текст, графики, таблицы).
Выступление модератора в течение 10 минут.
Итог подводит преподаватель.