Слайд 1Мастер –класс
Моделирование гор
на уроках географии
подготовила учитель географии
Малышева Марина Викторовна
ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Тенгинской
Слайд 2
Программа географии в школе 8 вида включает относительно сложный для обучающихся
теоретический материал, изучение которого недостаточно результативно без применения особых методов и приемов.
Их эффективность в основном объясняется тем, что при чувственном восприятии (прежде всего зрительном) образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью на уроках часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. Знания, неподкрепленные эмоциями, воспринимаются поверхностно, не вызывают интереса, поэтому не становятся частью их личности.
Здесь и приходит на помощь моделирование – создание образа изучаемого объекта или явления.
Моделирование - это активный метод познания на основе деятельностного подхода в обучении географии.
Слайд 3
Н.Н. Баранский говорил: «что ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география»
Создание моделей способствует развитию абстрактного мышления путём формирования географического образа мира.
Метод моделирования в преподавании географии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяет:
увеличить их активность на уроке
повысить мотивацию к учебной деятельности
более продуктивно освоить новый материал
самостоятельно выполнять задания творческого характера
сжато излагать и воспроизводить информацию
формировать пространственные представления по предмету
осуществлять межпредметную связь
Слайд 4
Урок географии будет
намного понятнее и интереснее, если использовать в его рамках различные типы моделей.
Для этой формы работы можно использовать пластилин, бумагу, картон, песок, глину и другие материалы.
На своих уроках я предпочтение отдаю бумаге, так как бумага является отличным материалом для творчества. Из неё можно сделать множество фигур и макетов. Она достаточно безопасна, экологически чистая, удобная в использовании.
Слайд 5Воздушный океан – просторы,
И воздух чист и разряжён.
Как волны, плещут к
небу горы,
Которыми заворожён…
Слайд 6Типы моделирования
гор из бумаги
Обучающиеся
с нарушением интеллекта изучают формы поверхности Земли на уроках географии в 6 классе. Знакомство с горами происходит через словесные методы, наглядные методы, практические работы (зарисовки). Следующим этапом в освоении темы является моделирование гор.
Способы моделирования гор
Оригами
Объёмные модели на основе фигуры конус
Аппликация (контуры)
Слайд 7 Моделирование гор – «Оригами»
Приготовить квадратный лист бумаги. Лучше всего использовать
плотную бумагу.
Работа выполняется по схеме, необходимо всегда складывать бумагу так , как показано на рисунке, складки при этом старайтесь делать твердыми и острыми.
Помните: чем прямее и острее складка, тем больше шансов, что законченная модель будет правильной и привлекательной на вид. Чтобы горы смотрелись красиво, они должны иметь форму ровной и правильной пирамиды.
Слайд 8Мастер-класс
моделирование гор
на основе фигуры «конус»
Любая возвышенность- гора,
холм или вулкан отдалённо напоминают конус. При помощи этого моделирования можно закрепить знания о строении гор и различии их по высоте.
Оборудование: картон для шаблона, клей , линейка , альбомные листы бумаги, цветные листы бумаги, акварельные краски, кисти.
Применяю два способа изготовления:
Модели гор из белой бумаги, раскрашиваются акварельными красками (более трудоёмкий и длительный вариант).
Модели гор из цветной бумаги (коричневой и зеленой), (быстрый и лёгкий вариант).
Слайд 9
Последовательность
выполнения модели
Провести инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами
и клеем;
Отмечаем на основе, где у нас будет находиться гора;
Обводим шаблон «будущей горы»,вырезаем получившийся круг;
При помощи линейки чертим от центра окружности две линии,
Вырезаем полученный сектор, похожий на кусок пирога, оставив припуск на склейку; или круг пополам (в этом случае гора будет меньшего диаметра)
Можно экспериментировать: сделать горы разной высоты и холм;
Слайд 107. Аккуратно смять лист бумаги
(для реалистичности);
8. Снова
его распрямить;
9. Сложить конус – гору и заклеить края;
10. Низ конуса нарезать бахромой;
11. На картонную основу наклеить конус;
12. Раскрасить гору в соответствующие цвета: подошву, склоны –зеленый цвет, ближе к вершине коричневый или серый, вершину оставить неокрашенной (снег, ледник);
На модель из цветной бумаги можно надеть на вершину небольшой конус из белой бумаги с рваными краями (имитация снега);
Слайд 12 В заключении хочется отметить, что этот вид
деятельности обучающимся очень нравится.
"Плюсами" работы являются:
- расширение географического кругозора;
- развитие сенсомоторики;
- развитие внимания (повышение его устойчивости);
- повышение любознательности (в этой работе есть новизна, творческое искание);
- повышение эмоционального настроя, развитие личности (воспитание усидчивости, настойчивости, умение доводить начатое дело до конца), формирование способности контроля и оценки собственной деятельности;
- получение навыков по планированию своей деятельности, распределению операций, приобретение умения применять теоретические знания на практике.
Такие практические работы содействуют сознательному усвоению учащимися знаний и формированию умений и навыков географического характера.