Презентация, доклад мастер-класса Использование ТРИЗ технологии на уроках географии

Содержание

направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой школы… цели:развитие личности школьника, его творческих способностей;..освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельность;..Образовательный стандарт

Слайд 1 Развитие креативного мышления на уроках географии через использование ТРИЗ-технологии
Автор:

учитель географии, преподаватель экономических дисциплин М.В. Тарасова
Развитие креативного мышления на уроках географии  через использование  ТРИЗ-технологии  Автор: учитель географии,

Слайд 2направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой школы…

цели:
развитие личности школьника, его творческих способностей;..
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельность;..

Образовательный стандарт

направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой школы… цели:развитие личности школьника, его творческих способностей;..освоение

Слайд 3Как максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения

результативности и уменьшения затрат в процессе образования?
Как максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе

Слайд 4
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
переход к стратегии социального

проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«ТРИЗ-методологи»

Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность


В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования

Слайд 5 Актуальность проблемы
Проблема развития креативного мышления в любой предметной сфере деятельности

находится сегодня в центре внимания общественности, и совершенствование качеств креативной личности является наиболее важной компетенцией для различных социальных институтов, в том числе и географического образования.

Актуальность проблемыПроблема развития креативного мышления в любой предметной сфере деятельности находится сегодня в центре внимания общественности,

Слайд 6
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – конструктивная методология генерации эффективных идей

и разрешения проблем на основе моделей противоречий и методов их разрешения. Методология активизации мышления.
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – конструктивная методология генерации эффективных идей и разрешения проблем на основе моделей

Слайд 7ТРИЗ-педагогика-это также и методы создания новых педагогических и дидактических систем, новых

необычных и эффективных видов занятий, учебных пособий.


ТРИЗ-педагогика-это также и методы создания новых педагогических и дидактических систем, новых необычных и эффективных видов занятий, учебных

Слайд 8Структурная схема ТРИЗ на уроках географии

Структурная схема  ТРИЗ  на уроках географии

Слайд 9 Функции ТРИЗ в географии

Функции ТРИЗ в географии

Слайд 10Конструктор урока

Конструктор урока

Слайд 11Спектр приемов и методов активизации мышления ТРИЗ
Мозговой штурм – решение творческих,

эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть “открытыми”, они наиболее развивают “творческость” мышления.
Идеальное решение. Формула: учитель создаёт условие изобретательской задачи, которое содержит в себе, иногда некоторое противоречие. Учащиеся должны определить ИКР.
Лови ошибку. Формула 1: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Формула 2: учитель раздаёт задания-карточки с ошибками, ребята ищут ошибки, спорят, совещаются и оглашают результат. Задача группы найти неправильные ответы доказать их неверность и заменить правильными.




“Да-нетка”.Формула: учитель загадывает что-то. Ученики пытаются найти ответ задавая вопросы. Учитель отвечает только словами да, нет и да и нет. Ресурсы: город, озеро, море, горы, физическое явление и т.д
Интеллектуальная разминка.Формула 1: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному ранее материалу. Затем одни ученики задают вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно система вопросов перекрывает учебный материал. Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.
Удивляй. Отсроченная отгадка. Приём-рекомендация. Формула: в начале урока учитель даёт загадку “Удивительный факт”, отгадка которой “ключ понимания” будет открыто на уроке при работе над новым материалом.

Спектр приемов и методов активизации мышления ТРИЗМозговой штурм – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи

Слайд 12Спектр приемов и методов активизации мышления ТРИЗ
«Таинственный вопрос» в соответствии

с темой урока предложить ответить на один очень важный, но для всех нас таинственный вопрос. Форма ответа остаётся на усмотрение учащихся (устно или письменно)

«Обрати вред в пользу» использование вредных факторов ( в частности воздействия окружающей среды) для получения положительного эффекта»

«Приемы устного опроса
Базовый лист контроля "Светофор" Показательный ответ Опрос по цепочке Аудио, видео- опрос Программируемый опрос Защитный лист Щадящий опрос Идеальный опрос
Повторение изученных ранее тем
Своя опора Повторяем с контролем Повторяем с расширением Пересечение тем


Спектр приемов и методов активизации мышления ТРИЗ «Таинственный вопрос» в соответствии с темой урока предложить ответить на

Слайд 13 Принципы ТРИЗ-методологии
Открытость,
Деятельность
Обратная связь
Свобода выбора
Идеальность

Принципы ТРИЗ-методологии Открытость, Деятельность Обратная связь Свобода выбораИдеальность

Слайд 14Задания на развитие зрительной памяти Инструкция. В течение 10с предлагается внимательно рассмотреть

фигуры, вписанные в 10 квадратов. По команде нарисовать их в том же порядке.

Обработка результатов
Подсчитайте % продуктивности В:

В= число правильных фигур х 100%
10
Нормативы: 70-100% - высокий показатель (1),
30-70% - средний показатель (2),
0-30% - низкий показатель (3).

Задания на развитие зрительной памяти Инструкция. В течение 10с предлагается внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов.

Слайд 15 Задания на развитие слуховой памяти.
ТЕСТ «ЗАПОМНИ СЛОВА»
Оценка слуховой памяти -

кратковременной и долговременной
Прочитать следующие 10 слов: свет, пустыня, полюс, пояс, снег, нагорье, материк, страна, столица, параллель.
Попросить учащихся повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Задания на развитие слуховой памяти.ТЕСТ «ЗАПОМНИ СЛОВА»Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременнойПрочитать следующие 10 слов:

Слайд 16 Задания на развитие

зрительной памяти

КЛИМАТ,
ВЕРШИНА,
ТЕЧЕНИЕ,
АЗИМУТ,
РЕКА,
МЕТЕОРОЛОГИЯ,
АНОМАЛИЯ.

 

Задания на развитие            зрительной памятиКЛИМАТ,

Слайд 17  Задание на развитие внимания.
КЕНГУРУ, КОРАЛЛ, КРОЛИК, РАВНИНА, АЛМАЗ, ДЖЕЙМС КУК, КАНДБЕРА,

ЗАСУХА, ПАССАТ, ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН, ДАРЛИНГ, ЭЙР, СИДНЕЙ, СЁРФИНГ, АБОРИГЕНЫ, КОАЛЫ, БАОБАБ, СТЕПЬ, ЭВКАЛИПТ, ДИНГО, ПЕРТ, АДАЛАИДА, ЕХИДНА.

  Задание на развитие внимания. КЕНГУРУ, КОРАЛЛ, КРОЛИК, РАВНИНА, АЛМАЗ, ДЖЕЙМС КУК, КАНДБЕРА, ЗАСУХА, ПАССАТ, ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН,

Слайд 18                  
Что это такое?         
Это пенсне, не правда ли? Или очки. Или бинокль. Или

гантель. Или светящиеся в темноте фары автомобиля. Или весы. Или барабаны туземцев. Или... или... или...

                   Что это такое?          Это пенсне, не правда ли? Или очки. Или бинокль. Или гантель. Или

Слайд 19Задания со сменой установки.
Например, возьмем слово "суслик":  Солнечным утром сосновый лес исключительно красив 

Задания со сменой установки.Например, возьмем слово

Слайд 20МЕРИДИАН
М----
Е-----
Р-----
И-------
Д----------
И-----------
А-------------
Н-------------

МЕРИДИАНМ----Е-----Р-----И-------Д----------И-----------А-------------Н-------------

Слайд 21"МЕРИДИАН": 
Москва
Ежедневно
Реализует
Индустриальные
Достижения
Используя
Актуальные
Новинки


Слайд 22Буквенный диктант
Буква «К»
Море – ( Карское )
река – ( Кама

)
горы - ( Кунь - Луньские )
государство - ( Кипр )
столица - ( Киев )
остров - ( Крит )
полуостров - ( Крымский )
озеро - ( Круглое )

Буквенный диктант Буква «К»Море – ( Карское )река – ( Кама )горы - ( Кунь - Луньские

Слайд 23 Исключи лишнее.
А) найди лишнее: Виктория, Гибсога, Танами, Альмерия.
Б) найди лишнее

: дождь, звездопад, снег, град;

В) найди лишнее : Корейский, Аравийский, Индостан, Гренландия.
.
 

Исключи лишнее.А) найди лишнее: Виктория, Гибсога, Танами, Альмерия.Б) найди лишнее : дождь, звездопад, снег, град;В) найди

Слайд 24 Исключи лишнее.
А) найди лишнее: Виктория, Гибсона, Танами, Альмерия.
Ответ: лишнее –

Альмерия – пустыня в Испании; Виктория, Гибсона, Танами – пустыни Австралии;
Б) найди лишнее : дождь, звездопад, снег, град;
Ответ: лишнее - звездопад – не вид атмосферных осадков;
В) найди лишнее : Корейский, Аравийский, Индостан, Гренландия.
Ответ: лишнее – Гренландия – остров; Корейский, Аравийский, Индостан – полуострова.
 

Исключи лишнее.А) найди лишнее: Виктория, Гибсона, Танами, Альмерия.Ответ: лишнее – Альмерия – пустыня в Испании; Виктория,

Слайд 25Частично-поисковые задачи.

Задание 1. Определить и продолжить ряд
следующих географических понятий:
А) Камерун, Карисимби,

Килиманджаро, …;
Б) Бразилия, Аргентина, Чили, …;
В) Кенгуру, утконос, ехидна, … ;
Г) Каир, Алжир, Найроби, ….;
Д) Виктория, Ниагара, Анхель,…
Е) Бразильское, Гвианское, Патагонское, …
Ж) Льянос, Кампос, Сельва, …;
З) Хонсю, Кюсю; Сикоку,… .
 
Частично-поисковые задачи.Задание 1. Определить и продолжить рядследующих географических понятий:А) Камерун, Карисимби, Килиманджаро, …;Б) Бразилия, Аргентина, Чили, …;В)

Слайд 26Решения
А) Мы имеем перед собой ряд географических объектов, которые принадлежат материку

Африке и являются вершинами гор: Камерун, Карисимби, Килиманджаро, Тубкаль, Рувензори;
Б) государства Южной Америки: Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Сурина;
В) животные континента Австралия: Кенгуру, утконос, ехидна, коала, дикая собака Динго;
Г) государства Африки: Каир, Алжир, Найроби, Марокко, ЮАР;
Д) водопады Северной Америки: Виктория, Ниагара, Анхель, Игуассо, Антарио;
Е) нагорья Америки: Бразильское, Гвианское, Патагонское, западная Сьерра – Мадре; Восточная Сьерра – Мадре;
Ж) природные зоны Южной Америки: льянос, кампос, сельва, пампа, парамос;
З) острова Японии: Хонсю, Кюсю; Сикококу, Хокайдо, Осуми

РешенияА) Мы имеем перед собой ряд географических объектов, которые принадлежат материку Африке и являются вершинами гор: Камерун,

Слайд 27 Интегрированный диктант интеллектуальная разминка
Какой бельгийский город вошёл в историю

первой мировой войны ( Ипр )
Какое сражение считается самым большим сражением новой эры? (Ютландское)
По льду какого озера во время Великой Отечественной войны пролегала дорога жизни ( Ладожского )
Назвать национальность первого гусара ( Венгр )
Из какой страны в древности и в средние века начиналась знаменитая караванная дорога Великий шёлковый путь? ( Китай )
На карте какого материка можно найти имена романа А.Дюма «Три мушкетера»? ( Антарктида )
Из какого города родом Робинзон Крузо ? ( Йорк )
Интегрированный диктант интеллектуальная разминка Какой бельгийский город вошёл в историю первой мировой войны ( Ипр )Какое

Слайд 28Несколько общих советов и предостережений:
Описанные типы заданий не подлежат оцениванию. Большую

ошибку допускают те учителя, которые оценивают выполнение заданий внепрограммного, развивающего характера; нельзя ставить отметки за интерес или творческий потенциал.

Несколько общих советов и предостережений:Описанные типы заданий не подлежат оцениванию. Большую ошибку допускают те учителя, которые оценивают

Слайд 29ТРИЗ задачник по географии для учеников

ТРИЗ  задачник по географии для учеников

Слайд 30Задача №1
В США обострилась проблема чистой воды. В связи с этим

предложили наладить буксировку айсбергов от берегов Аляски к Калифорнийскому побережью (в район г. Лос-Анджелес). И сразу возникает вопрос: не растает ли айсберг по дороге?
Как не растопить айсберг по дороге?
Задача №1В США обострилась проблема чистой воды. В связи с этим предложили наладить буксировку айсбергов от берегов

Слайд 31Решение задачи №1
Решение 1
Лёд айсберга обладает огромной отражающей способностью, поэтому таять

он будет медленно.
Противоречие. Тогда появляется следующая задача: как обеспечить быстрое таяние льда в Лос–Анджелесе? Применять топливо экономически невыгодно, электрический разогрев – тем более. Как быть?
Решение 2
Всё-таки использовать солнце. Айсберг будет таять под действием солнечных лучей, давая в систему водоснабжения пресную воду, если солнечное излучение будет не отражаться, а поглощаться. Для этого айсберги предложили покрывать слоем сажи, что обеспечило интенсивное таяние льда под действием солнца.
Решение 3
Покрыть айсберг прозрачной плёнкой для создания парникового эффекта, как в теплице и ещё направить на него солнечные лучи сфокусированные параболоидальными зеркалами. Тогда парниковый эффект ещё более усилиться.
ИКР
Решение задачи №1Решение 1Лёд айсберга обладает огромной отражающей способностью, поэтому таять он будет медленно. Противоречие. Тогда появляется

Слайд 32Задача №2
Удивлению мореплавателей не было предела, когда последний из пяти кораблей

Магеллана вернулся в Севилью, обогнув Землю в течение всего плавания, один из его участников не пропускал ни одного дня, записывал всё что видел. И вот оказалось, что на суше прошло на один день больше, чем на корабле. На корабле среда, а на суше четверг.
Вопрос: Как объяснить этот удивительный случай, почему спутники Магеллана потеряли один день ?


Задача №2Удивлению мореплавателей не было предела, когда последний из пяти кораблей Магеллана вернулся в Севилью, обогнув Землю

Слайд 33Задача №3
Как встретить Новый год дважды, вернуть уже прожитый день?

Задача №3Как встретить Новый год дважды, вернуть уже прожитый день?

Слайд 34Задача № 4
Рождение сына для бедуинов – настоящий праздник. В честь

этого события положено зарезать овцу и устроить пир. Однако, если отец в этот момент находится в отъезде (а это явление частое, бедуины – кочевой народ), подготовка к празднику оказывается под угрозой срыва. Если же пир не будет организован, мать и ребёнок будут покрыты позором на всю жизнь.
Как сохранить доброе имя женщине и её сыну?
Подсказка. В таком виде это проблема неразрешима. Но мы уже знаем, что делать. Расспросим-ка бедуинов о сути дела. И окажется, что всё дело в том, что резать овцу – сугубо мужское дело, женщине делать просто неприлично. Но столь же неприлично обращаться за помощью к любому другому мужчине. Задача становится конкретной, а, значит, – разрешимой
Задача № 4Рождение сына для бедуинов – настоящий праздник. В честь этого события положено зарезать овцу и

Слайд 35Задача № 5
В Средиземном море в начале ХVIII века в результате

возник остров. Итальянцы назвали его Юлия, англичане – Грехэм, испанцы – Фернандес. Пока между государствами шёл спор о его принадлежности, остров исчез. Почему?
Задача № 5В Средиземном море в начале ХVIII века в результате возник остров. Итальянцы назвали его Юлия,

Слайд 36Задача № 6
Члены организации “Гринпис” пытаются помочь китам, выброшенным на берег.

Они поливают их, пытаются подкармливать. Но киты всё равно умирают. Почему это происходит и как им помочь?
Подсказка. Используйте ресурсы – знания о поведении тел в воде.

Задача № 6Члены организации “Гринпис” пытаются помочь китам, выброшенным на берег. Они поливают их, пытаются подкармливать. Но

Слайд 37Задача № 7
Известно, что айсберги – это огромные куски льда, которые

откалываются от ледяных полей и дрейфуют в океане. Существует реальная опасность столкновения судов с ними. Так, в 1912 году один из самых надёжных судов того времени “Титаник” потерпел крушение из-за столкновения с айсбергом. Учёные стали изучать миграцию гигантских льдин, что обеспечить безопасность мореплавания. Как это можно делать?


Задача № 7Известно, что айсберги – это огромные куски льда, которые откалываются от ледяных полей и дрейфуют

Слайд 38Задача № 8
Кит – самое крупное млекопитающее на земле. В настоящее

время существует множество общественных организаций, которые охраняют этих замечательных животных. В том числе следят за их здоровья. Но иногда возникает проблема. Животное болеет – а сделать киту инъекцию невозможно. Как быть, если животное надо лечить?
Противоречие. Кит не хочет пить лекарство, но должен пить его.


Задача № 8Кит – самое крупное млекопитающее на земле. В настоящее время существует множество общественных организаций, которые

Слайд 39Задача 1. Известно, что многие страны Средней Европы имеют нулевой или отрицательны

показатель прироста населения. Как можно решить данную проблему? Задача 2. Несколько лет назад мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникли на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причём если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Задача 3. Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? Задача 4. Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время от времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро обнаружить. Строить дорогостоящие обнаружительные системы с многими тысячами датчиков? А можно ли сделать так, чтобы природа сама подсказывала место утечки газа?
Задача 1. Известно, что многие страны Средней Европы имеют нулевой или отрицательны показатель прироста населения. Как можно

Слайд 40Несколько общих советов и предостережений:
Все задания сначала подбираются и составляются учителем,

но некоторые типы заданий подходят и для составления самими учащимися, что внесет дополнительный интерес и элементы творчества в учебный процесс.
Можно устроить и небольшой конкурс на лучшую задачу, составленную учащимися, обсуждать с ними, соответствует ли задача заявленному типу, чем хороша, какие интересные моменты возникают при её решении.

Несколько общих советов и предостережений: Все задания сначала подбираются и составляются учителем, но некоторые типы заданий подходят

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть